Конспект занятия по ФЭМП "Ориентировка в пространстве"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

конспект занятия в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

СЦЕНАРИЙ

Интегрированной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное  развитие»

Тема: «Человек и его тело»

Возрастная группа старшая  группа

Подготовила: Деренская О.А.,

Воспитатель ВКК

Орск, 23.04.2020 г.

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Цель: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием. Проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку. 

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

Образовательные:

Совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов ; формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.

Работа над словарем:

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Методы формирования сознания (беседа, игры, направленные на развитие познавательных процессов, рассказ воспитателя);
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (отгадывание загадок);
  3. Методы стимулирования поведения (поощрение);
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
  5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности

(проблемные вопросы).

Создание среды для организации и проведения ОД: презентация, иллюстрации, мнемотаблица, набор цифр.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры»«Счет до 10»; дидактические игры «Подбери фигуру»«Назови и сосчитай» и др. ; упражнения на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости «Назови соседей»«Лабиринт»; разучивание физкультминутки, геометрическое конструирование на плоскости.

Виды детской деятельности вОД:

Коммуникативная

Двигательная

Познавательная

Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.

Интеллектуальные:Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе.Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Создает изображения предметов по образцу.

Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей вОД

  1. Активность  
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
  4. Сопереживание
  5. Эмоциональность
  6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
  7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
  8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

- Материалы и оборудование:

Набор геометрических фигур, квадратный лист бумаги, смайлики (грустный и веселый) на каждого ребенка; набор цифр, ключ (из составных частей) на каждого ребенка.

Ход  интегративной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Вводная часть.                                                          

Создание мотива для деятельности детей  

Организационный момент:

Психологический настрой.

Воспитатель:

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись.

 И к солнцу потянулись!

Воспитатель:

-Ребята,  я знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по сказке.

-А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова

«1, 2, 3, обернись, в сказке окажись»

-Открываем глаза. Сказка начинается.

« Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по очень важным делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился Иван Царевич и поехал искать царевну. Едет день, едет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там Баба Яга живет. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич правильно ответит на ее вопросы.»

 А Иван Царевич сомневается, справится ли он со сложными заданиями Бабы Яги и обращается к вам за помощью.

-А помочь Ивану  Царевичу смогут дети, которые умеют не только считать, знают геометрические фигуры, но еще и хорошо ориентируются в пространстве. И сегодня на занятии мы будем учиться ориентироваться в пространстве.

-Ну что,  вы готовы помочь Ивану  Царевичу? Тогда слушайте внимательно вопросы Бабы Яги.

Социально-коммуникативное развитие

5 минут

2.Основная часть.

Беседа, актуализация личного опыта детей

Проблемные вопросы

Игра «Дни недели»

Воспитатель:

-Какой сегодня день недели?

-Какой день недели был вчера?

-Какой день недели будет завтра?

-Какие времена года знаете? Назовите.

-Какое время года наступило?

Составление детьми рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель: 

-Вот и помогли мы Ивану Царевичу справиться с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним.

- Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

Воспитатель:

- Давайте поможем Ивану Царевичу.

Приготовьте геометрические фигуры. Давайте назовем их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги. 

Графический диктант :

-в центре листа расположите желтый круг

-справа от круга расположите зеленый квадрат

-слева от круга расположите красный треугольник

-над кругом расположите синий прямоугольник

-под кругом расположите черный овал

Воспитатель: Обращается к 2-3 детям с вопросами

-Где ты расположил круг? (в центре листа)

-Какая фигура находится справа от круга?

-Какая фигура расположена под кругом?

-А сейчас проверим.

-Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.

-Кто допустил ошибку, исправьте ее самостоятельно.

-А теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Если вы правильно выполнили задание, поднимите веселый смайлик. Если допустили ошибку, грустный.

- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес. В лесу Иван Царевич встретил животных. А каких, вы узнаете, если отгадаете загадки:

На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит…

(ежик)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(белка)

Хоть на вид – краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей

(Лиса)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Воспитатель:

-Просмотрите, как расположились звери на лесной полянке.

-Кто находится между белкой и лисой? (ежик)

-Кто находится справа от ежика?

-Кто находится слева от ежика?

-Сзади (позади) ежа расположился….?

«Веселые задачки»

-А еще Иван Царевич встретил в лесу гномика, который предложил ему решить задачи :

1.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц летело над рекой? (Три)

2. Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат, но один из них устал и конечно же отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (пять)

Веселый гномик предлагает вам поиграть в игру:

«Ничего не говори, лишь руками покажи»

Физкультминутка.

Высоко! Низко!

Слева! Справа!

Далеко! Близко!

Широко! Узко!

Воспитатель.

Ребята, пока мы играли, Иван Царевич добрался до замка.

Вот вход в замок. Дверь, за которой находится Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.

Разберут на доске (2 детей, а мы поможем им за столами.

-Вам необходимо расположить числа в прямом порядке от 1 до 10 (работа в парах.

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Между числами 4 и 6 находится число…. (5)

- Назовите числа, которые больше числа 8. Где они расположены? (Справа)

- Назовите числа, которые меньше 4. Где они расположены? (слева)

-Благодаря вашей помощи Иван Царевич оказался перед дверью, ведущей в замок.

-Но хрустальный ключик, которым можно открыть дверь разбился.

-Давайте поможем Ивану Царевичу собрать ключ из частей.

 Воспитатель:

-Благодаря вашей помощи Иван Царевич смог открыть дверь в замок и освободить Царевну.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

-Закройте глаза и произносите вместе со мной:

1,2,3,4,5

Вот мы в садике опять.

С вами в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Познавательное развитие

Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

17 минут

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов деятельности.

Рефлексия:

-Чем мы занимались сегодня на занятии?

-Что вам понравилось?

- Ребята,  кому мы сегодня помогали? (Ивану Царевичу)

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)

  Вот и молодцы, хорошо поработали.

«А теперь мы улыбнемся,

крепко за руки возьмемся,

и друг другу на прощанье

мы подарим пожелания.

Будьте все здоровы».

Социально-коммуникативное развитие

3 минуты

Длительность интегративной деятельности: 25минут

Список использованной литературы:

  1. Интернет – ресурс

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-fyemp-v-starshei-grupe-na-temu-orientirovka-v-prostranstve.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"

Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет  с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....

планы конспекты занятий по ориентировке в пространстве

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая з...

конспект занятия по ориентированию в пространстве "Сказки домового"

Занятие направлено на развитие у детей умения изображать направление движения на карте, использовать заместители реальных объектов при составлении плана комнаты, закрепления навыка использования услов...

Конспект занятия по ориентировке в пространстве.

Тема: «Ориентировка в групповой комнате на основе схемы».Цель: учить детей ориентироваться по схеме помещения; самостоятельно составлять по схеме модель групповой комнаты....

Конспект занятия Путешествие в космическое пространство

Путешествие в космическое пространство...