Статья "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"
статья
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер.
На современном этапе развития образования, одним из ведущих принципов дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
От удачно организованной формы работы с детьми зависит успешная реализация задач учебного процесса, его конечная цель содействие многогранному и главное интеллектуальному развитию. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка;
- формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
- формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
- использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
- стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
- возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Такой игрой являются дидактические игры.
Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия. Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:
- занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;
- занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;
- учетно-контрольные, проверочные занятия;
- комбинированные занятия.
Активизация мыслительной деятельности на занятиях путем разнообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении. Показателями мыслительной активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений следует считать наличие у детей интереса к учебной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации. Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_raboty_po_femp.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Конференция ДОУ
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер.
На современном этапе развития образования, одним из ведущих принципов дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.
От удачно организованной формы работы с детьми зависит успешная реализация задач учебного процесса, его конечная цель содействие многогранному и главное интеллектуальному развитию. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка;
- формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
- формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
- использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
- стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
- возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Такой игрой являются дидактические игры.
Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия. Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:
- занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;
- занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;
- учетно-контрольные, проверочные занятия;
- комбинированные занятия.
Активизация мыслительной деятельности на занятиях путем разнообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении. Показателями мыслительной активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений следует считать наличие у детей интереса к учебной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации. Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО
Знания, полученные на занятиях по формированию элентарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позици...
Всероссийская научно-практическая конференция "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение яв...
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО«Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать ...
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО.
Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребёнок 21 – го века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке &nd...
Статья "Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"
Формы организации непосредственно образовательной деятельности разнообразны. Наряду с традиционной, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской деяте...
«Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС»
Абдуллаева Л.К.ГБДОУ детский сад № 73 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга «Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС»...
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Развитие эл...