Игры по ознакомлению с цветом
|
|
“ Найди цветок для бабочки “
Задачи: познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать внимание. Материал: четыре цветка основных цветов, четыре бабочки. Содержание: Воспитатель предлагает детям посадить каждую бабочку на свой цветок (Воспитатель кладет бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают, бабочку " не видно "- она спряталась). Дети выполняют задание). А теперь посадите бабочек так. Чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета.
|
|
|
|
«Воздушные шарики»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета. Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним. Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.
|
|
«Подбери чашки к блюдцам» Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов. Материал: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов. Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
|
«Найди такой же цветочек» Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть 4 основных цвета. Материал: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал). Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.
|
| «Загадочные пуговки»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета. Материал: картонное полотно, разделенное на 4 сектора (основные цвета), набор разных пуговиц 4-х основных цветов. Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик. Есть чудо-пуговки у нас, поиграем мы сейчас. В руки пуговки возьмем и дом по цвету им найдем.
|
|
|
|
Игры на различение величины предметов |
|
«Найди домик для матрешки» Цель: знакомить с понятиями «большой – маленький» Материал: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие. Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут матрешки. Матрешки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрешки.
|
«Выбери пуговки» Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине. Материал: 2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие) Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.
|
|
«Наряди елку» Цель: формировать умение выделять величину предметов, упражнять в установлении сходства и различия между предметами Материал: игрушка Дед Мороз, большие и маленькие елки, вырезанные из картона зеленого цвета, набор кругов двух величин (большие и маленькие) Ход игры: Игровая ситуация: пришел Дед Мороз и принес елочки (рассмотреть и рассортировать по размеру). Скоро праздник и елочки надо нарядить. Внести коробку с кругами (рассмотреть, рассортировать по размеру ). Предложить детям нарядить большие елочки большими кругам, а маленькие – маленькими. В процессе игры активизировать в речи детей понятия: круг, большой, маленький, большая, маленькая. |
|
«Спрячь шарик в ладошках» Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Материал: два комплекта больших и маленьких шаров. Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно».
|
| «Зоопарк» Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов. Материал: игрушки зверей разных размеров. Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д. Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детенышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берет большого мишку и предлагает найти маленького и т.п. В случае затруднения используем совместные действия.
|
Игры на различение геометрических форм
|
|
«Круг – квадрат»
Цель: учить детей группировать предметы по форме. Материал: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета. Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это –круг, а вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».
|
|
«Найди варежку» Цель: учить узнавать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник. Материал: плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами. Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберем варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия.
«Спрячемся от дождика»
Цель: учить детей группировать предметы по форме. Материал: набор геометрических фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков. Ход игры: Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Но каждой фигуре надо найти свой зонтик.
|
| «Закрой окошко в домике» Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Материал: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках. Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.
«Покажи такую же» Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами. Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка , приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.
|
|
|
|
|
Игры на развитие тактильных ощущений |
| «Поймай игрушку»
Цель: определение места прикосновения к телу Материал: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и т.п.) Ход игры: Ребенок закрывает глаза. Педагог касается разных частей тела ребенка игрушкой (киской) и просит его определить, где киска.
|
«Узнай фигуру» Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу. Материал: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик) Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком, Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель.
«Найди пару»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия. Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями(каждой по 2). Ход игры: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек . Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.
|
|
«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы). Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
|
|