Путешествие в страну "Геометрия"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Микрюкова Светлана Геннадьевна

 

Одним из основных концептуальных стандартов современного образования дошкольников является функциональная грамотность детей в области математики, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных учебных действий.

Занятие составлено в занимательной форме с использованием  разнообразного геометрического материала.Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна, и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь частью умственного развития. Активное применение игр и игровых упражнений на занятии  делает его понятным, приятным и интересным, что является достаточно действенным в обучении дошкольников. Причем каждое задание помимо доступности  несет в себе элемент трудности и становится развивающим.  В практической деятельности дети играя выполняют задания, насыщенные логическим содержанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_strana_geometriya_-v_pechat.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну «Геометрия»»

с детьми подготовительной к школе группы

                                                                                                                   

Программное содержание

Тип: закрепление полученных ранее знаний и умений.

Формы организации: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию временных представлений (месяцы года, дни недели), умение пользоваться календарем.
  2. Закрепить представления о составе числа 6, вычислительные навыки счёта в пределах 6.
  3. Уметь составлять, решать типичные арифметические и логические задачи.
  4. Закрепить знания об элементах, признаках, свойствах геометрических фигур, умение читать схемы и действовать по ним.
  5. Закреплять умение ориентироваться в пространстве группы по плану.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, творческое воображение.
  2. Упражнять в умении различать истинные и ложные суждения, у3мение аргументировать собственное.
  3. Способствовать развитию речи, умение грамматически правильно строить высказывания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
  2. Воспитывать умение  работать в коллективе, самостоятельно.
  3. Развивать усидчивость, внимательность.
  4. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, чувство взаимопомощи.

Приоритетная образовательная область:

«Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»

Виды деятельности:

познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

     

     Педагог: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в загадочную страну «Геометрия». В этой стране все интересное, необычное.

- Чем же они необычны? Вы догадались?

А вы много знаете геометрических фигур?

В страну так просто не попасть,

Мячик ключик охраняет,

Никого не пропускает.

Может только тот войти

Кто ответит на вопросы.   (Встают в круг)

- Назовите геометрических фигур (фигуру соседа не называть)

- Правильно ли говорят, что все геометрических фигур плоские? -Нет, есть объемные

- Назовите их.

- Можно ли на объемных фигурах увидеть плоские фигуры? Какие?

- Правильно ли говорят, что у некоторых плоских фигур есть углы?

- Сколько может быть углов? 3,4,5….

- Если у геометрической фигуры 3 угла, то это…. (5 углов, 8, 4, 2 угла)

- Какие вы знаете 4-угольники?

- Можно ли из одних геометрических фигур собрать другие?

- Если взять 2 = квадрата,

                       4 = квадрата,  

                       2 = треугольника

 Мячик отдает ключ, открываем ворота в страну.

- Кого же не хватает в этой стране? – жителей.

Чудо-Юдо прилетало в эту чудную страну,

Жителей всех распугало,

У них фигуры отобрало.

Сейчас в стране никто не живет,

Не играет, не поет.

Надо их скорей спасти

И фигуры все найти.

                             

Но Чудо - Юдо мне сказало,
    Фигурки все в конвертах,

Но там задания лежат.

   - Будем фигурки спасать?      Дети садятся за столы.

1конверт  «ВЕСЕЛЫЕ ОГОНЬКИ»

На доске висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Чудо-Юдо, Чудо-Юдо растеряло огоньки.

Огоньки скорей верните,

И первую фигурку получите.

2 конверт «ЧИСЛО-ХУЛИГАН»  (6)

Чтобы вторую фигуру достать,

Число нужно отгадать.

ЧУДО-ЮДО спрятало его.

 Вы ошибку найдите,

 И число - хулигана  определите.

 

                        5 - 4 = 1 + 3 = 4 - 2 = 6 - 3 = 3

               (или 2 + 2 = 4 + 1 = 5 - 1 = 6 - 2 = 4)                            

- Как можно сказать про это число? ( Напр., число 6 больше 5 на 1, меньше 8 на 2 и т.д.)

     «Число 6 соберите. Парочки чисел ему найдите, лишнее число зачеркните»

3   1   3

4   2   3

4   5   1

     4   0   6

    1   4   5

    2   1   4

                  (на листочках, у каждого ребенка свой вариант комбинации чисел)

 «Недостающее число найдите»:

                    1     2   .

                     1    .    4

                     .    3    1

                     2    .    2        

     (на доске, дополнительный набор магнитных карточек с недостающими числами)

3 конверт «ЧУДО - ПРИМЕРЫ»

С этим числом (6) ЧУДО-ЮДО  примеры решало.

Но времени было на это так  мало.

Вы поскорее примеры решите,

Но вместо ответов фигурки впишите.

   

У всех детей разные наборы выражений (по 4), только в одном примере ответ = 6.

                    1      2      3      4      5      6

                                                                               - см. ниже

               7  –  2 =             5  –  3 =                           6  –  1 =                  6  –  4 =             

           6  –  3 =             1  +  5 =        или        7  –  4 =                  6  +  0 =    

            После выполнения задания на доску выставляется карта с фигурами для самопроверки правильности выполнения.

                                                                               

- Под какой фигурой спрятан ответ = 6?                  

- Прочитайте выражения, в которых ответ = 6.

   Педагог выписывает выражения на доску без ответов. 

                     3+3     2+4     7-1     5+1     6 + 0    2 + 1       4 + 2     1 + 5

- Какое из этих выражений лишнее? Почему?

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ПАУЗА   «ЧУДО - ЮДО»

   Я рисую Чудо-Юдо 
                              На листочке в уголке. 
                              Два горба, как у верблюда, 
                              Восемь пальцев на руке.
 
                              Полосатый хвост длиннющий, 
                              Шерсть клоками с живота, 
                              Вместо носа - рог страшнющий, 
                              Ах, какая красота!

4 конверт «ЧУДО - ЗАДАЧКИ»

Чтобы еще фигурку получить,

Нужно скорее задачи решить.

Но чтобы начать их решать,

Вы Чуде должны рассказать:

- Сколько частей у задачи? (4)

- Назовите эти части.

-  Без чего не бывает задач? - чисел, вопроса

  Дети закрывают глаза. Педагог стирает с доски все выражения, кроме:  

                                       6, - , +

- Что случилось?

Это ЧУДО-ЮДО странные задачи составило.

И даже условия к ним не оставило.

Придется задачи придумать самим.

К одной наиболее интересной составляют выражение с помощью цифр, знаков на доске.

 ЧУДО-ЮДО свою задачу составило.

  Нужно задачу эту решить,

  Фигурку следующую получить.

Это было в январе

Мишка по лесу идет

И 3 ягодки несет,

А там, где старая сосна,

Видит он еще одна.

Ну, девчонки и мальчишки,

Сколько ягодок у мишки?    (0)   - аргументируют ответ

Чудо-Юдо рисовало 2 слонов, 3 носорогов и верблюда в уголке.

Сколько птиц раскрасить надо Чудо-Юде на листе?  (0)

5 конверт «ПРЕВРАЩЕНИЯ ТРЕУГОЛЬНИКА»    

Ножницы, фломастеры, линейки

В конверт фигурки Чудо вложило,

А с ними странное письмо….

                                      4    4      (= превратить 3-угольник в 4-угольник)

Дети называют разные 4-угольники  и из скольки треугольников их можно сложить. Набирают нужное количество треугольников, выкладывают выбранный 4-угольник на ковре.

Дружно задания Чуды решали.

Вот и  фигурки все мы собрали,

Но что-то их очень мало…

Давайте фигурки с собою возьмем,

Может с помощью их и другие найдем….

Жителей в страну «ГЕОМЕТРИЮ» вернем.

    Дети самостоятельно выбирают себе пару и  по планам находят наборы фигур с доской. Договариваются и совместно выкладывают придуманных человечков, животных, живущих в стране «Геометрия».

Фонограмма песни Кота Леопольда «Песенка друзей», м/ф «По дороге с облаками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...