Методика развития пространственных представлений у дошкольников
презентация по математике

Кабачева Анастасия Александровна
Пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostarnstvo.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика развития пространственных представлений у дошкольников

Слайд 2

Пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка на местности: о пределение «точки стояния»; о пределение местонахождения объектов относительно ориентирующегося; о пределение расположения предметов относительно друг другу. Содержание понятия

Слайд 3

Ранний возраст: ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). Дошкольный возраст: ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Школьный возраст: дети овладевают новой системой отсчета – по сторонам горизонта (север, юг, запад, восток). Особенности развития пространственных представлений

Слайд 4

Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления движения. Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами Перечислите предлоги и наречия, передающие направления движения. на, в, напротив, под, над, впереди, перед, за, позади, вверху, внизу, между, вокруг, внутри, рядом, сбоку, снаружи, справа, слева и др. к, из, из-за, из-под, по, через, вдоль, поперек, вперед, назад, вверх, вниз, вправо (направо), влево (налево), туда, сюда, оттуда, отсюда и др.

Слайд 5

Совершенствование чувственного опыта в пространственном различении. Активизация речи, увеличение словарного запаса. Познание частей тела как анатомической единицы. Развитие логики, мышления, воображения, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. Расширение кругозора. Формирование навыков ориентировки на улице, на листе бумаги. Значение развития пространственных представлений у дошкольников

Слайд 6

Пространственные отношения ребенком не выделяются. Практическое примеривание (контактная близость). Зрительная оценка. Задание №1 Восстановите последовательность этапов восприятия пространственных отношений между предметами

Слайд 7

«На себя» – Я (ориентировка на своем теле). «От себя» – Я (пространственные направления относительно себя). Предмет – Я (определение местоположения предмета относительно себя). Я – Предмет (определение собственного положения в пространстве). Предмет – Лицо (определение местоположения предмета относительно другого лица). Предмет – Предмет (определение местоположения предметов относительно друг друга). Движение в указанном направлении; ПДД. Ориентировка на листе бумаги (чистый и в клетку). «Чтение» и моделирование пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах, схемах. Методика формирования пространственных представлений

Слайд 8

В процессе общения (одевания, умывания и др.) взрослого с детьми («Высморкаем носик», «Оденем шапочку на голову, а варежки – на руки»). В процессе игр, повседневных ситуаций, образовательной деятельности ( II мл.группа ). 1. Формирование умения ориентироваться на своем теле («на себе» – Я)

Слайд 9

Части тела (на теле ребенка, на кукле или другом человеке). Пространственные направления на себе (на ребенке или игрушке во время игр, прогулки и др.). Правая и левая руки (функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально). Правосторонние и левосторонние части тела (связывание названий частей тела с названием рук) . Задание №2 Установите последовательность формирования знаний

Слайд 10

II мл.группа : задания по подражанию, по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отражении». Старшая группа: можно отменить «зеркальный показ», если сформировано умение ориентироваться относительно себя. 2. Формирование умения различать пространственные направления относительно себя («от себя» – Я)

Слайд 11

Средняя группа: систематизация знаний детей о возможных положениях предметов относительно него; обогащение и активизация словарного запаса ребенка: - Стол стоит справа от меня. - Стул стоит передо мной. - Сзади меня мячик. 3. Формирование умения определять местоположение предмета относительно себя (предмет – Я)

Слайд 12

Средняя группа: обогащение речи детей пространственными предлогами и наречиями: - Я сижу за столом. - Я сижу на стуле. - Я лежу под одеялом. - Я стою у шкафчика. 4. Формирование умения определять собственное положение в пространстве (Я – предмет)

Слайд 13

Старшая группа: о бучение детей ориентировки относительно другого человека. 5. Формирование умения ориентироваться относительно другого лица (предмет – лицо)

Слайд 14

II мл.группа : п равильное использование пространственных предлогов и наречий: - Книга лежит на столе. - Карандаш упал под стол. - Ручку достала из стола. Старшая группа: (только после освоения правого и левого направления): - Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика. - Поставь красный кубик между синим и зеленым. 6. Формирование умения определять место положения предметов относительно других предметов (предмет – предмет)

Слайд 15

Средняя группа: конкретизирование , углубление и систематизация знаний пространственных ориентировок, отработка умения ориентироваться в движении: - Дойди до шкафчика, поверни налево, дойди до стула, поверни направо. Там ты найдешь секрет. Старшая группа: знакомство с правилами дорожного движения. Подготовительная к школе группа: совершенствование точности и быстроты выполнения правил. 7. Формирование умения двигаться в заданном направлении

Слайд 16

II мл.группа (предварительная работа): знакомство с плоскостью ( фланелеграф , стол, раздаточный материал на карточке). Старшая группа (основная работа): формирование у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе. 8. Обучение ориентировке на листе бумаги

Слайд 17

Знание плоскости листа Фрагмент НОД - Что это? (Лист бумаги) - Какой он формы? (Формы прямоугольника) - Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы) - Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре) - У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их. Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите верхняя сторона. - Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона) - Почему? (Она находится внизу) - Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая. Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона) - А как будет называться эта сторона? (Левая сторона) - Почему? (Она находится слева) - Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется Верхний левый угол. Повторите. - Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол) - Почему? (Он находится внизу слева) - Покажите и назовите все стороны и углы листа. Последовательность формирования ориентировок

Слайд 18

Понимание пространственных отношений на листе Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте Последовательность формирования ориентировок

Слайд 19

Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь. Повторение названий сторон и углов листа и страницы. Изучение клеточного и строчечного микропространства. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку. Рисование фигур по точкам. Запись цифр. Последовательность формирования умения работать на листе бумаги в клетку

Слайд 20

Задания по разгадыванию лабиринтов. Моделирование обстановки. Обозначение стрелками на схемах словесные направления движений. Составление планов-схем, используя предметные и пространственные ориентиры. 9. Формирование умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Статья посвещена коррекционной работе с детьми дошкольноговозраста по профилактике оптической дисграфии...

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Игры на развитие пространственных представлений у дошкольников

Развитие оптико пространственных представлений у детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на речевую и познавательную деятельность, а также на процесс обучения ребёнка, особенно овладение...

Методика развития пространственных представлений у дошкольников

Презентация предназначена для работников ДОУ и родителей. В ней раскрываются особенности развития пространственных представлений у дошкольников.  Формирование пространственных представлений у дош...

Стендовая информация "Развитие пространственных представлений у дошкольников"

Материал для родительского уголка по вопросам развития у детей пространственных представлений...

Памятка для родителей "Развитие пространственных представлений у дошкольников".

Этапы развития пространственных представлений у дошкольников....