консультация «Экономическое воспитание – новая задача дошкольного образования».
консультация по математике
Каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании с самыми маленькими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня мы пригласили вас на консультацию «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» и первый подпункт нашей консультации «Экономическое воспитание – новая задача дошкольного образования».
Каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать зна-комство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании с самыми маленькими детьми.
Слайд 2.
Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания детей.
Слайд 3.
Наиболее раннее упоминание об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить в работах педагогов таких как
Я.А.Коменский в своей книге «Материнская школа» видит связь экономического и нравственного воспитания и рекомендует воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, мужество, справедливость, человечность, щедрость.
Вопросы экономического воспитания А.С.Макаренко описал в своей работе «Семейное хозяйство». «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». А.С. Макаренко раскрывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирования знаний о том, откуда берутся деньги, что такое работа.
На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах
Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и др. определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость). Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек - хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания. Шатова А.Д. впервые в своей книге «Экономическое воспитание дошкольников» подняла вопрос о нравственно-экономическом воспитании детей. Она отмечает, что «хорошим хозяином» является человек, который умеет правильно в интересах семьи использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря.
А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».
Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.
Слайд 4.
Рассмотрим более подробнее что такое экономика:
- Экономика это наука изучающая хозяйство и способы его ведения.
- Экономика- деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность;
- Экономика - наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.
- Экономика -отношения между людьми в процессе производства товаров и услуг.
- Экономика- закономерности протекания хозяйственных процессов.
- Экономика- хозяйство, совокупность всех процессов используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей.
- Экономика – это особая сфера общественной жизни. Она функционирует и развивается по собственным законам.
Слайд 5.
Как же, казалось бы, таким сложным понятиям, можно обучить наших малышей? А оказывается, можно и несложно научить детей бережному отношению к природе, к природным ресурсам, изготовлению простых, но нужных вещей, как рациональному использованию и трате денежных средств. Для современных детей это актуально, востребовано и интересно.
В качестве предпосылок экономического воспитания выделяют доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Что могут знать дошкольники из области экономики? Это, прежде всего знания о труде и обо всем, что с ним связано. Однако реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд – ведущая категория экономической науки.
Полезно ознакомить дошкольников с предметами и результатами (продуктами) труда, видами индивидуального и коллективного труда, познакомить с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, действиями и операциями покупки и продажи, понятиями «дороже – дешевле», «больше – меньше», «выгодно – невыгодно», «выиграл – проиграл», «поменял», Ребенок должен знать, что такое магазин, касса, банк. Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста А. Д. Шатова рассматривает, прежде всего, как один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Решение данной проблемы в необходимости с детских лет положить начало формированию экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.
Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.
Слайд 6.
Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственно достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, - вот задачи, которые решаются в процессе экономического воспитания дошкольников.
Слайд 7.
Мы живем в сложное время. Вокруг появилось много нового и незнакомого. А для детей особенно. Такие явления и процессы как: кризис, инфляция, менеджер, акция, реклама, капитал, кредит, страховка и т.д. очень прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто употребляем их, стараемся разбираться в экономической стороне жизни. Дети тоже не остаются в стороне. Их интересуют серьезные проблемы экономического содержания. Во время общения и игр со сверстниками они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь об их значении и смысле, которые они несут. Да и нам, взрослым, дети задают вопросы, связанные с экономическими проблемами: откуда взялись деньги, для чего нужна реклама, все ли можно купить за деньги и др.
Слайд 8.
Обсуждая проблему экономического воспитания детей , мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям (ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине!
Слайд 9.
Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы разнообразный наглядный материал (альбомы, книги, предметы, игрушки) иллюст¬рировал обсуждаемые экономические вопросы. Педагог должен своим примером показывать детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относящегося к вещам, умело оценивающего предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.
Слайд 10.
Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственно достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, - вот задачи, которые решаются в процессе экономического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые технологии физического воспитания в системе дошкольного образования
Знакомство с новой здоровьесберегающей технологией "Психофизическая тренировка"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1121991-1571744463.jpg)
Развитие речи в дошкольном возрасте как задача дошкольного образования
В статье рассматриваются направления работы по развитию речи детей чтаршего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-850001-1633546596.jpg)
Консультация для родителей «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-1253908-1591131265.jpg)
Консультация для педагогов на тему: Звуковая культура речи – приоритетная задача дошкольного образования!
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искус...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-572637-1423850581.jpg)
Консультация для родителей «О внедрении ФОП ДО. Как новая программа дошкольного образования изменит детские сады?"
С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/24/picture-1168480-1735017515.jpg)
ДОКЛАД «Повышение доступности дошкольного образования. Развитие новых форм дошкольного образования»
laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, педагог и психол...