Конспект НОД по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по ФЭМП | 24.58 КБ |
nod_po_femp.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №17 общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Конспект открытой непосредственно
образовательной деятельности
по познавательному развитию (ФЭМП) в
старшей группе «Условная мерка»
Подготовили:
Воспитатель Денисова Л.А.
(I квалификационная категория)
Конспект открытой непосредственно образовательной
деятельности
По познавательному развитию (ФЭМП) в старшей
группе «Условная мерка»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проблемного обучения на занятиях по математике.
Задачи
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
экспериментирования детей с измерением |
познавательную активность детей через экспериментиро вание |
почувствовать радость открытий
экспериментальной деятельности.
взаимодействия со взрослым и сверстниками в ходе совместной деятельности. |
Методы и приемы
1.Наглядные: показ; демонстрационный материал. 2.Словесные: беседа; инструкция; вопросы; объяснения.
3.Практические: занимательные ситуации; познавательные игры.
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: прозрачный графин (кувшин), в который налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды; пустой прозрачный графин (кувшин); прозрачный стакан с ободком; фишки (кружки или кубики )-10 штук; непрозрачная чашка с рисом и пустая; столовая ложка; половник.
Раздаточный материал: фишки (кружки или мелкие игрушки )-10 штук, непрозрачная чашка с рисом и пустая, столовая ложка, набор чисел от 0 до 10-на каждую пару детей.
Ход деятельности воспитателя с детьми
1. Введение в ситуацию | Вступительная беседа Педагог: Ребята, давайте вспомним какой сегодня день недели?
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем ученые. Вы согласны? Ответы детей. Воспитатель: Ученые занимаются исследовательской работой.Исследовательская работа – это когда люди- ученые ищут что-то новое, проводят опыты и эксперименты. Давайте пройдем в научно- исследовательскую лабораторию, присядем за столы. – Сегодня мы проведем опыты и узнаем что-то новое. |
2. Актуализация знаний | У воспитателя на столе стоят два прозрачных графина (кувшина) –один с водой, другой пустой-рядом находится прозрачный стакан с ободком, столовая ложка, половник. В графин с водой заранее налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды. Далее воспитатель обращает внимание детей на стоящий перед ней графин и спрашивает: Как, вы, думаете, что в графине? Ответы детей? Воспитатель выслушивает и говорит: Это простая вода, подкрашенная краской. Помогите мне решить одну проблему: Можно ли узнать, сколько здесь воды? Дети отвечают: «Можно». Воспитатель: «А как?» Дети предлагают измерить воду (дать возможность попробовать столовой ложкой, половником и стаканом). Воспитатель договаривается с детьми о том, какой должна быть мерка: «Сколько наливать воды в стакан?» Дети предлагают наливать по ободок. Вода измеряется с помощью стакана, переливается в другой графин. (измерение проводит ребенок) |
3. Затруднение ситуации | Воспитатель спрашивает: «Так сколько здесь воды?» Если ребенок затрудняется, то воспитатель напоминает, что необходимо откладывать фишки по количеству перелитых стаканов. Измерение проводится еще раз с откладыванием фишек. Работа производится в паре (1-переливает; 2-откладывает фишки) Воспитатель: А теперь я измерю. (в третий стакан вода до половины, а в четвертый - выше ободка до края стакана (надо чтобы дети заметили это и поправили педагога). |
Динамическая пауза | Затем организуется игра «Руки-ноги». Воспитатель рассказывает детям правила игры: один хлопок-сигнал для рук, два хлопка-сигнал для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну еще один раз- опускаете руки. Хлопну два раза-встаете. Хлопну еще два раза-садитесь». Например, последовательность может быть такой: один хлопок-подняли руки; два хлопка-встали с поднятыми руками; один хлопок-стоя опустили руки; два хлопка-сели с опущенными руками |
4. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка | На столе перед каждой парой детей стоит непрозрачная чашка, из которой удобно ложкой набирать рис. В каждой чашке-5 ложек риса (детям об этом не сообщается). У каждой пары также имеется пустая чашка другого цвета, столовая ложка и фишки. Аналогичный набор находится и на столе у воспитателя. Воспитатель сообщает детям что сейчас измерять рис они будут сами в парах и узнают, сколько ложек риса у них в чашке. Договаривается с детьми, что насыпать рис все будут по края ложки, и показывает детям ложку, наполненную рисом до краев (не с верхом и не на донышке), предполагая, что дети поняли, какой полноты должна быть ложка. Таким образом, уславливаются, какова будет мерка. Далее воспитатель демонстрирует алгоритм действий:
Продемонстрировав алгоритм действий, воспитатель просит детей начать измерять рис самостоятельно в парах (1-с ложкой, 2-откладывает фишки). (для ограничения времени выполнения задания можно использовать песочные часы). Дети выполняют, воспитатель наблюдает за ними и время от времени интересуется, помнят ли они, что риса в ложке должно |
быть до краев-ни больше, ни меньше? Предупреждает детей, что по окончании работы каждая пара положит рядом с фишками цифру, соответствующую количеству отложенных фишек и отражающую количество ложек риса в чашке. После окончания работы воспитатель просит детей показать цифры-результаты измерения. Как правило, в руках у детей разные цифры. Воспитатель смотрит на ответы, выбирает наиболее далекие друг от друга и, обращаясь именно к этим детям, спрашивает: «Сколько ложек риса было в вашей чашке?» Дети называют. Например: «три ложки, «девять ложек» и т. п. Далее воспитатель просит встать тех детей, которые показали цифру 5. Спрашивает одного из них: «Так сколько ложек риса было у вас в чашке?» Ребенок отвечает: «Пять ложек риса». Дети с цифрой пять продолжают стоять. (если есть время, то можно повторить измерение-дети в парах меняются ролями). Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «А теперь я вам открою секрет: у вас у каждой пары в чашках риса было поровну, одинаково: по 5 ложек. Почему же у вас получились разные ответы?» Дети рассуждают о происшедшем. Хорошо было бы, если бы в процессе рассуждения дети предположили, что те, у кого получилось больше ложек риса, насыпали в ложку совсем мало-на донышко; а те, у кого получилось 2 или 3 ложки, набирали ложку с верхом. Воспитатель поддерживает данное направление рассуждений детей и подчеркивает правильность полученных выводов. Таким образом: от мерки зависит количество измеряемого вещества | |
5. Итог | Воспитатель, подводя итог, спрашивает детей: Что нового вы узнали сегодня? Вывод: Ребята, сегодня мы с вами научились измерять жидкость и сыпучее вещество при помощи условной мерки. А условной меркой у нас были: стакан, столовая ложкаСтаканом измеряли количество воды, а столовой ложкой-рис. Молодцы, ребята, вы были очень активны. Затем задается вопрос: А, о чем бы вы хотели узнать в следующий раз? |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №17 общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Конспект открытой непосредственно
образовательной деятельности
по познавательному развитию (ФЭМП) в
старшей группе «Условная мерка»
Подготовили:
Воспитатель Денисова Л.А.
(I квалификационная категория)
Конспект открытой непосредственно образовательной
деятельности
По познавательному развитию (ФЭМП) в старшей
группе «Условная мерка»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проблемного обучения на занятиях по математике.
Задачи
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
экспериментирования детей с измерением |
познавательную активность детей через экспериментиро вание |
почувствовать радость открытий
экспериментальной деятельности.
взаимодействия со взрослым и сверстниками в ходе совместной деятельности. |
Методы и приемы
1.Наглядные: показ; демонстрационный материал. 2.Словесные: беседа; инструкция; вопросы; объяснения.
3.Практические: занимательные ситуации; познавательные игры.
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: прозрачный графин (кувшин), в который налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды; пустой прозрачный графин (кувшин); прозрачный стакан с ободком; фишки (кружки или кубики )-10 штук; непрозрачная чашка с рисом и пустая; столовая ложка; половник.
Раздаточный материал: фишки (кружки или мелкие игрушки )-10 штук, непрозрачная чашка с рисом и пустая, столовая ложка, набор чисел от 0 до 10-на каждую пару детей.
Ход деятельности воспитателя с детьми
1. Введение в ситуацию | Вступительная беседа Педагог: Ребята, давайте вспомним какой сегодня день недели?
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем ученые. Вы согласны? Ответы детей. Воспитатель: Ученые занимаются исследовательской работой.Исследовательская работа – это когда люди- ученые ищут что-то новое, проводят опыты и эксперименты. Давайте пройдем в научно- исследовательскую лабораторию, присядем за столы. – Сегодня мы проведем опыты и узнаем что-то новое. |
2. Актуализация знаний | У воспитателя на столе стоят два прозрачных графина (кувшина) –один с водой, другой пустой-рядом находится прозрачный стакан с ободком, столовая ложка, половник. В графин с водой заранее налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды. Далее воспитатель обращает внимание детей на стоящий перед ней графин и спрашивает: Как, вы, думаете, что в графине? Ответы детей? Воспитатель выслушивает и говорит: Это простая вода, подкрашенная краской. Помогите мне решить одну проблему: Можно ли узнать, сколько здесь воды? Дети отвечают: «Можно». Воспитатель: «А как?» Дети предлагают измерить воду (дать возможность попробовать столовой ложкой, половником и стаканом). Воспитатель договаривается с детьми о том, какой должна быть мерка: «Сколько наливать воды в стакан?» Дети предлагают наливать по ободок. Вода измеряется с помощью стакана, переливается в другой графин. (измерение проводит ребенок) |
3. Затруднение ситуации | Воспитатель спрашивает: «Так сколько здесь воды?» Если ребенок затрудняется, то воспитатель напоминает, что необходимо откладывать фишки по количеству перелитых стаканов. Измерение проводится еще раз с откладыванием фишек. Работа производится в паре (1-переливает; 2-откладывает фишки) Воспитатель: А теперь я измерю. (в третий стакан вода до половины, а в четвертый - выше ободка до края стакана (надо чтобы дети заметили это и поправили педагога). |
Динамическая пауза | Затем организуется игра «Руки-ноги». Воспитатель рассказывает детям правила игры: один хлопок-сигнал для рук, два хлопка-сигнал для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну еще один раз- опускаете руки. Хлопну два раза-встаете. Хлопну еще два раза-садитесь». Например, последовательность может быть такой: один хлопок-подняли руки; два хлопка-встали с поднятыми руками; один хлопок-стоя опустили руки; два хлопка-сели с опущенными руками |
4. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка | На столе перед каждой парой детей стоит непрозрачная чашка, из которой удобно ложкой набирать рис. В каждой чашке-5 ложек риса (детям об этом не сообщается). У каждой пары также имеется пустая чашка другого цвета, столовая ложка и фишки. Аналогичный набор находится и на столе у воспитателя. Воспитатель сообщает детям что сейчас измерять рис они будут сами в парах и узнают, сколько ложек риса у них в чашке. Договаривается с детьми, что насыпать рис все будут по края ложки, и показывает детям ложку, наполненную рисом до краев (не с верхом и не на донышке), предполагая, что дети поняли, какой полноты должна быть ложка. Таким образом, уславливаются, какова будет мерка. Далее воспитатель демонстрирует алгоритм действий:
Продемонстрировав алгоритм действий, воспитатель просит детей начать измерять рис самостоятельно в парах (1-с ложкой, 2-откладывает фишки). (для ограничения времени выполнения задания можно использовать песочные часы). Дети выполняют, воспитатель наблюдает за ними и время от времени интересуется, помнят ли они, что риса в ложке должно |
быть до краев-ни больше, ни меньше? Предупреждает детей, что по окончании работы каждая пара положит рядом с фишками цифру, соответствующую количеству отложенных фишек и отражающую количество ложек риса в чашке. После окончания работы воспитатель просит детей показать цифры-результаты измерения. Как правило, в руках у детей разные цифры. Воспитатель смотрит на ответы, выбирает наиболее далекие друг от друга и, обращаясь именно к этим детям, спрашивает: «Сколько ложек риса было в вашей чашке?» Дети называют. Например: «три ложки, «девять ложек» и т. п. Далее воспитатель просит встать тех детей, которые показали цифру 5. Спрашивает одного из них: «Так сколько ложек риса было у вас в чашке?» Ребенок отвечает: «Пять ложек риса». Дети с цифрой пять продолжают стоять. (если есть время, то можно повторить измерение-дети в парах меняются ролями). Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «А теперь я вам открою секрет: у вас у каждой пары в чашках риса было поровну, одинаково: по 5 ложек. Почему же у вас получились разные ответы?» Дети рассуждают о происшедшем. Хорошо было бы, если бы в процессе рассуждения дети предположили, что те, у кого получилось больше ложек риса, насыпали в ложку совсем мало-на донышко; а те, у кого получилось 2 или 3 ложки, набирали ложку с верхом. Воспитатель поддерживает данное направление рассуждений детей и подчеркивает правильность полученных выводов. Таким образом: от мерки зависит количество измеряемого вещества | |
5. Итог | Воспитатель, подводя итог, спрашивает детей: Что нового вы узнали сегодня? Вывод: Ребята, сегодня мы с вами научились измерять жидкость и сыпучее вещество при помощи условной мерки. А условной меркой у нас были: стакан, столовая ложкаСтаканом измеряли количество воды, а столовой ложкой-рис. Молодцы, ребята, вы были очень активны. Затем задается вопрос: А, о чем бы вы хотели узнать в следующий раз? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...
Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2
Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Путешествие по мКонспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Математики»
Материал будет полезен педагогам при подготовке к открытым мероприятиям...
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы».
Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы»....
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по ФГОС
Конспект занятия по ФЭМП...
Технологическая карта для НОД по ФЭМП; Конспект НОД по ФЭМП
Технологическая карта для НОД по ФЭМП "Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо"...