Ориентировка во времени
презентация по математике
Презентация по ФЭМП в ДОУ на тему "Ориентировка во времени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ориентировка во времени | 2.94 МБ |
Текст к презентации | 22.64 КБ |
Приложение №1. | 17.44 КБ |
Приложение №2. | 14.46 КБ |
Приложение №3. | 15.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности времени: • текучесть (нельзя остановить); • необратимость (нельзя повернуть вспять); • непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); • отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
Значение развития временных представлений у дошкольников
Н. И. Красногорский Советский педиатр, крупный специалист в области изучения физиологии высшей нервной деятельности, академик АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Сталинской премии и премии имени И. П. Павлова. Один из основоположников советской школы педиатров, активный приверженец теории нервизма и физиологического направления в педиатрии. С. Л. Рубинштейн Советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, действительный член АПН РСФСР. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». Ю. И. Фаусек Русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования, сестра геолога и палеонтолога академика Н. И. Андрусова, жена биолога профессора Московского университета В. А. Фаусека .
И. М. Сеченов Русский учёный-естествоиспытатель, физиолог, педагог и просветитель. Член-корреспондент, почётный член Санкт-Петербургской академии наук. Создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии. И. П. Павлов Русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, Действительный статский советник. Председатель Общества русских врачей памяти С. П. Боткина.
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЧАСТЯМИ СУТОК Программные задачи : 1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность. 2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра». 3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра. 4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем). 5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером .
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПОНЯТИЯМИ «СУТКИ, ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Последовательность обучения: Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером : Понедельник — первый; Вторник — второй; Среда — третья (средняя); Четверг — четвертый; Пятница — пятая; Суббота — шестая; Воскресенье — восьмое . Можно рассказать детям о происхождении этих названий. 4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».
Дидактические игры См. Приложение №3.
Методика развития чувства времени «Чувство времени» формируется на основе : • знания временных эталонов (час, минута, секунда); • чувствования длительности временных интервалов; • умения оценивать временные интервалы без часов.
Последовательность обучения : 1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. («Закрась узор за 1 минуту!») 2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?») 3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.») 4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).
Предварительный просмотр:
(Слайд №2) Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «время». Особенности времени:
• текучесть (нельзя остановить);
• необратимость (нельзя повернуть вспять);
• непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
• отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.
(Слайд №3) Промежутки времени измеряют и единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
(Слайд №4) В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью.
(Слайд №5) В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».
(Слайд №6) В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.
(Слайд №7) Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
Значение развития временных представлений у дошкольников
(Слайд №8) Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:
• планировать деятельность во времени (сначала — потом);
• менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
• правильно обозначать в речи временные понятия;
• определять время по часам;
• измерять временные промежутки и др.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
(Слайд №9) Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».
С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора:
• содержание деятельности;
• интерес к деятельности;
• возраст детей.
Ю. И. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).
(Слайд №10) Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.
У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).
«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)
«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму.)
Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера — сегодня — завтра), так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и последовательность. Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.
Методика ознакомления с частями суток
(Слайд №11) Программные задачи:
1. Учить различать и называть части суток, знать их последовательность.
2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».
3. Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.
4. Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).
5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
В младших группах дети накапливают опыт, начинают понимать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.
Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте:
утро — вечер, день — ночь.
(Приложение № 1).
(Слайд №12) Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»
Повторение частей суток и их последовательности.
У детей средней группы продолжаем формировать понятие «сутки». Знакомим с понятиями «вчера, сегодня, завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.
(Приложение №2).
Основную работу начинаем в старшей группе с беседы:
«Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».
Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
(Слайд №13) 1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.
2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:
Понедельник — первый;
Вторник — второй;
Среда — третья (средняя);
Четверг — четвертый;
Пятница — пятая;
Суббота — шестая;
Воскресенье — восьмое.
Можно рассказать детям о происхождении этих названий.
4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».
(Слайд №14) Дидактические игры
( Приложение №3)
Методика развития «чувства времени»
В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро — медленно», «быстрее — медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабатываем эти понятия:
— Кто быстрее оденет куклу!
— Какой зверь бегает быстрее?
В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.
(Слайд №15) «Чувство времени» формируется на основе:
• знания временных эталонов (час, минута, секунда);
• чувствования длительности временных интервалов;
• умения оценивать временные интервалы без часов.
(Слайд №16) Последовательность обучения:
1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. («Закрась узор за 1 минуту!»)
2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?»)
3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»)
4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).
Предварительный просмотр:
Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.
Ход:
— Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)
— Когда мы делаем зарядку? (Утром.)
— А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)
— А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)
— Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши»...)
— Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит телевизор.)
После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.
Наглядный материал: игрушка — заяц, картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).
Ход:
Воспитатель рассказывает сказку про зайца:
— Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:
«Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать».
Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях».
Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:
— Найдите и покажите картинку с изображением утра?
— Что ты видишь на своей картинке?
— Когда это бывает?
Можно предложить детям стихи или загадки:
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
Дети вышли на прогулку,
Наблюдение ведут.
Солнце в небе ярко светит,
Птички весело поют. (День)
За окном уже темнеет,
Бабушка на кресле дремлет.
Посмотри скорей в окно:
Огоньков полным-полно. (Вечер)
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все вокруг спать должны,
Наши дети тоже. (Ночь)
«Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов);
«Закончи предложение» («Мы завтракаем...») и др.
В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток.
Ход:
— К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.
— Давайте ему поможем!
Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:
После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.
Усложнение заданий:
Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.
Усложнение наглядного материала:
Изображение только природных явлений
Изображение природы и деятельности людей
Изображение действия ребёнка
Дидактические игры
«Назови части суток»;
«Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет);
«Наоборотинк» и т.д.
Предварительный просмотр:
— Что наступает, когда кончается утро?
— После чего начинается утро?
— Назовите части суток по порядку.
— Сколько частей суток вы знаете?
Вывод:
— Утро, день, вечер, ночь — это сутки. В сутках всегда 4 части.
«Дополни сутки»;
«Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.
— Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие.
— Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.
— Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.
— Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.
Замечание: необходимо ежедневно обсуждать:
— Что было вчера?
— Какое у нас сегодня занятие?
— Что будет завтра?
Предварительный просмотр:
- «Неделя, стройся!» (У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.
- Знание дней недели применяем в повседневной работе на других занятиях и вне их. Используем стихи, загадки, задачи про дни недели, например:
«Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?».
- На занятиях по ознакомлению с окружающим дети уже знакомились с временами года и месяцами. Их названия они слышали от взрослых и применяли, например, говоря о дне своего рождения.
- На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:
• количество и порядок времен года;
• количество месяцев в году;
• порядок месяцев;
• классификация месяцев по сезонам.
- Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
- Изучение календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).
- Т. Д. Рихтерман в своей книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (М., 1991) предлагает модели для наглядности временных понятий, изучения их периодичности, цикличности.
- Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки (Ф. Н. Блехер).
- «Круглый год» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)
Занятие по математике в средней группе на расширение представлений о частях суток...
занятие по математике в подготовительной группе по теме: «Ориентировка во времени и на плоскости»
Цель:- упражнять в счете в пределах 20;-упражнять в составлении числа из двух меньших чисел;- закрепить умение определять время по часам;- учить составлять силуэт из равнобедренных т...
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОРИЕНТИРОВКЕ ВО ВРЕМЕНИ
Необходимость формирования у дошкольников временных представлений....
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
НОД по математике в старшей группе по ФГОС "Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел"
Задачи: - закрепить прямой счет до 20, обратный от 10 до 0; - познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание; - закреплять у...
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему: «Ориентировка во времени» Цель: Закреплять умение детей в ориентировке во времени.
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на тему:«Ориентировка во времени»Цель: Закреплять умение детей в ориентировке во времени....