Методическая разработка "Логическое развитие у старших дошкольников"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Данный материал поможет соориентировать педагогов и родителей на основные принципы логического мышления старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР пгт Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Методическая разработка
«Развитие логического мышления у старших дошкольников»
Выполнил:
Воспитатель Сеземина Наталья Николаевна
Высшая квалификационная категория
Пгт Стройкерамика, 2020 год
Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.
Цель и задачи развития логического мышления дошкольников
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.
Цель развития логического мышления дошкольников — научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия.
Задачи логического развития в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным. Нельзя требовать от двухлетнего и четырёхлетнего малыша выполнения одной и той же задачи, да и шестилеткам будут неинтересны задания для более младших детей, поскольку они стоят на разных ступенях формирования мышления.
Развитие логического мышления в старшей группе детского сада
Абстрактно-логическое мышление начинает формироваться на шестом году жизни ребёнка. В этом возрасте детям всё меньше нужно опираться на наглядность, чтобы представить что-то или выполнить задание логического содержания. Одним из главных инструментов познания становится речь, слово. Дети учатся оперировать словами. Когда старшего дошкольника спрашивают «Что больше, пять или три?», он не представляет пять яблок и три, прикладывая мысленно их друг к другу, а просто вспоминает, что пять больше трёх, то есть слово «пять» обозначает группу с большим количеством любых предметов, чем слово «три».
Мышление старших дошкольников также называют словесно-логическим.
Появление абстрактно-логического мышления знаменуется ещё одним ценным приобретением: чтением, то есть превращением слов в образы
Это не означает, что детям шестого-седьмого года жизни при выполнении логических операций наглядность не нужна совсем. Занимаясь с ними, педагог использует игрушки, раздаточный объёмный (мелкие игрушки, геометрические тела) и плоский материал (картинки, схемы, карточки с заданиями). Но зачастую в роли наглядности выступают абстрактные, не передающие свойств предметов заменители: счётные палочки, фишки, геометрические фигуры. Например, во время прочтения воспитателем стихотворения: «В дверь вошёл Серёжа, а потом Алёша, а потом Маринка, а за ней Иринка, а потом вошёл Кондрат. Сколько стало всех ребят?» дети выкладывают по одной счётной палочке, когда называют имя ребёнка, а в итоге подсчитывают их все и отвечают на вопрос загадки.
Задачи развития логических способностей детей старшего возраста пополняются новыми:
- Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).
- Совершенствовать умения:
- сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;
- систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;
- вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;
- отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.
- Обучать порядковому и количественному счёту в пределах 10, составу числа до 5.
- Формировать экологически грамотное поведение на основе понимания взаимосвязей в природе, её самоценности и неповторимости.
- Учить анализировать структуру конструкции, воспроизводить её в разных вариантах.
Как и раньше, в работе с детьми педагог использует практические методы развития логики, но теперь в них возрастает роль самостоятельности детей.Старшие дошкольники обследуют предложенные предметы (например, геометрические тела), сравнивают их по величине, цвету, определяют характерные свойства, получая от педагога не готовую иформацию о предметах, а лишь наводящие вопросы.
Разнообразнее становится экспериментальная и опытная деятельность старших дошкольников, они могут устраивать долгосрочные опыты, наблюдая за их ходом и развитием, занося данные отдельных этапов опыта в календарь наблюдений. Просматривая календарь, дети поясняют, как логически взаимосвязаны этапы опыта, что было вначале и что получили в конце. Выгонка лука на перо, «пробуждение» веток деревьев зимой могут стать отличным стимулом для логического развития ребёнка, если он будет не просто наблюдать за явлениями, а делать умозаключения на основе изменений. Краткосрочный опыт: как и с каким звуком падают на асфальт камень и пёрышко, — также даст ребятам много пользы для умственного развития, повод для размышлений.
Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте помогает детям усвоить важнейшие причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира
Практические приёмы неразрывно связаны со словесными: получив определённый результат действий, ребёнок должен объяснить, почему получилось именно так, какие причины вызвали результат. Стимулируют мыслительную деятельность задания типа «докажи», «поясни». С детьми старшего дошкольного возраста можно вступать в игровой спор, побуждая их высказывать своё мнение и отстаивать его правоту, опираясь на усвоенные ранее знания. В старшем дошкольном возрасте ребёнка также учат выполнять операцию «отрицание», используя частицу «не»: если кукла Маша не в синем платье, значит, Машей зовут куклу в красном платье и т. д.
Игры и задания на логику для старших дошкольников
Игровых заданий, упражнений и задач на сообразительность для старших дошкольников существует очень много, в разных вариациях, но все они по содержанию сводятся к таким основным видам:
- Математические. В них используются знания о количестве, величине и форме, ориентирование в пространстве и времени.
- Экологические, основанные на природоведческих знаниях.
- Игры со словами. В них используется не только звучание, но и «образ» слова, буквы (ребусы, шарады).
- Общепознавательные. Это логические задания, для решения которых дети опираются на свои представления о взаимоотношениях между людьми, о профессиях, семье и тому подобном: «Бабушка, внучка да мама с дочкой, сколько всего человек? (Три)».
Таблица: картотека логических задач для старших дошкольников
Лев, слон и бегемот жили в разных домиках. Лев жил не в красном и не в синем домике. Слон жил не в красном и не в оранжевом домике. | Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Жёлтая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала синяя рыбка? | У Кати три коляски разного цвета: Красная, жёлтая и зелёная. Ещё у Кати три игрушки: кукла, мишка и зайка. В красной коляске она повезёт не куклу и не мишку. В жёлтой — не зайку и не куклу. Что повезёт Катя в каждой из колясок? |
Гусеница едет не в первом и не в последнем вагоне. Утёнок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут гусеница и утёнок? | Бабочка сидит не на цветке и не на листке. Жук сидит не на грибке и не на цветке. Пчёлка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чём сидит? | Котёнок, утёнок и цыпленок живут в трехэтажном доме. Котёнок живёт не на первом этаже и не на третьем. Утенок живёт не на втором этаже и не на первом. На каком этаже живёт каждый из них? |
Кате, Тане и Оле мама купила сумки. Кате купила не зелёную и не красную. Тане — не зелёную и не жёлтую. Оле — не жёлтую и не красную. Какую сумку купила мама каждой из девочек? | В трёх коробках лежат разные овощи. Огурцы лежат не в синей и не в красной коробке. Помидоры не в синей и в жёлтой коробке. В какой коробке лежит чеснок? А помидоры и огурцы? | Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? |
Воспитатель Сеземина Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»
В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...
Методическая разработка "Развитие диалогического общения дошкольников старшего возраста с помощью игры"
Методическая разработкаНа тему:РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ...
Методическое сопровождение к проекту: "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"
Методическое сопровождение к проекту: "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"....
Методические рекомендации для воспитателей. «Методы и формы развития мышления старших дошкольников».
Методические рекомендации для воспитателей. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного.«Методы и формы развития мышления старших дошкольников»....
Методическая разработка по речевому развитию для старших дошкольников " Что за чудо эти сказки"
Развитие речи и познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности....
Методическая разработка " Развитие речи старших дошкольников"
Расширение словарного запаса через участие в словесно-речевых играх, упражнение в подборе антонимов и синонимов, формирование умения обобщать....