Проект «Давайте, поиграем» по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры и пособия.
проект по математике (младшая группа)
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи проекта:
- Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление).
- Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве).
- Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Продукт проекта:
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
- Пополнение сенсорной зоны новыми играми.
- Итоговое игровое занятие с использованием дидактических игр.
Актуальность проекта. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Оно осуществляется в процессе разных видов детской деятельности. Внимание детей раннего возраста неустойчиво, поэтому акцент сделан на игровой вид деятельности. Заставить играть нельзя, а вот увлечь детей игрой можно. Именно дидактическая игра является для малышей средством, которое стимулирует их активность, и способствует развитию сенсорики, моторики и интеллекта. Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели заставляет лучше воспринимать окружающее, обследовать предметы, сравнивать их признаки (цвет, форма, величина).
Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно, через использование самодельных дидактических игр.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты по сенсорному воспитанию детей раннего возраста:
- Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
- Ориентироваться в основных цветах.
- Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
- Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок.
- Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма).
- Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
- Развивать исследовательские действия предметов на ощупь.
- Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
- создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными дидактическими и игровыми пособиями;
- раннее начало обучения дошкольников;
- включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
- Подготовительный этап:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
- Проведение мониторинга.
- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
- Практический этап:
- Работа с детьми:
- Непосредственная образовательная деятельность по сенсорике.
- Дидактические игры.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Виды самодельных дидактических игр:
- Игры - забавы.
- Настольно - печатные.
Обязательным элементом дидактическим игр является:
- Отражение учебного материала.
- Выделение игровых задач.
- Наличие правил.
- Действия играющих.
- Подведение итогов игры.
Классификация игр:
1. Игры, возникающие по инициативе детей (самостоятельные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого (организованные).
Данные игры могут быть включены практически в любое занятие.
Регулярно проводился контроль за состоянием сенсорного развития детей:
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки;
2-й уровень: целенаправленные пробы;
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактический самодельных игр заключался в том, что ребенок получал возможность действовать сам. Если материал был неизвестен детям, то педагог активно воздействовал.
Работа с родителями:
1. Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Значение дидактических игр для сенсорного развития детей.
2. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап - анализ результатов проекта:
- были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
- у детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
- родители получили методические рекомендации по воспитанию сенсорной культуры у детей, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Используемая литература:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
5. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
6. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.: ил.
7. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3до6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. - М.: Просвещение, 1991. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».
Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
Проект по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Проект по самообразованию: " Сенсорное развитие детей через дидактические игрв"...
Познавательно-исследовательский проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Развитие сенсорики у детей раннего возраста является одним из главных аспектов их полноценного развития.Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувст...
Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"...
Презентация дистанционного проекта "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Дистанционный проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"Непрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, яв...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...