Дидактические игры на развитие математических способностей у дошкольников
материал по математике
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Педагогический колледж»
Дидактические игры на развитие математических способностей у дошкольников
Подготовила:
Керимова Эстэлла Аликовна
Студентка 43 дошк. группы
г. Черняховск, 2019 г
«У кого лента длиннее»
Цель:
Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.
Материал.
Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5 м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).
Руководство.
Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю загадку,: какая из лент в коробке длиннее, а какая короче».
Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.
Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте, Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из лент».
После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом: длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).
Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:
- подравнять концы лент с одной стороны,
- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.
Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).
После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит к Медведю.
«Кто быстрее подберет коробки»
Дидактические задачи: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Ход игры: Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).
Игра «Длинномер»
Дидактические задачи: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».
Оборудование: полоски бумаги.
Ход игры: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
Игра «что ближе»
Оборудование: игрушки.
На некотором расстоянии от детей воспитатель ставит две игрушки: одну дальше, другую ближе — на расстояние детского шага.
Спрашивает каждого ребенка, какая игрушка находится ближе к нему, а какая дальше.
Варианты. Две игрушки находятся на одинаковом расстоянии от детей; три игрушки: две на одной линии, третья ближе или дальше от этих двух; три игрушки располагаются на одной линии, две из трех игрушек стоят рядом, третья немного в стороне. Нужно определить, как далеко расположена третья игрушка и сколько игрушек можно поставить между ней и остальными; желательно использовать кубики.
Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки»
Цель:
Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине. Учить сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей правильно показывать толщину предметов.
Игровое правило.
Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть в маленькую «корзину».
Игровые действия.
Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).
Раздаточный: на каждого ребёнка две корзиночки (большая и маленькая) и по три пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. Маша : «Ребята, я была в лесу и набрала много грибов. Бабушка попросила меня разложить грибы по корзинам ».
Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину (показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину ( показывает) грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой грибок надо класть в большую корзину, а какой – в маленькую. (Сравнить). Как сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек?. У какого грибка ножка тоньше, у какого толще? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой ножкой – в маленькую . Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».
Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины (большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины, чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку. Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.
Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактическая игра в развитии математических способностей
подбор дидактических игр по всем возростам дошкольника...
Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...
Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»
В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...
Дидактическая игра на развитие математических способностей «Найди заплатку»
Дидактическая игра на развитие математических способностей«Найди заплатку»Подготовила воспитатель МКДОУ Д/С №12: Бутовченко Е.А.В: (Воспитатель с детьми встают в круг ) «Вс...
Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)
Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...
Авторское пособие "Дидактические игры для развития математических способностей дошкольников"
Авторское пособие "Дидактические игры для развития математических способностей дошкольников"...