Система работы воспитателя Нестеровой Наталии Сергеевны
методическая разработка по математике (средняя группа)
Система работы «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональная деятельность воспитателя. | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы
«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
Апробировала: воспитатель первой квалификационной категории филиала «Детский сад №9 с. Ленино» МБОУ «Ленинская СОШ»
Нестерова Наталья Сергеевна
Введение.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Условия возникновения опыта.
Ознакомившись с работами знаменитых психологов, пришла к выводу, что занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, они выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• анализе и умении логически обосновывать свои мысли;
• многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Поэтому я начала работу по теме: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:
- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности.
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности.
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер.
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
- Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря).
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:
- Принцип доступности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип научности.
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- Принцип творческой активности.
- Принцип наглядности.
Формы проведения: групповые, индивидуальные.
Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Африка», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:
«Бесконечная классификация»;
- «Найди по описанию»;
- «Найди лишний предмет»;
- «Узнай по тени дерево»;
- «Соберем урожай»;
- «Садовник и цветы»;
- «Поиск общего»;
- «Поиск аналогов»;
- «Животные Африки»;
- «Что к чему подходит?»;
- «Что растет на грядке?»;
- «Поиск противоположных предметов».
Работа ведется по трем направлениям:
Работа с детьми
Работа с педагогами
Работа с родителями.
Работа с детьми:
Обучение детей строится на основе программы «Радуга». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница?».
В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».
В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».
По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?»,«Кто быстрее найдет»,«Незаконченные картинки»,«Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».
По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».
При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка»
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий:
- ООД «Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» - интегрированное занятие (познание - ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой), использовала игры: «Назови дни недели», «Сосчитай мячи», «Найди ошибки», «Загадки-задачки», «Найди лишний предмет».
- ООД «Путешествие в Звукоград». Использовала следующие игры: «Магазин игрушек», «Назови слова», «Рассели звуки по домикам», «Угадай по описанию».
- Реализация проекта: «Морские обитатели». Использовала следующие игры: «Угадай по силуэту», «Засели аквариум морскими обитателями», «Собери целую картину».
Работа с педагогами:
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры. Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры. Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку».
Работа с родителями:
В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».
Такая систематическая работа дала положительные результаты.
В перспективе я планирую:
- изготовить новые дидактические игры;
- создать картотеку дидактических игр для родителей;
- создать банка видеотеки (с привлечением родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы воспитателя Нестеровой Ольги Павловны МБДОУ №23 по теме «Развитие творческих способностей детей посредством художественно — творческой деятельности»
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя...
План профессионального роста воспитателя Скобелкиной Натальи Сергеевны.
Тема: «Роль дидактической игры вформировании элементарных математическихпредставлений у детей дошкольного возраста»....
Отчёт использование здоровье сберегающих технологий в 2 младшей группе. Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна
Использование здоровье сберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми 2 младшей группе , ведётся следующим образом....
План работы с детьми ЧДБ 2и3 группы здоровья. подготовительной группы «б». Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна. Рекомендации.
Щадящий режим.Фитотерапия.Упражнения дыхательной гимнастики, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота.Лечебные коктейли.Витаминизированные напитки.Утренняя гимнаст...
Отчёт о ходе летней оздоровительной компании во 2младшей группе «Солнышко»Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна.
Цель:Объединить усилия взрослых (педагогов группы и родителей воспитанников) по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период; эмо...
Научно методическая работа Тема: Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна первая квалификационная категория
СодержаниеВведение………...........................................................................................3Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме из...
Отчет о проведении Европейской недели иммунизации 2019 в средней группе «Б» Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна
Очередная Европейская неделя иммунизации проходила под лозунгом «Вакцины работают» и «Вакцинация – это не только право, но и коллективная обязанность!»...