Статья "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"
статья по математике

Зайцева Нина Владимировна

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Развитие элементарных математических представлений — является одной из самых важных частей интеллектуального развития дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зайцева Н.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №33 Пушкинского района

Санкт - Петербурга

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

«Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего,

ни познать без него.»  Пифагор 

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. 

Развитие элементарных математических представлений — является одной из самых важных частей интеллектуального развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение —первая образовательная ступень, детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе и последующей жизни. Именно в самом раннем возрасте формируются мировоззрение, а также интеллект. 

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников:

  • распознание детьми величины предметов и сравнение этих величин;
  • овладение счетом;
  • развитие представлений о пространственных отношениях;
  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • развитие представлений о времени;
  • измерение и некоторые меры;
  • доли;
  • сравнение предметов.

В соответствии с ФГОС есть основные современные требования математической подготовки детей дошкольного возраста:

  • обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;
  • повышение качества усвоения математических знаний у дошкольников;
  • повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, прочность, умение их использовать при решении практических задач)
  • формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий;
  • ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.п);
  • создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка;
  • развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;
  • усвоение детьми математической терминологии;
  • повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике;
  • организация обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. 

Что бы заинтересовать ребенка, увлечь его математикой этот процесс должен быть занимательным, ненавязчивым. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, которые способствуют наблюдению, сравнению, рассуждению, аргументированию, доказыванию правильности выполненных действий. Помогает в этом основная форма работы с дошкольниками – игра (ведущий вид деятельности). С детьми нужно «играть» в математику. Ведь как сказала Нищева Н. В. в книге «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций»: «Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.»  И в этом нам могут помочь современные развивающие игры: математические планшеты, арифметический счет, логические пирамидки, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы, счетный материал.

Инструментом развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с конструктором для плоскостного и объёмного моделирования. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками. Не могу не согласиться с В. А. Сухомлинским «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» 

Возможности организации игровой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.

Таким образом, на сегодняшний день воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

Знания, полученные на занятиях по формированию элентарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позици...

Всероссийская научно-практическая конференция "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение яв...

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО«Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать ...

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО.

Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребёнок 21 – го века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке &nd...

Статья "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...

Статья "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

Формы организации непосредственно образовательной деятельности разнообразны. Наряду с традици­онной, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской деяте...

«Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС»

Абдуллаева Л.К.ГБДОУ детский сад № 73 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга «Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС»...