Методическая разработка "Математика в играх" (средняя группа)
методическая разработка по математике (средняя группа)
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи.
Новизна программы «Математика в играх» состоит в том, что методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения.
Работа над каждой темой строится по определенной схеме.
- Сначала воспитатель с детьми проводит упражнения за столом
- Затем закрепляет полученные знания в играх, а именно , через игры создает ситуации, где ребенок должен самостоятельно найти пути решения поставленной задачи.
- Воспитатель своей оценкой о правильности действий ребенка подводит обобщающий итог полученным знаниям и умениям.
- Во время групповых прогулок пройденный на занятиях материал закрепляется через манипуляции с предметами окружающего мира в играх при работе с детьми в парах, малых группах или же с целой группой.
- И, наконец, по итогам занятия дается рекомендация родителям, на что желательно обратить внимание с детьми в окружающем его пространстве с математической точки зрения.
Методическая разработка «Математика в играх» составлена на основе авторской парциальной программы В.П. Новиковой «Математика в детском саду».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 846.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Центр развития ребенка - детский сад № 51»
144005, Московская область, г.Электросталь, ул.Пушкина, д.26
Тел.: 8(496)576-67-88,576-39-51
e-mail:mdou51stal@yandex.ru
Методическая разработка
«Математика в играх»
Для детей 4-5 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
Воспитатель
Шишова Ю.А.
2018 г.
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:
- развитие мотивационной сферы;
- интеллектуальных творческих сил;
- качества личности.
Задачи программы
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- развивать психические процессы (ощущение, восприятие, представление).
- подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста;
- развивать вариативное и образное мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
- доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием сказочных средств;
- продолжать учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
- воспитывать навыки самостоятельности;
- воспитывать интерес к математике.
Целевые ориентиры.
1. Количество и счет
• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .
• Отрабатывание счетных навыков.
• Согласование числительных с существительными.
• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
2. Величина
• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
3. Форма
• Развитие представлений о форме предметов.
• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
4. Ориентировка в пространстве и времени
• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
5. Логические задачи
• Отгадывание загадок.
• Группировка предметов по определенному признаку.
• Исключение предмета из группы по определенному признаку.
• Составление целого из частей.
Новизна дополнительной образовательной программы «Математика в играх» состоит в том, что методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей, активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Мы внесли новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка;
- в процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения;
- развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова;
- овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению;
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Обоснование взятой темы на основе нормативных документов.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998№124-ФЗ
- «Декларация прав ребенка «принята резолюцией 1386т(XIV)Генеральной Ассамблеей ООН от 20.10.1959(извлечения)
- Конституция РФ (извлечения), с изменениями на 01 .06.2007г.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» (постановление №26 от 15.05 2013)
- ФГОС ДОО от 17.10 2013 №1155 (регист. в Минюст РФ 14.11.2013 №30384)
- «Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редак. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Концепция комплексно-ориентированного образования
- Устав учреждения
- Общеобразовательная программа ДОУ
- Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы
- Устав ДОУ
Направленность Программы
Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Возраст детей:4 - 5 лет
Сроки реализации Программы
Формы работы:
Занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность которого 20 минут.
В занятия включены:
- подвижные игры,
- физкультминутки,
- пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
- беседы;
- различные виды игр;
- рисунки и композиции;
- индивидуальная работа;
- сюжетно-дидактические игры;
- викторины;
- работа с родителями
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Методы обучения:
- наглядный;
- исследовательский;
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
Материальное обеспечение Программы (предметно-развивающая среда)
палочки Кюизенера; танграм (раздаточный набор); Карточки с заданиями к танграму; танграм демонстрационный (набор на магнитах); комплект счетного материала на магнитах; Уголок природы, математический уголок, уголок конструирования и др.
Информационное обеспечение:
-Аудио-, -видео-, -фото-, интернет источники. Игровые
познавательные тетради "Математика в детском саду» являются
дополнительным пособием к программе. Методический комплект "Математика в детском саду»." ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей,
их интереса к математике.
Методическое обеспечение Программы
- Игры на составление плоскостных изображений предметов.
- Обучающие настольно-печатные игры по математике.
- Геометрические мозаики и головоломки.
- Занимательные книги по математике.
- Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
- Простой карандаш; набор цветных карандаше.
- Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
- Счетный материал, счетные палочки.
- Набор цифр.
- Пособия ( «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм»,)
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Мониторинг освоения детьми программного материала. Предоставление аналитического
материала.
Формами подведения итогов(контроля) реализации ДПУ «Математика в играх» являются:
- КВН
-Математические игры
-Викторины
-Открытые познавательные игровые часы
-Опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе ДПУ и полученных
детьми знаний за время проведения игровых познавательных математических часов.
Ожидаемые результаты:
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Общее кол-во занятий | Кол-во минут |
1 | Сравнение предметов | 1 | 20 |
2 | Числа 1, 2 | 1 | 20 |
3 | Геометрические фигуры | 4 | 80 |
4 | Ориентировка в пространстве | 2 | 40 |
5 | Число 3 | 1 | 20 |
6 | Сравнение по высоте | 3 | 60 |
7 | Треугольник | 1 | 20 |
8 | Куб, шар | 2 | 40 |
9 | Величина | 1 | 20 |
10 | Порядковый счет | 2 | 40 |
11 | Число 4 | 1 | 20 |
12 | Прямоугольник | 1 | 20 |
13 | Состав числа 4 | 1 | 20 |
14 | Счет в пределах 4 | 2 | 40 |
15 | Сравнение предметов по величине | 2 | 40 |
16 | Ориентировка во времени | 2 | 40 |
17 | Число 5 | 1 | 20 |
18 | Счет в пределах 5 | 1 | 20 |
19 | Измерение предметов | 2 | 40 |
20 | Повторение материала | 1 | 20 |
Итого игровых творческих часов: | 34 | 680 мин=11ч20мин |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | |||
1 неделя | Диагностическая НОД | В.П. Новикова «Математика в детском саду» Стр. 83. | |
2 неделя | Диагностическое задание | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 83. | |
3 неделя | Сравнение предметов. | Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление. Воспитывать исполнительность. | В.П. Новикова «Математика в детском саду» Стр. 4 |
4 неделя | Числа 1, 2. | Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 6 |
Октябрь | |||
1 неделя | Ориентировка в пространстве. | Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах двух, различать и называть цифры 1 и 2. Развивать ориентацию в пространстве, внимание. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 9 |
2 неделя | Ориентировка в пространстве (продолжение). | Развивать умения ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по 2 и по 1; учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить называть предметы квадратной и круглой формы. Развивать ориентацию в пространстве, память. Воспитывать усидчивость | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 12 |
3 неделя | Число 3. | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 15 |
4 неделя | Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. Развивать логическое мышление. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 17 |
Ноябрь | |||
1 неделя | Мячик | Познакомить в игровой форме с шаром, закреплять ориентировку в пространстве. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к сверстникам. | Управителева, стр.8 |
2 неделя | Треугольник. | Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; учить составлять домик из 4 треугольников, сделанных из квадрата; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 20 |
3 неделя | Кубик | Познакомить в игровой форме с кубом, учить обследовать его. Развивать осязание, внимание. Воспитывать интерес к окружающей среде. | Управителева, стр. 10 |
4 неделя | Куб, шар. | Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. Развивать осязание, логическое мышление. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 24 |
Декабрь | |||
1 неделя | Порядковый счет. | Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Закрепить представление о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; о последовательности частей суток. Развивать память, внимание. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 26 |
2 неделя | Число 4. | Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. | .П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 29 |
3 неделя | Прямоугольник. | Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах 4; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Развитие ориентации на листе бумаги, внимания. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 32 |
4 неделя | Геометрические фигуры (продолжение). | Закреплять представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике; упражнять в счете в пределах 4. Развивать память, мышление. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 35 |
Январь | |||
1 неделя | каникулы | ||
2 неделя | Прямоугольник (закрепление). | Продолжать учить из счетных палочек делать прямоугольник, находить и называть в окружении предметы прямоугольной формы. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 38 |
3 неделя | Счет в пределах 4. | Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 39 |
4 неделя | Порядковый счет (закрепление) | Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять в счете в пределах 4, различать количественный и порядковый счет в пределах 4; учить составлять узор из геометрических фигур, закреплять названия геометрических фигур. Развивать мелкую моторику, наблюдательность. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 42 |
Февраль | |||
1 неделя | Сравнение предметов по высоте. | Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет, закрепить представления о временах суток. Развитие координации движений, логического мышления, внимания. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 45 |
2 неделя | Сравнение предметов по величине. | Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу; упражнять в счете в пределах 4. Развивать воображение, ориентацию в пространстве. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 48 |
3 неделя | Ориентировка во времени. | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 50 |
4 неделя | Число 5. | Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 53 |
Март | |||
1 неделя | Счет в пределах 5. | Упражнять детей в счете в пределах 5; укреплять знания цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой; учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины. Развивать память, внимание. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 55 |
2 неделя | Измерение предметов. | Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 58 |
3 неделя | Измерение предметов (продолжение). | Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). Развивать логическое мышление, координацию движений. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 60 |
4 неделя | Сравнение предметов по высоте. | Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше – ниже); учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определенный временный отрезок. Развивать ориентацию во времени, память. Воспитывать устойчивый интерес к математике. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 63 |
Апрель | |||
1 неделя | Порядковый счет. | Упражнять в счете в пределах 5; продолжать учить различать количественный счет и порядковый счет; упражнять в сравнении предметов по величине. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 65 |
2 неделя | Ориентирование в пространстве (закрепление). | Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету? Развивать координацию движений. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 68 |
3 неделя | Величина. | Упражнять в сравнении предметов по величине и учить отражать в речи этот признак; закрепить названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 71 |
4 неделя | Ориентировка во времени. | Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5; учить из палочек делать фигуру (треугольник). Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать усидчивость. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 73 |
Май | |||
1 неделя | Геометрические фигуры (закрепление). | Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; упражнять в счете; уметь ориентироваться в пространстве. Развивать память, осязание, мелкую моторику. Воспитывать исполнительность. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 76 |
2 неделя | Сравнение предметов по величине (закрепление). | Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности – от самого большого до самого маленького, упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «над», «перед», «под». Развивать логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 79 |
3 неделя | Повторение материала. | Закреплять знания цифр в пределах 5, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро – медленно». Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать исполнительность | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 80 |
4 неделя | Диагностическая НОД | В.П.Новикова «Математика в детском саду» Стр. 83 |
Диагностика детей 4-5 лет по программе «Математика в играх»
Диагностическая карта
Список литературы
1.Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.;
2.Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет./ Кангина Н.Н., Тихомирова О.В. – Ярославль; ООО «Академия развития», 2012.;
3. Кретинина В.Д., Костылева Н.В. Естественное математическое развитие детей от 4 до 5 лет. Часть 2. Воронеж, 1998.
4. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие "Пальчиковые игры" средняя группа
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. ...
Сюжетно-ролевая игра (средняя группа). Тема. «Путешествие в прошлое»
Программное содержание:1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.2. Развивать речь, обогащать словарный запас.3. Формировать у детей...

НЕДЕЛЯ ИГРЫ (средняя группа) «Эх, резвись частной народ - на дворе зима идет»
Задачи:Обучающие· Закрепить знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору.· Закрепля...

Пальчиковые игры средняя, старшая группа
Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких д...

Методическая разработка: Закрепление темы: «Овощи» в физических упражнениях и подвижных играх» средняя группа компенсирующей направленности
Тема «Овощи» в физических упражнениях и подвижных играх» средняя группа компенсирующей направленности...