"Азбука финансов"
презентация к уроку по математике (старшая, подготовительная группа)
Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Педагог поможет создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiia_microsoft_powerpoint.pptx | 595.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Педагог поможет создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении в рамках образовательной деятельности по познавательному развитию. Они преследуют следующие цели : Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним. Сформировать понимание значения труда в жизни человека. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении. Познакомить с термином «реклама». Научить полезным бытовым привычкам. Способствовать развитию разумных потребностей. Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки: труд и его продукт; деньги; реклама; экономика в быту. Зачем и как заниматься с детьми экономикой
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы: Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими: зарплата родителей; пенсия бабушки с дедушкой; стипендия старшей сестры или брата. Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе — способе донести информацию о товаре до потребителя. Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы: Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин . Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант — обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость. Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются: Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности. Усложняется понятие производства и потребления. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.). Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран. Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» На занятиях с воспитанниками подготовительной группы актуально использование следующих приёмов: Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали). Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды. Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Виды экономических занятий в ДОУ Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск , по известным сказкам), викторины, соревнования.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Сюжетно-ролевые игры Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки. В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Настольные игры В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Дидактические игры В занятия также стоит активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Познавательное занятие В старшем дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии. Интересная тема для познавательного занятия — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Коммуникативное занятие-беседа Экономика — замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение . При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь. В ходе бесед воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Эффективный приём для работы — разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры: Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт? На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести? Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок: Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой? Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: Какой материал самый дешёвый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге? Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Чтение художественной литературы Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это: «Лисичка со скалочкой»; «Каша из топора»; «Мена»; «Выгодное дело» и др. Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Чтение художественной литературы Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки: Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», « Федорино горе» (полезные привычки в быту); Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»; Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»; Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»; Михалков С. «Как старик корову продавал»; Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Сказка Л. Ястребовой , Н. Мальгиной «Хранители бюджета» Герой произведения — Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка — блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке — положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Пословицы и поговорки Копеечка к копеечке — рубль набегает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Денежки труд любят. Делано наспех — и сделано на смех. Деньги дело наживное. Приобрёл вещь — умей обращаться с ней. Каждую крошку в ладошку. Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость. Стихотворения Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»; Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Экскурсии Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии . Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант — отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Трудовая деятельность Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду при мытье игрушек). Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча). Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов — тогда они научатся беречь свои и чужие вещи. Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Темы для экономических занятий в ДОУ В соответствии с основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы занятий. Про финансы: «Для чего нужны деньги»; «Как появились деньги»; «Доходы и расходы семьи» «Семейный бюджет», «Семейные сбережения» «Что такое банк». Про труд и профессии: «Все профессии важны»; «Зачем нужно работать». Про товары и магазины: «Какие бывают магазины»; «Производство и потребление»; «Что такое товар и услуга». Реклама: желания и возможности». Обобщающие занятия: «Финансовая грамотность»; «Путешествие по экономическому воспитанию»; «Путешествие в страну Экономика»; «Экскурсия по Экономинску ».
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Уголок экономического воспитания в группе Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе экономический уголок. Он наполняется: дидактическими играми соответствующего содержания; атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион»); книгами, энциклопедиями соответствующего содержания; здесь же можно поместить экономическую карту для путешествий; здесь же могут быть альбомы с изображениями валюты разных стран, фотографиями крупных предприятий родного города или посёлка и их продукции; если во время занятий по экономике воспитатель постоянно задействует определённого игрушечного персонажа, то он также должен находиться в этой зоне. Экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога — на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.
«АЗБУКА ФИНАНСОВ» Детям о деньгах Деньги, денежки, деньжищи! Утром – ноль, а завтра – тыщи . Смотришь – вроде бы бумажка. Кушать нечего, бедняжка, Но лишь деньги протяни, Продавцу слегка мигни – И достанет он тебе Блинчик на сковороде, И пельмени, и компот. Только жуй, старайся, рот! Где же взять их, деньги эти? Потрудиться надо, дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Программа "Азбука Финансов"
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...
Презентация "Азбука финансов"
Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономически...
Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
прграмма по финансовой грамотности...
Консультация для родителей "Азбука финансов"
Консультация для родителей "Азбука финансов"...
Семинар по проекту "Азбука финансов"
Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель: повысить знания и умения воспитателей в экономич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...