Картотека игр по сенсорному развитию в группе раннего возраста
картотека по математике
Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста, собранные и систематизированные в единую картотеку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 309.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
по сенсорному развитию
детей в группе раннего возраста
Игры на различение основных цветов
1. «Посади жука на свой листок»
Цель: учить детей различать 4 основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.
2. «Воздушные шарики»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать надо ленту привязать.
Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.
3. «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
4. «Найди такой же цветочек»
Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть 4 основных цвета.
Материал: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал).
Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.
5. «Загадочные пуговки»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Материал: картонное полотно, разделенное на 4 сектора (основные цвета), набор разных пуговиц 4-х основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик.
Есть чудо-пуговки у нас, поиграем мы сейчас.
В руки пуговки возьмем и дом по цвету им найдем.
Игры на различение величины предметов
1. «Найди домик для матрешки»
Цель: знакомить с понятиями «большой – маленький»
Материал: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие.
Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут матрешки. Матрешки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрешки.
2. «Выбери пуговки»
Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Материал: 2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие)
Ход игры: воспитатель вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.
3. «Наряди елку»
Цель: формировать умение выделять величину предметов, упражнять в установлении сходства и различия между предметами
Материал: игрушка Дед Мороз, большие и маленькие елки, вырезанные из картона зеленого цвета, набор кругов двух величин (большие и маленькие)
Ход игры: Игровая ситуация: пришел Дед Мороз и принес елочки (рассмотреть и рассортировать по размеру). Скоро праздник и елочки надо нарядить. Внести коробку с кругами (рассмотреть, рассортировать по размеру). Предложить детям нарядить большие елочки большими кругам, а маленькие – маленькими. В процессе игры активизировать в речи детей понятия: круг, большой, маленький, большая, маленькая.
4. «Зоопарк»
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов.
Материал: игрушки зверей разных размеров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д.
Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детенышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берет большого мишку и предлагает найти маленького и т.п. В случае затруднения используем совместные действия.
5. «Спрячь шарик в ладошках»
Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Материал: два комплекта больших и маленьких шаров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно».
6. «Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
Игры на различение геометрических форм
1.«Круг – квадрат»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это –круг, а вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».
2. «Найди варежку»
Цель: учить узнавать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник.
Материал: плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберем варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия.
3. «Закрой окошко в домике»
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Материал: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках.
Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.
4. «Спрячемся от дождика»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: набор геометрических фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков.
Ход игры: Воспитатель выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Но каждой фигуре надо найти свой зонтик.
5. «Покажи такую же»
Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.
Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка , приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры, и воспитатель просит показать такую же фигуру, как у него.
6. «Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
Игры на развитие тактильных ощущений
1.«Поймай игрушку»
Цель: определение места прикосновения к телу
Материал: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и т.п.)
Ход игры: Ребенок закрывает глаза. воспитатель касается разных частей тела ребенка игрушкой (киской) и просит его определить, где киска.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы).
Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
3. «Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик)
Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком, Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель.
4. «Найди пару»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.
Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями(каждой по 2).
Ход игры: воспитатель предлагает ощупать каждый мешочек . Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.
Игры с прищепками
1.«Солнышко»
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.
Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.
2.«Ежик»
Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.
Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.
3.«Разноцветные человечки»
Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.
Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.
4.«Забавные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр по сенсорному развитию 2 группа раннего возраста
картотека игр по сенсорному развитию...
Картотека игр на сенсорное развитие у детей раннего возраста
Картотека игр на сенсорное развитие у детей раннего возраста...
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....
Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «В поисках солнышка» по сенсорному развитию в группе раннего возраста
Воспитатель: Усмонова Гулрухсор Акбаровна Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года)«В поисках солнышка»по сенсорному развитию в группе раннего возраста Цель: ф...
Картотека игр по сенсорному развитию в группе раннего возраста
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию в группе раннего возраста
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию в группе раннего возраста...