Система работы воспитателя Нестеровой Наталии Сергеевны
методическая разработка по математике (средняя группа)

Нестерова Наталия Сергеевна

Система работы «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы
«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Апробировала: воспитатель первой квалификационной категории филиала «Детский сад №9 с. Ленино» МБОУ «Ленинская СОШ»

Нестерова Наталья Сергеевна


Введение.

      Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

 Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Условия возникновения опыта.

   Ознакомившись с работами знаменитых психологов, пришла к выводу, что занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, они  выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

   Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

•        систематизации и обобщении предметов и явлений;

•        анализе и умении логически обосновывать свои мысли;

•        многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

•        видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов. 

 

 Поэтому я начала работу по теме: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:

  1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности.
  2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности.
  1. Формировать потребность в стремлении к познанию   новых,  более полных и глубоких знаний, которые  носят поисковый характер.
  2. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
  3. Формировать связную речь (обогащение  и активизация лексической стороны речи - словаря).
  4. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

 В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

  1. Принцип доступности.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Принцип научности.
  4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  5. Принцип творческой активности.
  6. Принцип наглядности.

Формы проведения: групповые, индивидуальные.

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.     

       Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Африка», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

«Бесконечная классификация»;

-        «Найди по описанию»;

-        «Найди лишний предмет»;

-        «Узнай по тени дерево»;

-        «Соберем урожай»;

-        «Садовник и цветы»;

-        «Поиск общего»;

-        «Поиск аналогов»;

-        «Животные Африки»;

-        «Что к чему подходит?»;

-        «Что растет на грядке?»;

-        «Поиск противоположных предметов».

         Работа ведется по трем направлениям:

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Радуга». Основной формой  познавательного развития  являются игровая  мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

         В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый  лишний», «Путаница?».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?»,«Кто быстрее найдет»,«Незаконченные картинки»,«Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

   По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

   При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка»

     В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

         Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

         Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий:

  • ООД «Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» - интегрированное занятие (познание - ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой), использовала игры: «Назови дни недели», «Сосчитай мячи», «Найди ошибки», «Загадки-задачки», «Найди лишний предмет».
  • ООД  «Путешествие в Звукоград». Использовала следующие игры: «Магазин игрушек», «Назови слова», «Рассели  звуки по домикам», «Угадай по описанию».
  •  Реализация  проекта: «Морские обитатели». Использовала следующие игры: «Угадай по силуэту», «Засели аквариум морскими обитателями», «Собери целую картину».

Работа с педагогами:

         Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и  дидактические игры. Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры. Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку».

Работа с родителями:

  В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

 

В перспективе я планирую:

  1. изготовить новые дидактические игры;
  2. создать картотеку дидактических игр для родителей;
  3. создать банка видеотеки (с привлечением родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального роста воспитателя Скобелкиной Натальи Сергеевны.

Тема:   «Роль дидактической игры вформировании элементарных    математическихпредставлений у детей дошкольного возраста»....

Отчёт использование здоровье сберегающих технологий в 2 младшей группе. Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна

Использование здоровье сберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми 2 младшей группе , ведётся следующим образом....

План работы с детьми ЧДБ 2и3 группы здоровья. подготовительной группы «б». Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна. Рекомендации.

Щадящий режим.Фитотерапия.Упражнения дыхательной гимнастики, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота.Лечебные коктейли.Витаминизированные напитки.Утренняя гимнаст...

Отчёт о ходе летней оздоровительной компании во 2младшей группе «Солнышко»Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна.

Цель:Объединить усилия взрослых (педагогов группы и родителей воспитанников) по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период; эмо...

Научно методическая работа Тема: Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна первая квалификационная категория

СодержаниеВведение………...........................................................................................3Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме из...

Отчет о проведении Европейской недели иммунизации 2019 в средней группе «Б» Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна

Очередная Европейская неделя иммунизации проходила под лозунгом «Вакцины работают» и «Вакцинация – это не только право, но и коллективная обязанность!»...