консультация для педагогов: "Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в системе непрерывного образования"
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Букина Ирина Павловна

Приобщение детей к экономике, первичное экономическое образование – это один из факторов экономической социализации, который оказывает большое влияние на становление личности ребёнка и его отношения к материальным и духовным ценностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в системе непрерывного образования»

 «Экономика» - такое сложное и вместе с тем интересное понятие! Что же оно означает? Термин «экономика» впервые появился в трудах древнегреческого философа Ксенофонта при описании устройства Спарты. Он означал «искусство ведения домашнего хозяйства». Изначально слово «экономика» употреблялось людьми в значении «искусство ведения домашнего хозяйства». Со временем понятие стало намного шире. Теперь этим словом называют многогранную хозяйственную деятельность целого государства или всего мира. На современном этапе кандидат педагогических наук, профессор А.Д. Шатова полагает, что «Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

Экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте направлено не на воспитание экономистов, а на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Приобщение детей к экономике, первичное экономическое образование – это один из факторов экономической социализации, который оказывает большое влияние на становление личности ребёнка и его отношения к материальным и духовным ценностям.

Экономическое образование и экономическое воспитание способствуют социализации ребёнка, облегчают способность ребёнка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально-экономических отношений. Современная жизнь непредсказуема и очень интересна, она привлекает детей, и свои первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: - просмотр телепередач, наблюдения за поведением взрослых, беседы и игры с друзьями; - профессии родителей, покупка и продажа различных товаров, реклама по телевизору, интернет – и это ещё не весь список того, с чем ребёнку приходится сталкиваться каждый день.

Современный дошкольник – это будущий школьник, а потом студент и, конечно же, работник. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности именно в дошкольном возрасте. Наилучший возрастной период, когда первичный экономический опыт ребёнка трансформируется в определённый уровень нравственно-этических ценностей – это старший дошкольный возраст. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях; соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Работа по экономическому воспитанию базируется на технологии развивающего обучения и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

Принцип экономического обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к ещё более трудному, от абстрактного к ещё более конкретному, т.е. обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Главная задача педагогов – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции. Пути реализации экономического образования при организации учебно воспитательного процесса.

Экономическое образование необходимо вести в нескольких направлениях, которые включают в себя 4 взаимосвязанных блока:

-«Семейная экономика» Семья – воспитывает в ребёнке культуру потребления, культуру общения, культуру познания, которая является основой для развития экономической культуры. И именно в семье ребёнок получает первичные экономические знания, сталкивается с экономическими проблемами, которые решают члены семьи: приобретение продуктов и товаров, составление меню, распределение семейного бюджета.

 - «Потребности» (человека, растений, животных). Дети знакомятся с понятием «Потребность» как состояние нужды в определённых условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определённых социальных факторах, без которых данный человек испытывает состояние дискомфорта.

-«Валюта. Деньги» Чтобы удовлетворять потребности членов семьи, необходимы средства – т.е. деньги. Дети узнают, что деньги – явление в первую очередь экономическое. Деньги могут культивировать в людях добро и зло, могут рассматриваться как средство выживания и процветания, как средство накопления и сбережения. Детей подводят к выводу, что не всё в жизни можно купить за деньги.

 - «Ресурсы». Чтобы зарабатывать и получать деньги необходимо трудиться. Все взрослые работают и производят всё то, что необходимо для жизни и удовлетворения потребностей взрослых и детей: продукты, вещи, игрушки, книги и т.д. И это носит экономическое понятие – «Ресурсы». Дети знакомятся с разнообразием природных, капитальных, трудовых ресурсов и о способах их использования.

Между блоками существует связь, но каждый из них может быть реализован как самостоятельный, поскольку содержит разнообразный материал для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Тематическое распределение в такой последовательности определено принципами дидактики: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Вся проводимая работа направлена на активизацию познавательных процессов у дошкольников, закрепление и уточнение знаний по той или иной теме, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями действительности; предоставление возможности почувствовать удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, радости открытия.

Одним из путей качественного и успешного решения поставленных задач, является создание предметно-пространственной среды.

Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет:

  • углубить практические знания воспитанников;
  •  выявить интересы и склонности детей;
  •  развивать интерес и умение совершать действия.

 Использование игрового пространства позволяет:

  • индивидуализировать обучение посредством игрового пространства;
  •  актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников
  •  позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
  •  помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
  •  использовать полученные знания в практическом применении;
  •  принимать во внимание деятельность других детей.
  • предугадывать игровой замысел;
  •  корректировать и развивать игровой сюжет.

Предметно-пространственная экономическая среда базируется на принципах взаимодействия, активности, эстетичности, динамичности, с учётом возрастных особенностей детей и правом выбора деятельности.

 Основными объектами предметно-пространственной экономической среды являются: познавательная зона, тематическая библиотека и экономическая игротека.

Познавательная зона - «Страна Экономика», которая создаётся с учётом новых требований, что позволит полноценно, всесторонне развить и обеспечить интересы ребёнка, удовлетворить его естественные потребности и стремления.

Тематическая библиотека – где должен быть представлен разнообразный художественный и демонстрационный материал экономического содержания, позволяющий знакомить дошкольников с миром экономики.

Экономическая игротека – где целесообразно подобрать серию разнообразных экономических игр, направленных на ознакомление и закрепление дошкольников с миром экономических понятий и категорий. Поскольку различные виды игр играют важную роль в дошкольном периоде.

 Игра является ведущим видом детской деятельности, вся работа по экономическому воспитанию должна быть насыщена разнообразными играми и игровыми приёмами в рамках развивающего образования.

При проведении учебной деятельности с детьми важно использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей. Работа по экономическому воспитанию предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы:

  • традиционные, комплексные и интегрированные занятия
  •  творческое моделирование и проектирование
  •  трудовая деятельность и различные виды игр
  • решение проблемных заданий и ситуаций
  • наблюдения и экскурсии
  • театрализованная деятельность
  •  тренинги, выставки, дискуссии
  •  чтение художественной литературы и беседы по ней
  • ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях
  •  изобразительная деятельность
  • обдумывание и проигрывание заданных ситуаций
  • разгадывание кроссвордов и загадок
  •  разработка и составление алгоритмов
  • просмотр мультимедийных презентаций, фильмов о профессиях
  •  изготовление технологических карт
  • аукцион экономических идей
  •  заседания бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Использование традиционных и нетрадиционных форм работы является быстрым способом внедрения информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс и позволяет точно, доступно, ярко передать воспитанникам необходимую информацию, способствует развитию эмоциональной сферы, формированию оптимистической жизненной позиции, формированию элементарной картины реального мира.

Должное внимание необходимо уделять работе с родителями, основная цель которой -умение родителей познавать своего ребёнка, его способности, темперамент, страхи; научить поддерживать ребёнка во время преодоления трудностей. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придаёт уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста."

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста ответственности за судьбу природы родного края, при...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье"

Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления....

Консультация для воспитателей : "Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Передовой педагогический опыт по физическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для педагогов "Экономический словарик для детей старшего дошкольного возраста"

Памятка для педагогов "Экономический словарик для детей старшего дошкольного возраста"...