Приемы сенсорной интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребенка в осознании себя, а также окружающего мира, обспечивает развитие моторных, познавательных, сенсорных и досуговых умений ребенка. Нетрадиционное рисование является одним из приемов метода сенсорной интеграции. Нетрадиционное рисование – это огромная возможность для детей пробовать, искать, творить, экспериментировать и самовыражаться, научиться работать в команде, а также это способ создать новое, оригинальное произведение искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы сенсорной интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств.

К системам сенсорной интеграции относятся: 

  • вестибулярная система  система поддержания равновесия,
  • тактильная система  система кожной чувствительности,
  • проприоцептивная система  система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство)  восприятие собственной позы и движения.

Для полноценного развития ребенка важно «напитывать» все эти системы. Так же как мы кормим ребенка полезными продуктами, чтобы он получил необходимые витамины и микроэлементы для роста и развития, необходимо «кормить» и «напитывать» вестибулярную систему, тактильную и проприоцептивную.

Основной идеей метода сенсорной интеграции являются впечатления собственного тела, тактильные, вестибулярные, которые являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом.

Одним из приемов метода сенсорной интеграции является нетрадиционное рисование. Нетрадиционные техники рисования – это огромная возможность для детей пробовать, искать, творить, экспериментировать и самовыражаться, научиться работать в команде, а также это способ создать новое, оригинальное произведение искусства.

К нетрадиционным техникам рисования относятся – рисование акварелью по сырому листу, по мятой бумаге, рисование гуашью или пастелью по бархатной бумаге, рисование углем, сангиной, ладонная и пальцевая техники, граттаж, печатание «штампиками», коробками, предметами, природными объектами – листьями, набрызг по трафарету, ниткография, кляксография, монотипия и другие техники.

Рассмотрим некоторые нетрадиционные техники рисования, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

  1. Распыление краски на лист бумаги.

Способ рисования:

- На ворс щетки или кисти для клея нанести краску, направлять ее на лист бумаги (на расстоянии 10 см) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.

Сложность техники:

- Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза во время работы и после.

Примерные темы для использования техники:

- «Листопад» (с трафаретами из природного материала), «Космос» (с трафаретами из бросового материала), «Снежинки».

2. Марморирование листа бумаги.

Способ рисования:

- В емкость с водой капают несколько разноцветных капель краски для марморирования, делают палочкой разводы и на поверхность этого слоя кладут лист бумаги, на котором остаются неповторимые разводы краски. Лист аккуратно выложить на салфетку для просыхания.

Сложность техники:

- Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения краски, только индивидуально.

Примерные темы для использования техники:

- «Море», «Бабочка», «Рамки для работ».

3. Рисование мыльными пузырями.

Способ рисования:

- Вариант 1. В несколько емкостей с жидким мылом (1 ч ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно - сказочное изображение.

- Вариант 2. За день до предлагаемого занятия необходимо смешать 80 мл темперной краски и 80 мл средства для мытья посуды в лотке емкостью 1 литр, помешивая добавить воды до краев лотка. Таким способом развести 2-3 краски разного цвета. Отстоять смеси 12-14 часов. Для того чтобы пузыри получились крупные и долго не лопались необходимо добавить несколько ложек сахара. С помощью соломинки подуйте в раствор, чтоб получились пузырьки. Аккуратно надавите бумагой на пузырьки, которые лопнут и оставят след. Повторить процедуру с каждым цветом.

Сложность техники:

- Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения пятен только индивидуально. Следить за мерами безопасности детей при работе с мылом.

Примерные темы для использования техники:

- «Открытка маме», «Лоскутный коврик», «Смешарики».

4. Рисование крупными бусинами.

Способ рисования:

- На дне упаковки фиксируется лист картона и на нем крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 емкостях с разной разведенной краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.

Сложность техники:

- Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру рисования поэтапно, а также индивидуально или по подгруппам. Понадобится помощь неуверенным детям.

Примерные темы для использования техники:

- «Паутинка», «Вьюга», «Салюты».

5. Техника «Тычка» (рисование жесткой полусухой кистью).

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.

Один из них – с помощью «тычков» жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материалы:

- Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Способ рисования:

1. Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).

2. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит каблуком), делаем сверху тычки, располагая их внутри и по краям силуэта животного.

3. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Примерные темы для использования техники:

- Тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи).

6. Техника «Монотипия».

Техника «уникального отпечатка». Это не просто техника рисования, сегодня она является разновидностью арт-терапии. С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название – монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). С помощью рисования техникой монотипия – получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи. Если надо изобразить пейзаж, то лист кладется вертикально, складывается пополам. На верхней части рисуется пейзаж. Затем нижняя часть листа смачивается, складывается и распрямляется. Исходный пейзаж можно опять оживить красками. Перед складыванием, если рисунок уже подсох, его следует быстро оживить красками.

Материалы:

- Лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Способ рисования:

1. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и, разворачиваем.

2. На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.

3. Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.

4. На развернутом листе появляется целая бабочка.

Примерные темы для использования техники:

- Предметной монотипией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.

7. Техника «Диатипия».

Техника диатипия (от греческого dia - сквозь, через) – считается разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Техника необычна тем, что выполняется рисунок на органическом стекле, а изображение остается на мокром от воды листе бумаги. Отсюда и второе название – водяная печать. На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск – выпуклый зеркальный рисунок с интересной фактурой и цветным фоном.

Материалы:

- Глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка.

Способ рисования:

1. На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж – море и небо.

2. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к картону.

3. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху – солнце, облака.

4. Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.

Примерные темы для использования техники:

Используя приемы работы в технике водяной печати, можно изобразить элементы природы, дождливую погоду, различные пейзажи (море, горы, лес, долина) и т.д. Попробуйте оттиснуть чайку, парящую в небе, выпуклое дерево или лес, горы, дом и т.д. Желательно не давить сильно руками на бумагу. Там, где ребенок прижмет сильнее – краска отпечатается лучше. Можно использовать вместо гуаши – акварель. Попробуйте не закрашивать изображенные предметы, а только обвести контуры рисунка заостренной палочкой. Некоторые участки изображения можно выделить акварелью или золотой или серебряной гуашью.

8. Техника «Тиснение».

Тиснение – это очень увлекательное занятие. Однообразно заштриховывая лист бумаги, вдруг обнаруживаем, что на нем постепенно проступают рифленые поверхности.

Материалы:

- Лист тонкой бумаги, монетка или выпуклое изображение динозавра, простой карандаш.

Способ рисования:

1. Кладем лист бумаги на монетку.

2. Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока не появится вся рифленая поверхность.

Примерные темы для использования техники:

Закрашивать можно различную рифленую поверхность (пластмассовую доску с маленькими пупырышками или дырочками, рифленый картон, открытки с выпуклыми рисунками, наждачную бумагу, кружевные воротнички или салфетки, толстую пряжу, силуэты из бумаги, листья деревьев и т.д.). Цветные, проступившие поверхности можно применять вместо цветной бумаги для аппликации стен дома, замка или цветочка и т.д. При тиснении можно использовать цветные карандаши или восковые мелки. Следите, чтобы ребенок левой рукой придерживал штрихуемый предмет и лист бумаги.

9. Техника «Аква».

Аква – с английского языка переводится как вода. Так что из названия становится ясно, что эта техника связана с большим количеством воды. Как вода может повлиять на изображение? Интересно? Тогда познакомьтесь с приемами техники акватуши.

Материалы:

- Плотный лист, гуашь, черная тушь, широкая кисть, баночка с водой, широкая мисочка с водой, тряпочка.

Способ рисования:

1. На листе гуашью разных цветов крупно рисуем любой предмет, например, гриб.

2. Когда гуашь подсохнет, покроем весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).

3. Промоем высохший рисунок под струей воды. При этом тушь, нанесенная поверх красок, смоется почти полностью, а та часть листа, которая покрыта только тушью, останется черной.

Примерные темы для использования техники:

С помощью «акватуши» можно нарисовать дерево, цветок, птицу или животное, дом, человека – что угодно. Если тушь будет плохо смываться, рисунок можно осторожно потереть губкой. Когда рисунок побывает в воде, то останется черный фон с интересным размытым белесым рисунком в центре. Рисовать можно разными инструментами – кистью, поролоновым тампоном, краем полоски плотной бумаги, птичьим пером, зубной щеткой и

ватной палочкой. У каждого из этих предметов своя специфика.

10. Рисование ватной палочкой.

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства». 

Материалы:

- Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.

Способ рисования:

1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.

2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.

3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.

Примерные темы для использования техники:

Точками можно рисовать что угодно – бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи. С детьми старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.

11. Техника «Отпечатки листьев».

Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.

Материалы:

Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть, баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).

Способ рисования:

1. Берем листик клена, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета.

2. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик.

3. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.

Примерные темы для использования техники:

Делайте отпечатки с листьев разных деревьев, цветов, веток или травинок. Можно сделать праздничную открытку или сюжетную картинку. Попробуйте выложить и отпечатать листья в виде животных: бабочки, гусеницы, лебедя и т.д. Используйте различные цвета и необязательно однотонные. Смешивайте краски прямо на листьях или заранее на палитре.

12. Техника «Мокрые картинки».

Маленькие дети очень любят возиться с водой и красками. Поэтому от этого занятия они будут в восторге! К тому же мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания.

Материалы:

- Лист бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Способ рисования:

1. Широкой кистью на лист бумаги нанесем много воды.

2. Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.

3. Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.

4. Вместе с ребенком подумайте, что напоминает его картина. Дайте детской работе.

Примерные темы для использования техники:

Такой техникой можно нарисовать дождливую осень, разбрызгивающийся салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод. Можно попробовать рисовать на мокром листе фломастерами, меловыми или пастельными мелками, сангиной. С детьми 5-6 лет попробуйте нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставьте много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обведите контуры воображаемого животного. Кляксы будут

имитировать шерсть животного.

13. Техника «Оттиск».

Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.

Материалы:

- Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Способ рисования:

1. Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.

2. Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования. 

3. Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.

Примерные темы для использования техники:

С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животное, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку.

14. Рисование ладошками.

Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ежиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.

Материалы:

- Альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.

Способ рисования:

1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком вверх ногами.

4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например, свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.

Примерные темы для использования техники:

Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист. Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу

двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека). Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую. Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата. Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.

15. Рисование пальчиками.

Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей – пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы. Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.

К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды.

Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.

Самый легкий способ – развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в нее несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.

Более сложный рецепт – сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.

Способ рисования:

1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик в баночку с краской.

2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости возьмите руку ребенка в свою и нарисуйте несколько точек.

3. При смене цвета пальчик промываем в мисочке.

Примерные темы для использования техники:

Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.

Варианты занятий по нетрадиционному рисованию.

1. «Осень золотая в гости к нам пришла».

Материалы: картон с силуэтами дуба, березы, клена; ткани (ситец, сатин) осенних оттенков; трафареты листьев дуба, березы, клена; ножницы, клей ПВА, простой карандаш, пластилин.

Предварительная работа. Дети рисуют пластилином, наблюдают за осенними деревьями.

Ход занятия:

Беседа воспитателя с детьми.

Ребята, какое сейчас время года? Почему вы так думаете? Какие вы знаете деревья? Чем они отличаются друг от друга? Одинаковые ли у них листья по цвету, форме, размеру? Я предлагаю вам в подарок осени нарисовать лес. Выбирайте по своему желанию трафареты листьев, ткань, силуэт того дерева, какое вы будете изображать.

Практическая работа детей.

1. Дети пластилином рисуют стволы деревьев.

2. На ткани обводят трафареты листьев и вырезают их.

3. Приклеивают листья к веткам деревьев, падающие листья.

4. Под деревьями приклеивают обрезки ткани – опавшие листочки.

5. Можно оформить коллективную работу.

2. «Зимний вечер» в технике граттаж.

Материалы: альбомные листы бумаги, свеча, стека, смесь из гуаши и туши, кусочки поролона.

Предварительная работа. Наблюдения за пейзажами в темное время суток. Для занятия с детьми воспитатель смешивает в равных пропорциях черную тушь и черную гуашь, добавляет небольшое количество шампуня.

Ход занятия:

Беседа воспитателя с детьми.

Ребята, какое сейчас время года? Чем покрыты деревья, земля в это время года? На каком фоне лучше всего виден белый снег? Сегодня мы научимся делать фон с помощью свечки и волшебной краски. Вы узнаете, как можно рисовать стекой.

Практическая работа детей.

1. Дети свечкой покрывают лист бумаги в одном направлении.

2. Смесью из туши и гуаши поролоном тонируют весь лист бумаги.

3. Дети стекой процарапывают любой пейзаж, сюжет на зимнюю тему.

4. Готовая работа оформляется в рамку.

3. «Весна пришла» в технике монотипия.

Материалы: обычное или оргстекло, иллюстрации о весне, акварель, вода, кисти №3, 10, альбомный лист, кусочек поролона.

Предварительная работа. Дети рассматривают и выбирают для работы иллюстрации о весне. Воспитатель готовит оргстекло – его края обклеивают скотчем или изолентой.

Ход занятия:

Беседа воспитателя с детьми. Ребята, какое сейчас время года? Почему вы так думаете? Я для вас сегодня приготовила иллюстрации. Какое время года изобразил художник? Что вы видите? А вы бы хотели побыть художниками и нарисовать такие же картины? Я вам покажу, как это можно сделать. Выбирайте понравившуюся иллюстрацию и присаживайтесь за стол.

Практическая работа детей.

1. Стекло положить на иллюстрацию.

2. Нанести фон акварелью, дать высохнуть.

3. Кистью прорисовать то, что изображено на картине (деревья, кусты, проталины, птицы), дать высохнуть.

4. Слегка смочить поролоном альбомный лист чистой водой и положить его на оргстекло, аккуратно прижать ладошками.

5. Лист снять за верхние уголки.

6. Когда работа высохнет, можно предложить детям оформить картину в рамку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....