Путешествие в страну "Геометрия"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Микрюкова Светлана Геннадьевна

 

Одним из основных концептуальных стандартов современного образования дошкольников является функциональная грамотность детей в области математики, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных учебных действий.

Занятие составлено в занимательной форме с использованием  разнообразного геометрического материала.Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна, и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь частью умственного развития. Активное применение игр и игровых упражнений на занятии  делает его понятным, приятным и интересным, что является достаточно действенным в обучении дошкольников. Причем каждое задание помимо доступности  несет в себе элемент трудности и становится развивающим.  В практической деятельности дети играя выполняют задания, насыщенные логическим содержанием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну «Геометрия»»

с детьми подготовительной к школе группы

                                                                                                                    14.04.2016

Программное содержание

Тип: закрепление полученных ранее знаний и умений.

Формы организации: групповая, индивидуальная, работа в парах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию временных представлений (месяцы года, дни недели), умение пользоваться календарем.
  2. Закрепить представления о составе числа 6, вычислительные навыки счёта в пределах 6.
  3. Уметь составлять, решать типичные арифметические и логические задачи.
  4. Закрепить знания об элементах, признаках, свойствах геометрических фигур, умение читать схемы и действовать по ним.
  5. Закреплять умение ориентироваться в пространстве группы по плану.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, творческое воображение.
  2. Упражнять в умении различать истинные и ложные суждения, у3мение аргументировать собственное.
  3. Способствовать развитию речи, умение грамматически правильно строить высказывания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
  2. Воспитывать умение  работать в коллективе, самостоятельно.
  3. Развивать усидчивость, внимательность.
  4. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, чувство взаимопомощи.

Приоритетная образовательная область:

«Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»

Виды деятельности:

познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Методические приемы                                                                                                               

      К нам сегодня пришли гости. Нашим гостям интересно посмотреть, как вы подросли, научились  на вопросы отвечать, задания трудные выполнять, друг другу помогать.

-Вы знаете какой праздник отмечала наша страна недавно?  День космонавтики

- Какого числа отмечают этот праздник?       12 апреля

- Какое это время года?   весна

- Как вы узнали?              Апрель - это месяц весны

- В этом году 12 апреля - это какой день недели?   Вторник

- Почему отмечают этот день в нашей стране?

- Кто такой Ю.Гагарин?  космонавт, исследователь, ученый

- На чем летал Ю. Гагарин в космос?      Космической ракете «Восток»

- Где летал он?       Вокруг Земли

- Как вы думаете, что видел Ю.Гагарин из космоса?  

 -А людей, дома?!!! Почему?

- Можно ли назвать Ю. Гагарина путешественником?  космич. путешественником

       Сегодня я вам предлагаю тоже отправиться в путешествие в загадочную страну «Геометрия». В этой стране все интересное, необычное.

- Чем же они необычны? Вы догадались? А вы много знаете г.ф.?

В страну так просто не попасть,

Мячик ключик охраняет,

Никого не пропускает.

Может только тот войти

Кто ответит на вопросы.   (Встают в круг)

- Назовите г.ф. (фигуру соседа не называть)

- Правильно ли говорят, что все г.ф. плоские? Нет, …есть объемные

- Назовите их

- Можно ли на объемных г.ф. увидеть плоские фигуры? Какие?

- Правильно ли говорят, что у некоторых плоских г.ф. есть углы?

- Сколько может быть углов? 3,4,5….

- Если у г.ф. 3 угла, то это…. (5 углов, 8 углов, 2 угла, 4 угла)

- Какие вы знаете 4-угольн.?

- Можно ли из одних г.ф. собрать другие?

- Если взять 2 = квадрата,

                       4 = квадрата,  

                       2 = треугольн.

                                                         Мячик отдает ключ, открываем ворота в страну.

- Кого же не хватает в этой стране? Жителей

Чудо-Юдо прилетало в эту чудную страну,

Жителей всех распугало,

У них фигуры отобрало.

Сейчас в стране никто не живет,

Не играет, не поет.

Надо их скорей спасти

И фигуры все найти.

                             

Но Чудо - Юдо мне сказало,
Фигурки все в конвертах,

Но там задания лежат.

        - Будем фигурки спасать?      Дети садятся за столы.

1конверт  «ВЕСЕЛЫЕ ОГОНЬКИ»

На доске висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Чудо-Юдо, Чудо-Юдо растеряло огоньки.

Огоньки скорей верните,

И первую фигурку получите.

2 конверт «ЧИСЛО-ХУЛИГАН»  (6)

Чтобы вторую фигуру достать,

Число нужно отгадать.

ЧУДО-ЮДО спрятало его.

 Вы ошибку найдите,

 И число - хулигана  определите.

 

                        5 - 4 = 1 + 3 = 4 - 2 = 6 - 3 = 3

             или 2 + 2 = 4 + 1 = 5 - 1 = 6 - 2 = 4                              

- Как можно сказать про это число?

Число 6 соберите:

- парочки чисел ему найдите, лишнее число зачеркните,

3   1   3

4   2   3

4   5   1

     4   0   6

    1   4   5

    2   1   4

                  (на листочках, у каждого ребенка свой вариант комбинации чисел)

- недостающее число найдите:

1     2   .

 1    .    4

  .    3   1

 2    .    2        

3

1

5

0

2

3

2

4

                           (на доске, набор магнитных карточек с числами)

3 конверт «ЧУДО - ПРИМЕРЫ»

С этим числом (6) ЧУДО-ЮДО  примеры решало.

Но времени было на это так  мало.

Вы поскорее примеры решите,

Но вместо ответов фигурки впишите.

   

У всех детей разные наборы выражений (по 4), только в одном примере ответ = 6.

     1      2      3      4      5      6

                                                      - см. ниже

САМОПРОВЕРКА на доску

                                                                               

- Под какой фигурой спрятан ответ = 6?                  

- Прочитайте выражения, в которых ответ = 6.

   Педагог выписывает выражения на доску без ответов. 

3+3     2+4     7-1     5+1     6 + 0    2 + 1       4 + 2     1 + 5

- Какое из этих выражений лишнее? Почему?

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,      МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ПАУЗА   «ЧУДО - ЮДО»

Я рисую Чудо-Юдо 
На листочке в уголке. 
Два горба, как у верблюда, 
Восемь пальцев на руке.
 
Полосатый хвост длиннющий, 
Шерсть клоками с живота, 
Вместо носа - рог страшнющий, 
Ах, какая красота!

4 конверт «ЧУДО - ЗАДАЧКИ»

Чтобы еще фигурку получить,

Нужно скорее задачи решить.

Но чтобы начать их решать,

Вы Чуде должны рассказать:

- Сколько частей у задачи? (4)

- Назовите эти части.

-  Без чего не бывает задач? - чисел, вопроса

    Дети закрывают глаза. Педагог стирает с доски все выражения, кроме:  

                                       6, - , +

- Что случилось?

Это ЧУДО-ЮДО странные задачи составило.

И даже условия к ним не оставило.

Придется задачи придумать самим.

К одной (наиболее интересной) составляют выражение с помощью цифр, знаков.

 «ЧУДИНЫ ЗАДАЧКИ»

 ЧУДО-ЮДО свою задачу составило.

  Нужно задачу эту решить,

  Фигурку следующую получить.

Это было в январе

Мишка по лесу идет

И 3 ягодки несет,

А там, где старая сосна,

Видит он еще одна.

Ну, девчонки и мальчишки,

Сколько ягодок у мишки?    (0)   - аргументируют ответ

Чудо-Юдо рисовало 2 слонов, 3 носорогов и верблюда в уголке.

Сколько птиц раскрасить надо Чудо-Юде на листе?  (0)

5 конверт «ПРЕВРАЩЕНИЯ ТРЕУГОЛЬНИКА»    

Ножницы, фломастеры, линейки

В конверт фигурки Чудо вложило,

А с ними странное письмо….

                  4                    = превратить 3-уг. в 4-уг.

Дети называют разные 4-уг., из скольких   их можно сложить, выкладывают на ковре.

Дружно задания Чуды решали.

Вот и  фигурки все мы собрали,

Но что-то их очень мало…

Давайте фигурки с собою возьмем,

Может с помощью их и другие найдем….

Жителей в страну «ГЕОМЕТРИЮ» вернем.

    Дети по планам (по 2) находят наборы фигур + доска и выкладывают человечков, животных.

Фонограмма песни Кота Леопольда «Песенка друзей», м/ф «По дороге с облаками».

    5   1   3                     3    1   3

3   2   4                      4   5   2

5   0   6                      1   3   5

4      

1      2     3     4      5     6

6  –  1 =                  6  –  4 =                  

6  –  3 =                  3  +  3 =

    3   1   5

    4   2   3

    2   1   4

         4    0   6

         3    4   3

4         5    1   3

1      2     3     4      5     6

7  –  2 =             5  –  3 =    

6  –  3 =             1  +  5 =  

     3   1   5

     4   2   3

     2   1   4

        6    0   1

        1    4   5

4          5    1   3

1      2     3     4      5      6

6  –  1 =                  6  –  4 =            

7  –  4 =                  6  +  0 =    

     0   1   6

     3   2   4

     2   1   5

        4    3   3

        1    4   2

4        5    3   1

1      2     3     4      5     6

7  –  2 =             5  –  3 =    

6  –  3 =             5  +  1 =  

     3   1   3

     4   2   3

     2   1   4

          4    0   6

           1    4   5

4         5    1   3

1      2     3     4      5      6

2  +  3 =                  7  –  5 =                  

6  –  3 =                  2  +  4 =

     3   1   3

     4   2   3

     2   1   4

        4    0   6

        1    4   5

4        5    1   3

1      2     3     4      5     6

1  +  4 =             6  –  4 =    

6  –  3 =             7  –  1 =            

3   1   3

4   2   3

     2   1   4

 4    0   6

 1    4   5

4      5    1   3

1      2     3     4      5     6

6  –  1 =                  6  –  4 =                  

6  –  3 =                  0  +  6 =

3   1   3

4   2   3

     2   1   4

      4    0   6

      1    4   5

4        5    1   3

1      2     3     4      5     6

2  +  3 =             5  –  3 =    

6  –  3 =             4  +  2 =  

3   1   3

4   2   3

       2   1   4

 4    0   6

 1    4   5

4     5    1   3

1      2     3     4      5     6

6  –  1 =                  6  –  4 =                  

6  –  3 =                  3  +  3 =

3   1   3

4   2   3

        2   1   4

      4    0   6

      1    4   5

4       5    1   3

1      2     3     4      5     6

7  –  2 =             5  –  3 =    

6  –  3 =             1  +  5 =  

3   1   3

4   2   3

       2   1   4

       4    0   6

       1    4   5

4       5    1   3

1      2     3     4      5     6

6  –  1 =                  6  –  4 =                  

6  –  3 =                  3  +  3 =

3   1   3

4   2   3

     2   1   4

         4    0   6

          1    4   5

4          5    1   3

1      2     3     4      5     6

7  –  2 =             5  –  3 =    

6  –  3 =             1  +  5 =  

     3   1   3

     4   2   3

     2   1   4

        4    0   6

        1    4   5

4         5    1   3

1      2     3     4      5     6

6  –  1 =                  6  –  4 =                  

6  –  3 =                  3  +  3 =

3   1   3

4   2   3

     2   1   4

         4    0   6

         1    4   5

4          5    1   3

1      2     3     4      5     6

7  –  2 =             5  –  3 =    

6  –  3 =             1  +  5 =  

3   1   3

4   2   3

4    5   1

4    0   6

1    4   5

2    1   4

1      2     3     4      5     6

6  –  1 =                  4  +  2 =

6  –  3 =                  6  –  4 =      

           

1      2     3     4      5     6

3  +  2 =                  2  +  4 =

6  –  3 =                  6  –  4 =      

           

1      2     3     4      5     6

1  +  4 =                  3  +  3 =

8  –  5 =                  7 –  5 =

     

1      2     3     4      5     6

6  –  1 =                  4  +  2 =

6  –  3 =                  6  –  4 =  

               

1      2     3     4      5     6

8  –  3 =                  5  +  1 =

7  –  4 =                  8  –  6 =                  

1      2     3     4      5     6

7  –  2 =                  1  +  5 =

6  –  3 =                  6  –  4 =

4  +  1 =                  8  –  2 =

8  –  5 =                  6  –  4 =        

         

1      2     3     4      5     6

8  –  3 =                  5  +  1 =

7  –  4 =                  8  –  6 =        

1      2     3     4      5     6

7  –  2 =                  1  +  5 =

6  –  3 =                  6  –  4 =

1      2     3     4      5     6

4  +  1 =                  8  –  2 =

8  –  5 =                  6  –  4 =                  

8  –  3 =                  5  +  1 =

7  –  4 =                  8  –  6 =     

 

3   1   3

4   2   3

4    5   1

4    0   6

1    4   5

2    1   4

1    2    .

 1    .     4

 .     3    1

 2    .     2

-Вы знаете какой праздник отмечала наша страна недавно?  День космонавтики

- Какого числа отмечают этот праздник?       12 апреля

- Какое это время года?   весна

- Как вы узнали?              Апрель - это месяц весны

- В этом году 12 апреля - это какой день недели?   Вторник

- Почему отмечают этот день в нашей стране?

- Кто такой Ю.Гагарин?  космонавт, исследователь, ученый

- На чем летал Ю. Гагарин в космос?      Космической ракете «Восток»

- Где летал он?       Вокруг Земли

- Как вы думаете, что видел Ю.Гагарин из космоса?  

 -А людей, дома?!!! Почему?

- Можно ли назвать Ю. Гагарина путешественником?  космич. путешественником

       Сегодня я вам предлагаю тоже отправиться в путешествие в загадочную страну «Геометрия». В этой стране все интересное, необычное. И дома, и растения, и даже человечки…

- Чем же они необычны?

Чтоб в страну ту попасть,

Нужно ключик достать.

Мячик ключик охраняет,

Никому не отдает.

Кто ответит на вопросы,

Тот в страну тотчас войдет.   (Встают в круг)

- Назовите г.ф.

- Правильно ли …все г.ф. плоские? Нет, …есть объемные   - Назовите их.

- Можно ли на объемных г.ф. увидеть плоские фигуры?

- ..у некоторых плоских г.ф. есть углы?

- Сколько может быть углов? 3,4,5….

- Если у г.ф. 3 угла, то это…. (5 углов, 8 углов, 2 угла, 4 угла)

- Бывает ли круг с 3 углами?

- Можно ли из одних г.ф. собрать другие?

- Если взять 2 = квадрата,

                       4 = квадрата,  

                       2 = треугольн.

                       

       

Чудо-Юдо прилетало в эту чудную страну,

Жителей всех распугало,

У них фигуры отобрало.

Сейчас в стране никто не живет,

Не играет, не поет.

Надо их скорей спасти

И фигуры все найти.

                             

Но Чудо - Юдо мне сказало,
Фигурки все в конвертах,

Но там задания лежат.

        - Будем фигурки спасать?     

1конверт  «ВЕСЕЛЫЕ ОГОНЬКИ»

На доске висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Чудо-Юдо, Чудо-Юдо растеряло огоньки.

Огоньки скорей верните,

И первую фигурку получите.

2 конверт «ЧИСЛО-ХУЛИГАН»  (6)

Чтобы вторую фигуру достать,

Число нужно отгадать.

ЧУДО спрятало его.

 Вы ошибку найдите,

 И число - хулигана  определите.

 

- Как можно сказать про это число?

-Число 6 соберите, лишнее число зачеркните,

-Недостающее впишите

3 конверт «ЧУДО - ПРИМЕРЫ»

С этим числом (6) ЧУДО-ЮДО  примеры решало.

Но времени было на это так  мало.

Вы поскорее примеры решите,

Но вместо ответов фигурки впишите.

   

- Под какой фигурой спрятан ответ = 6?                  

- Прочитайте выражения, в которых ответ = 6  -на доску без ответов. 

- Какое из этих выражений лишнее? Почему?

 

Я рисую Чудо-Юдо 
На листочке в уголке. 
Два горба, как у верблюда, 
Восемь пальцев на руке.
 
Полосатый хвост длиннющий, 
Шерсть клоками с живота, 
Вместо носа - рог страшнющий, 
Ах, какая красота!

4 конверт «ЧУДО - ЗАДАЧКИ»

Чтобы еще фигурку получить,

Нужно скорее задачи решить.

Но чтобы начать их решать,

Вы Чуде должны рассказать:

- Сколько частей у задачи?  - Назовите.

-  Без чего не бывает задач? числа, ?     - из конверта 6 + -

Это ЧУДО-ЮДО странные задачи составило.

И даже условия к ним не оставило.

Придется задачи придумать самим.

5 конверт «ЧУДИНЫ ЗАДАЧКИ»

 ЧУДО-ЮДО свою задачу составило.

  Нужно задачу эту решить,

  Фигурку следующую получить.

Это было в январе

Мишка по лесу идет

И 3 ягодки несет,

А там, где старая сосна,

Видит он еще одна.

Ну, девчонки и мальчишки,

Сколько ягодок у мишки?    (0)  

Чудо-Юдо рисовало 2 слонов, 3 носорогов и верблюда в уголке.

Сколько птиц раскрасить надо Чудо-Юде на листе?  (0)

5 конверт «ПРЕВРАЩЕНИЯ ТРЕУГОЛЬНИКА»    

В конверт фигурки Чудо вложило,

А с ними странное письмо….

= превратить 3-уг. в 4-уг.

Дети называют разные 4-уг., из скольких   их можно сложить, выкладывают на ковре.

Дружно задания Чуды решали.

Вот и  фигурки все мы собрали,

Но что-то их очень мало…

Давайте фигурки с собою возьмем,

Может с помощью их и другие найдем….

Жителей в страну «ГЕОМЕТРИЮ» вернем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...