Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП на основе сюжета сказки Дж. Родари «Чиполлино». «Приключение Чиполлето».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе на основе сюжета сказки Д. Родари «Чиполлино».

 

Образовательная область – познавательное развитие.

 

Интеграция образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

 

Возрастная группа – подготовительная к школе группа (6 лет).

 

Продолжительность (время) занятия – 30 мин.

 

Цель НОД: Закрепление элементарных математических представлений,  на  основе сюжет сказки Д.Родари «Чиполлино».

 

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить представления о количественном составе числа 7, умение соотносить количество с цифрой;

- Закрепить представления детей о последовательности дней недели и провести соответствия дней с числом ему соответствующим;

- Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;

- Закрепить представления о плоских и объемных геометрических фигурах;

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

- Закрепить понятие больше, меньше, равно, сравнивая рядом стоящие числа;

- Закрепить умение решать математические примеры, используя линейку;

- Закреплять знания о последовательности месяцев, времен года, дней недели, части суток;

- Закреплять умение детей анализировать и синтезировать, логически и конструктивно мыслить

- Закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости.

Развивающие:

- Развивать сообразительность, внимание, зрительную и слуховую память, смекалку, воображение;

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе;

- Прививать навыки – наблюдательность, самостоятельной работы;

- Прививать интерес к математическим занятиям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 32»

680001, г.Хабаровск, пер. Краснореченский 10-а,

тел. (4212) 53-80-08, E-mail: Korneeva0902@mail.ru

КОНСПЕКТ

НОД в подготовительной группе по ФЭМП на основе сюжета сказки

Дж. Родари  «Чиполлино».

«Приключение Чиполлето».

Разработала:

Воспитатель

Бондаренко Виктория Витальевна

Дата и время проведения:

26. 11.2019 г., 10-00 ч.

Хабаровск – 2019 г.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе на основе сюжета сказки Д. Родари «Чиполлино».

Образовательная область – познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Возрастная группа – подготовительная к школе группа (6 лет).

Продолжительность (время) занятия – 30 мин.

Цель НОД: Закрепление элементарных математических представлений,  на  основе сюжет сказки Д.Родари «Чиполлино».

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить представления о количественном составе числа 7, умение соотносить количество с цифрой;

- Закрепить представления детей о последовательности дней недели и провести соответствия дней с числом ему соответствующим;

- Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;

- Закрепить представления о плоских и объемных геометрических фигурах;

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

- Закрепить понятие больше, меньше, равно, сравнивая рядом стоящие числа;

- Закрепить умение решать математические примеры, используя линейку;

- Закреплять знания о последовательности месяцев, времен года, дней недели, части суток;

- Закреплять умение детей анализировать и синтезировать, логически и конструктивно мыслить

- Закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости.

Развивающие:

- Развивать сообразительность, внимание, зрительную и слуховую память, смекалку, воображение;

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе;

- Прививать навыки – наблюдательность, самостоятельной работы;

- Прививать интерес к математическим занятиям.

Планируемый результат:

- Имеют представление о количественном составе числа 7, умеют соотносить количество с цифрой;

- Имеют представление о последовательности дней недели, проводят соответствие дней с числом ему соответствующим;

- Ориентируются в пространстве;

- Имеют навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;

- Имеют представления о плоских и объемных геометрических фигурах;

- Имеют представление о  понятие больше, меньше, равно, сравнивая рядом стоящие числа;

-  Умеют решать математические примеры используя линейку.

Словарная работа.

Активизация активного и пассивного словаря. Обогащение пассивного словаря:

- неделя;

-сутки;

- вчера;

- сегодня;

- завтра;

- между;

- параллелепипед;

- конус;

- цилинр;

- куб;

- шар;

-предыдущий;

- последующий.

Предварительная работа:

- Чтение сказки Д. Родари «Чиполлино»;

- Просмотр мультфильма «Чиполлино»;

- Прослушивание музыкальных отрывков из балета К. Хачатуряна «Чиполлино»;

- Театрализованная постановка на основе сказки Д.Родари «Чиполлино».

          - НОД по ФЭМП в соответствии с учебным тематическим планом;

- Разучивание  заключительной хороводной песни «Большой хоровод».

Используемые методы:

- Логическое рассуждение;

- Практические;

- Здоровье сберегающие технологии;

- Игровой;

- Наглядности;

- Словесный;

- Поощрение;

- Постановка проблемы.

Оборудование, материалы:

- Аудио  средства;

- Коврограф В.Воскобовича(цифры, буквы …);

- Линейки;

- Чиловая прямая до 20;

- Листы в клетку

- Ручки, карандаши;

- Костюмы для театрализованного представления в соответствие с постановкой;

- Декорации в соответствие с постановкой.

Описание содержания НОД.

Вводная часть.

Приветствие гостей.

Здравствуйте, уважаемые гости! Я хочу Вам сказать:

«Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Кол плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз, что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают!»

И сегодня подготовительная группа приготовила постановочное-занятие, представление (обобщающего)  по сказке Д. Родари «Чиполлино».

 Декорации  «Замок Графини Вишни». Звучит музыка из балета К. Хачатуряна «Чипполино» - «Выход Тыквы».  Выходят дети.
1 ребёнок: 
Мы скажем по секрету: так бывает,
Что сказка, вдруг, в свой мир нас приглашает.
2 ребёнок: 
Наверное, чтоб чем-то удивить,
Чтоб позабавить и чему-то научить.

Основная часть.
Дети уходят. Выходит тыква с тележкой, в которой лежат кирпичики.
Тыква: 
Я себе построю дом.
Заживу прекрасно в нём.
Будет там уютно и тепло,
Будет там просторно и светло.
Не страшны мне будут холода,
Дождь и ветер не погубят никогда.

Тыква медленно поднимает кирпич, чтобы строить дом. Дети подбегают к ней.
Дети все вместе: 
Тыква, Тыква, подожди,
Мы тебе поможем!

 Вместе дружно и легко 
Дом построить сможем!
Звучит музыка строительства домика Тыквы из балета  «Чиполлино» на музыку К. Хачатуряна), в это  время дети передают кирпичики для строительства домика Тыквы.

Дети передают кирпичики (параллелепипеды) и считают:

Первый, второй, третий и т.д. до 20 (в  это время воспитатель выносит коробку – параллепипед)

Воспитатель: Какой чудный дом вы построили для тыквы ребята. Только не могу я вспомнить геометрическую фигуру, которую он напоминает.

 Детей: Параллелепипед

Воспитатель: Только вот беда домику чего - то не хватает…

Дети: Крыши.

Воспитатель: Я предлагаем крышу сделать вот такую (достает большой конус). Какую же фигуру напоминает крыша домика?

Дети: Конус.

Воспитатель: Когда будет на улице холодно и сыро Тыква затопит печь… Чего не хватает на крыше?

Дети: Трубы.

Воспитатель: Я предлагаю поставить вот такую трубу.

Дети: Цилиндр.

Воспитатель: Скажите мне ребята, а все эти геометрические фигуры, какие плоские?

Дети: Объемные.

Воспитатель: Тыква, мы дарим тебя мяч, чтобы дома ты не скучала, с ним ты весело играла.

Дети: Шар.

Воспитатель: А когда, наигравшись сполна, присесть захочешь ты, вот пуф тебе. Возьми.

Дети: Куб.

Тыква любуется домом.
Тыква: 
Как красив мой милый дом!
Хорошо живётся в нём!

Дети все вместе:
Мы работали не зря. 
Тыква: 
Вот спасибо вам, друзья!

Дети присаживают на пол.

 Звучит музыкальная тема Синьора Помидора из балета «Чиполлино» К. Хачатуряна. Появляется Синьор Помидор, пёс Мастино и Лимончики.
Синьора Помидора: 
Я – великая сеньора Помидора!
Очень важная персона:
На полях и грядках,
Навожу порядки.
Кто не подчинится, - 
Посажу в темницу!

Почему построен дом?

Иль не важен вдруг закон?

Походит сеньора Помидора и Лимончики  к  Тыкве. Помидориха  грозно обращается к ней.
Синьора Помидора: 
Это как же ты посмела?
Иль в темницу захотела?
Уходи отсюда вон!
Тыква: 
Но я же…
Синьора Помидора: 
Не перебивать!
Синьор Помидор, обращаясь к Лимончикам:
Отвести ее в замок графини Вишни!
Тыква: 
Ничего я не пойму.
Лимончики уходят, уводя с собой плачущую Тыкву.

Синьора Помидора, осматривая домик: 
Дом не стану я ломать.
Здесь Мастино будет спать.
Воспитатель:

Тыкву арестовали!
Из-за домика!

Что же делать нам, друзья?
Тыковку бросать в беде нельзя!
Дети  начинают ходить  и думать. Раздаются реплики размышлений и появляющихся идей:
- А может быть?!.. Нет…
- А если?.. Нет…
Кому-то приходит в голову мысль о Чиполлетто, которую подхватывают остальные герои.

- Кто у нас смелее всех?
- Кто у нас честнее всех?
- Кто у нас быстрее всех?
- Кто у нас хитрее всех?
- Знает обо всём вокруг?
Дети все: 
Чиполлетто – верная подруга!
Дети зовут Чиполлетто. Звучит музыкальная тема Чиполлино из балета К. Хачатуряна.
Выходит Чиполлетто замечает, что его друзья грустят.
Чиполлетто: 
Почему веселья нет?
Кто мне может дать ответ?

Дети: 
- Тыква кирпичи копила,
Домик для себя сложила.

- Выгнал Тыкву Помидориха –
Ненасытный злая синьориха!

- В клетку Тыкву посадила,
На большой замок закрыла.

Чиполлетто: 
Я даю вам слово,
Подругу мы спасём!
Неприятность эту
Мы переживём!
Ребенок: 
Злая Помидориха Тыквув замке графине Вишни прячет,
Вместе: 
И Тыква горько, горько плачет!
Чиполлетто: 
Всё поняла я! За мной, друзья!

Только замок то большой…

Надо ведь определиться,

Где искать нам  тыкву там.

Ребус дружно разгадаем.

Место заключения Тыквы тогда узнаем.

Дети проходят за свои рабочие места, а Чипполетта  к доске.  В ребусе зашифровано место, где спрятана Тыква.

М

8-6=2

И

5-1=4

Т

3+3=6

А

1+2=3

Е

4+1=5

Н

4+3=7

Ц

10-2=8

6

5

2

7

4

8

3

Т

Е

М

Н

И

Ц

А

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ребус вы все разгадали, и место нахождения Тыквы узнали.
Звучит музыкальна тема из балета Чипполино, «Графини Вишни». Из замка  появляется Графиня Вишня. Она грациозно двигается со счетами и считает на них:

Больше, меньше иль равно…

Задумывается…

Графиня Вишня:
Я знатная особа,
Порядок я люблю,
Веду хозяйство строго,
Без лишней суеты.
Теперь мне нужно всё пересчитать,
И все запасы свои пересчитать.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем графине Вишне сравнить запасы, которые она заготовила, соленья и варенья, ведь сейчас…

Дети: Осень.

Воспитатель: На  полке стоят у нее банки слева варенья, а справа соленья. Чего больше, а чего меньше. Может, она подобреет, друзья и отдаст нам Тыкву.

Дети выполняют задания на листочках, а графиня Вишня с Чипполетто у доски:

>, <, =

2  4      5   5

6  5      1   3

7  9      10   4

Вишня: Нет! Я не отдам вам пленницу!

Графиня Вишня уходит. Звучит композиция из балета «Чипполино» «Вишенка». Появляется грустная  Вишенка с карандашом в руке и блокнотом. Она считает.
Вишенка: 
Один и шесть… записала.
Два и пять… записала.
Ах! Какая ж это скука
Целый день считать, считать,
Всё на полках то и дело,
Расставлять и проверять.
Могу я только лишь мечтать,
Что во дворе с детьми смогу играть,
С девчонками, мальчишками,
Такими же, как я…
Ах! Какая же беда,
Быть с Графинею  всегда…
Дети: 
Вишенка! Вишенка!
Вишенка: 
Ой! Кто здесь?
Чиполлетто: 
Я – Чиполлетто! 
А это друзья мои – ребята из детского сада!
Вишенка: 
Ура! Сбылась мечта моя!

Поиграйте со мной друзья!

Воспитатель: Я смотрю в твой блокнот, Вишенка, и вижу, что у тебя записан состав числа семь. А давайте поиграем в игру «Найди себе дружка». Я сейчас всем раздам карточки с числами, а вы  (дети и герои) должны найти дружка для своего числа, чтобы в сумме получилось число 7 (семь).

«Раз, два, три – дружка скорей найди!

Дети встают в пары, в сумме чисел образуя – семь 7.

Справивших с заданием воспитатель оценивает работу детей.

Предлагается следующее задание.

Воспитатель: А теперь все девочки встают справа от меня, а мальчики слева.

Оценивается работа детей.

Предлагается следующее задание. Предлагает Вишенки и Чиполлетто его осуществить.

Воспитатель: Вишенка, посчитай, сколько мальчиков у нас, а Чиполлетто, сколько девочек. Кого больше.

Ответы детей:

Воспитатель: Предлагаю поиграть еще в одну игру «Дни недели». Каждый из вас знает, что дни идут друг за другом. Но злой Волшебник поиграл и все дни перемешал. (Детям раздаются карточки с кругляшками в соответствии с количеством (1, 2, 3, и т.д. до 7), каждая карточка означает день недели по счету. Раздаются карточки предварительно перемешав их. Дети встают друг за другом в соответствие с тем, как им выдали карточки.

Воспитатель: Ребята, расставьте дни недели по порядку (между, после, перед).

Ответы детей:

Воспитатель благодарит, хвалит ребят.

После ответов дети рассаживаются за свои рабочие места.

Воспитатель: Вишенка, тебе понравились наши игры.

Вишенка: Да!

Но чем могу помочь вам я?
Чиполлетто: 
Вишенка! Наша Тыква арестована,
Тяжёлой цепью крепко она прикована!
Дети: 
Ты помоги его освободить –
Ключ от темницы быстро раздобыть.
Вишенка: 
Но ключ от темницы,
У Помидорихи хранится. 
Сейчас она спит… (Вишенка прислушивается)
Очень громко сопит…
Но, если осторожной быть,
То ключик можно раздобыть!..
Вишенка, обращаясь к друзьям: 
Здесь вы притаитесь.
И меня дождитесь.
Вишенка идет к замку, а там висит связка ключей. Она разводит руки в сторону и говорит удивленно.

Вишенка: Смотрите,  много ключей, а какой тогда наш?

Дети: Ча-ча-ча – нет у нас ключа.

Чи-чи-чи на крючке ключи!

Воспитатель: Я ребята предлагаю Вам создать свой ключ.

«Ключик сами подберем и темницу отопрем».

(Математический диктант) Чиполлета чертит на доске, а дети на листах.

8 кл. вправо.

2 кл. вверх.

2 кл. вправо.

5 кл. вниз.

2 кл. влево.

2 кл. вверх.

4 кл влево.

3 кл. вниз.

1 кл. влево.

1 кл. вверх.

1 кл. влево.

1 кл. вниз.

1 кл. влево.

3 кл. вверх.

1 кл. влево

1 кл. вверх.

Получится ключ.

Воспитатель: Что у вас получилось друзья?

Ответы детей: Ключ. Ура!

Воспитатель: Чиполлета и Вишенка идите, и Тыквы вы освободите.

Чиполлета и Вишенка уходят за замок, за Тыквой.

Перед замком в это время ходят стражники Лимончики

Лимончики:

Первый Лимончик: 
Мы – Лимончики из армии Лимона! 

Второй: 
И не думаем о честности закона!
Чиполлетто, Вишенка и Тыква крадутся из-за замка, надеясь перехитрить Лимончиков. Обращаются к ребятам

Чиполлетто: 
Ребята, играйте!
Вопросами Лимонов отвлекайте!

Воспитатель:

Сколько месяцев в году?

Сколько времен года?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Какое сейчас время года?

Месяцы данного времени года?

Месяц делим на … (недели)

Неделю делим на … (сутки)

Сколько суток в недели?

Сутки делим на … (утро, день, вечер, ночь).

Какой месяц год открывает?

Какой месяц год закрывает?
Лимончики отвлеклись, засмотревшись на детей и отвечая на вопросы. Вдруг они замечают, что пленница на свободе и кричат:

Лимончики

- Караул!
- Измена!
- Предательство!
- Обман!

Из-за декораций выбегают - Графиня Вишня, Синьора Помидора, к которым присоединяются и Лимончики.

Звучит композиция из балета «Чипполино» «Погоня» К. Хачатуряна.

 Герои размахивают руками угрожают кулаками.
Вдруг, музыка прерывается. Чиполлетто  резко останавливает их.
Чиполлетто: 
Стойте!
Вы зачем Овощам угрожаете,
И из домиков их выгоняете? 
Синьора Помидора: 
Если будете спорить со мною,
То расплатитесь вмиг головою!
Чиполлетто: 
Ах, так? Ну, тогда получайте!
Что делать вам – сами решайте.
Я стану понемногу раздеваться,
Придётся вам слезами обливаться.
звучит музыкальная тема Чиполлино композитора К. Хачатуряна)
Чиполлетто  сбрасывает свою жилеточку. Помидориха, Графиня Вишня, Лимончики, трут руками глаза, плачут.
Графиня Вишня: 
О, пощадите нас!
Теперь мы понимаем тех, кто плачет,
Кого настигла горькая беда!..
Синьора Помидора и Лимончики:
Прощенья просим мы и обещаем…
Вместе: 
Не обижать несчастных никогда! 
Чиполлетто: 
Простим их? 

Воспитатель: Я думаю, что надо им испытания пройти. Чтобы вас простить должны задачки вы решить:

  1. У какой фигуры нет ни начала, ни конца. (круг)
  2. Росло шесть берез, на каждой по восемь веток, на каждой ветке – по пять яблок. Сколько всего яблок? (на березе не растут яблоки)
  3. Что тяжелее килограмм ваты или килограмм гвоздей? (одинаково)
  4. Ты, да я. Да мы с тобой. Сколько нас? (двое)
  5. Назовите три дня подряд, не используя названий недели. (вчера, сегодня, завтра).

Воспитатель: Я думаю, что они справились с испытанием. Простим их?

Дети: 

Да!
Ругаться нам никак нельзя!

Всем нам нужно  дружно жить всегда!

Заключение:

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка друзья. Добро восторжествовало над злом.  Ребята, может вы, что ни будь  скажите в заключении всего?

Дети: Мы все дружно играли и знания свои закрепляли.

 Звучит песня «Большой хоровод». Дети встают в круг и поют в хороводе с постановочными движениями.

Дети: До свидания друзья! Давайте жить дружно всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП "Путешествие в страну "Числяндия""

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в страну "Числяндия""...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП "Спасти Василису"

Данный конспект разработан как итоговое мероприятие за I полугодие....

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП на тему: "В гости к профессору Астроному".

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП на тему: " В гости к профессору Астроному". Данное занятие содержит различные виды деятельности, такие как :1. Количество и счёт;2.Величины;3.Ориенти...

конспект ОД в подготовительной группе по ФЭМП "Загадки Лесовичка"

Основной  задачей занятия является развитие  у дошкольников временных и пространственных ориентировок....

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Величина» по сюжету сказки с использованием интерактивной игры «Лиса и Журавль»

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Величина» по сюжету сказки с использованием интерактивной игры «Лиса и Журавль»...