Конспект НОД по ФЭМП "Число 10 и его состав, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель: закрепление знаний о числе 10 и его составе.
Задачи:
1)обучающие:
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
2)развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
3)воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений
Конспект НОД «Число 10 и его состав, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел»
Цель: закрепление знаний о числе 10 и его составе.
Задачи:
1)обучающие:
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
2)развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
3)воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстрации);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, анализ занятия.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «>», «<», «=»; две карточки с изображением моделей для составления задач, (состав числа 10), карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки.
Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, счетные палочки.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы! А теперь дети оглянитесь вокруг себя и скажите, кто стоит от вас слева, справа, впереди и сзади. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста». Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в полукруг и поиграем.
(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).
Игра «Круглый год».
Тает снежок , ожил лужок . День прибывает. Когда это бывает? (весна) - Какое сейчас время года? (Весна)
- Назови соседей весны. (Зима, лето)
- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) - А какое время года было до этого? (зима) - Какое будет следующее время года? (лето)
- В какое время года вы пойдёте в школу? (осень)
- А сколько вам будет лет?(7лет)
- назови число, которое находится после 6? (7)
- назови число, которое стоит перед числом 3 (2)
- назови число, которое больше на 1 числа 5? (6)
- назови число, которое меньше на 1числа 8? (7)
- назови число, которое находится слева от числа 4? (3)
- назови число, которое находится справа от числа 1? (2)
(Дети передают мяч друг другу).
- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).
- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Сколько всего времён года? (4)
Гимнастика для глаз:
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись, Вправо, влево посмотри, Вокруг солнца обойди.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями. А сейчас тихонечко займите свои рабочие места.
Прямой и обратный счет до10. На доске выставлены цифры от 1 до 10.
Воспитатель: Посмотрите, какое число идет до 7 и после 7? А 6 больше или меньше 7? А 8 больше или меньше 7? Какое число идет до 9? Какое до 9? 8 больше или меньше 9? Какое число после 9? И т. д.
Воспитатель: сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число десять? (один нуль).
С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить число 10? (Справа).
Воспитатель: Какие математические знаки вы знаете?
Дети: Плюс, минус, больше, меньше, равно.
Воспитатель: Правильно. Послушайте задание: на доске в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.
(У воспитателя карточка с цифрой 5).
- Сколько взяли зайчиков? (5)
- Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)
- Что любят кушать зайчики? (Морковку).
- Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).
- Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).
- Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).
- Как получили число 10?
Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.
Воспитатель: - кто у доски составить равенство. (5+5=10).
- Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?
Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.
Воспитатель: - Молодцы. Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав Десять из него!
- Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.
Воспитатель: А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
- У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).
- Сколько лап и двух медвежат? (8).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).
Вы справились с моими заданиями, и вам за это я хочу задать шуточные задачи:
«Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько кошек вместе стало?» (4)
«Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей?» (6)
Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.
Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?
Воспитатель: Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).
- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
- Нужно записать решение задачи.
- …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= )
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
- …, сколько надо взять палочек? (8)
- …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)
- Сколько стало палочек? (10)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи. (8+2=10)
- Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).
- Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
- Нужно записать решение задачи.
- Аделина, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1= )
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
- Шамиль, сколько надо взять палочек? (9)
- Ильяс , сколько надо отложить палочек от 9? (1)
- Сколько осталось палочек? (8)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи. (9-1=8)
- Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).
- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданиями
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.
- Что же мы сегодня нового узнали?
- Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)
- Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.
- А сейчас покажите, какое у вас настроение.
- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы! Спасибо Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по математике в старшей группе по ФГОС "Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел"
Задачи: - закрепить прямой счет до 20, обратный от 10 до 0; - познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание; - закреплять у...
Число 7 и его состав. Решение логических задач с математическим содержанием, сравнение двух чисел, ориентировка во времени и на листе бумаги.
Непосредственно образовательная деятельность по математике...
Интегрированное занятие по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение ...
Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;- развивать смекалку, воображение;- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументир...
Интегрированное занятие по ФЭМП «Помощники Незнайки». Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел
Интегрированное занятие по ФЭМП«Помощники Незнайки».Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел...
НОД в подготовительной группе, на тему: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел».
МБОУ СОШ №29 г.Химки ДО «Калейдоскоп» Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе, на тему: «Число 10 и его состав,...
Число 10 и его состав,логические задачи с математическим содержанием,сравнение двух чисел
Число 10 и его состав,логические задачи с математическим содержанием,сравнение двух чисел...