Путешествие в страну" Матиматика"
проект по математике (младшая группа)
Вид проекта: познавательный, информационно - исследовательский
Тип проекта: долгосрочный, групповой
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: ноябрь - май
Проблема возникновения проекта:младшего дошкольного возраста испытывают затруднения в формировании математических представлений, что обусловлено возрастными особенностями. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому для формирования математических представлений я использовала занимательные игровые ситуации, математические игры, дидактические игры. Все это помогает решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной Дети для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_stranu_matematiki.docx | 134.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 г. Ардон
Познавательный Проект
(вторая младшая группа)
Составили:
воспитатели первой
квалификационной категории
Алиева Гюльнара Закировна
Жилина Наталья Владимировна
Вид проекта: познавательный, информационно - исследовательский
Тип проекта: долгосрочный, групповой
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность: ноябрь - май
Проблема возникновения проекта:
Дети младшего дошкольного возраста испытывают затруднения в формировании математических представлений, что обусловлено возрастными особенностями. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому для формирования математических представлений я использовала занимательные игровые ситуации, математические игры, дидактические игры. Все это помогает решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Актуальность темы:
ФГОС предусматривает развитие у дошкольников таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. И в конечном итоге поможет детям в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Цель проекта:
Создать условия для формирования элементарных математических представлений у дошкольников через совместную игровую деятельность.
Задачи проекта
Обучающие:
- формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; а также форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, т.е. вести диалог;
- формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте).
Развивающие:
- развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя;
- развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике;
- развивать наглядно-образное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально положительное отношение к продуктивной деятельности;
- воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
- проявление большого интереса к занятиям по математике;
- увеличить интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр, игровых упражнений, чтения художественной литературы;
- развивать чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию;
- стремиться преодолевать трудности;
- воспитывать стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
План реализации проекта:
Этапы и сроки реализации проекта | Содержание деятельности | Результат |
Организационно – подготовительный (ноябрь-декабрь) | 1.Обоснование актуальности темы; 2.Определение цели и задач проекта; 3.Подбор литературы, пособий; 4.Изготовление дидактических и развивающих игр; 5.Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта; 6.Составление тематического планирования мероприятий | Наличие у участников проекта четких представлений о необходимости развития элементарных математических представлений у детей младшего возраста |
Основной (январь – апрель) | Организационная деятельность в соответствии с тематическим планированием | Наличие тематического плана мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений. Повышение интереса у детей к образовательной деятельности ФЭМП. Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей. |
Заключительный (май) | 1.Обобщение результатов 2.Анализ деятельности | Наблюдение за развитием математических способностей детей и планирование дальнейшего их усовершенствования |
Реализация этапов проекта:
№ | мероприятия | цели | срок |
1 этап - подготовительный | |||
1. | Подобрать наглядно – дидактические пособия и игры, демонстрационный материал, подвижные игры, художественную и методическую литературу | - создать необходимые условия для реализации проекта | ноябрь |
2. 3. 4. | «Круглый стол» с участием родителей и детей Анкетирование родителей (Приложение 1) Выставка дидактических игр | - обсудить цели и задачи проекта; -способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике во 2 младшей группе; -сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта -выявить интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников - познакомить родителей с играми по математике, развивающими игровую деятельность детей; | декабрь |
5. | Изготовление дидактических пособий по ФЭМП | - пополнить развивающую среду новыми дидактическими играми | ноябрь - декабрь |
6. | Подбор и разработка конспектов НОД по разным видам деятельности детей | - решение задач по ФЭМП | ноябрь - декабрь |
2 этап - основной | |||
1. | ОД | -формирование математических представлений у дошкольников через организованную деятельность в соответствии с тематическим планированием | Январь-апрель |
2. | Дидактические игры: «Наряди матрешку» «Сплетем коврик» Игры с песком: «Выложи орнамент» «Найди домик» «Выбери мозаику определенного цвета» Игры с дидактическим зонтом: «Что вверху, что внизу» «Паровоз с цифрами» «Подбери по цвету» «Кому какая форма» «Три квадрата» «Составь целое из частей» «Времена года и суток» «Справа – слева, сверху – снизу» «Раз, два, три, четыре…» Игры с логическими блоками Дьёнеша: «Чудесный мешочек» «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Что лишнее?» «Продолжи дорожку» «Найди пару» «Цифры» | -расширять знания детей по ФЭМП через дидактическую игру. - учить выбирать геометрические фигуры соответственно форме; - развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, воображение и творческие способности; - развивать сенсорное восприятие, тактильные ощущения при игре с песком, развивать образное мышление; - развивать сенсорное восприятие, пространственные отношения; - развивать сенсорное восприятие, умение соотносить цвет с формой; - знакомить детей с числительными в пределах 5; - развивать структуры логического и ассоциативного мышления; - учить формировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины; - учить соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: большой, средний, маленький; - развивать умение составлять круг (квадрат, треугольник) из двух (трех, четырех) частей; - учить составлять логическую цепочку; - формировать пространственные представления, учить определять положение предметов относительно чего-либо; - закрепить умения считать до 5 - формировать умение группировать по одному признаку (форме), по двум признакам (цвету и форме), развивать умения ориентировки в пространстве; - развивать тактильные ощущения; - развивать внимание; - развивать логическое мышление; - развивать внимание; - развивать логическое мышление; - учить подбирать пару к предмету, опираясь на цвет, форму, размер -упражнять в устном счете; учить соотносить количество предметов к цифре; | Январь-апрель |
3. | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» «Детский сад» «День рождение куклы Кати» «Семья» «Парикмахерская» «Больница» «Автобус» | - развивать математические представления детей в сюжетных играх | Январь-апрель |
4. | Продуктивная деятельность: -аппликация «Украсим тарелочку» -«Веселые снеговики» «Флажки такие разные» «Оденем кукол на прогулку» - лепка «Башенка» «Миски для трех медведей» | -использовать полученные знания и умения в продуктивной деятельности - закрепить геометрическую форму – круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге; - учить конструировать образ снеговика из трех разных по размеру кругов; - учить составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету или форме; - учить составлять узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры по величине: большие и маленькие - учить составлять башенку из нескольких частей, накладывая одну на другую; - учить лепить миски разного размера (большую, среднюю и маленькую) | Январь-апрель |
5. | Подвижные игры: «Найди свой домик» «Мы идем по кругу» Мой веселый звонкий мяч» «Карусель» «Кот и мыши» «Бабочки и цветы» «Мы шагаем» «Цветные фонарики» «Достань ленточку» «Догони мяч» «Ноги и ножки» «Выбери мяч» | Закреплять полученные математические представления через подвижную игру: - закреплять умение различать цвета; - закреплять умение находить в пространстве предложенные предметы; - закреплять понятие большой и маленький; - учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения; - учить становиться в круг (большой и маленький); - учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. | Январь-апрель |
6. | Художественное творчество: Выкладывание геометрических фигур из бус, палочек, другого бросового материала | - закреплять математические представления с использованием нетрадиционных технологий | Январь-апрель |
7. | Художественное слово(Приложение 2) | закреплять математические представления с помощью литературных произведений | Январь-апрель |
3 этап - заключительный | |||
Обработка и оформление проекта Анализ результативности Подведение итогов диагностики | - завершение проектной деятельности по развитию математических представлений во второй младшей группе; - обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности | Май |
Роль родителей в реализации проекта:
Через анкетирование родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, было выявлено, что у родителей создалось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-либо математических понятий. Также стало понятно, что у детей дома достаточно игрушек, но покупаются они без учета возраста и перспективы на развитие. В основном это дорогие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Чтобы познакомить родителей, как сделать математику интересной для детей, я организовала выставку дидактических игр и пособий.
Совместно с родителями обсудила, чем полезна игра, сделанная своими руками. Используя Интернет-ресурсы подобрали такие игры, которые помогут развить у ребенка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь. И с помощью родителей изготовила новые дидактические игры, используя самые простые и доступные материалы.
Продукт проектной деятельности:
Итоговая образовательная деятельность по познавательному развитию детей второй младшей группы «Под грибом» по мотивам одноименной сказки В.Сутеева (Приложение №3)
Перспективы дальнейшего развития:
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое необходимо для успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. И достигнуть этой цели поможет решение ряда задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, развивается и детский интеллект. Поэтому главную основу всей работы должно составлять развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
Вывод:
В ходе реализации проекта у детей развился интерес к познавательной деятельности не только во время образовательной организованной деятельности, но и в различных режимных моментах. Появился больший интерес к занятиям по ФЭМП. Возросло желание и стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу.
Используемая литература:
1.Младший дошкольник в детском саду. Учебно – методическое пособие/Т.М.Бабаева и др.- СПб.: Детство – пресс,2008г.
2. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.
3. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. – М.:СФЕРА, 2014.
4. Белошистая А.В. Занятия по ФЭМП для дете1 3-4 лет.- М.,2005.
5. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет/под ред. Парамоновой Л.А.-М., 2014.
6. Сборник подвижных игр. Для занятий сдетьми 2-7 лет/ авт.Степаненкова Э.Я.-М., 2014
7. Конструирование. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4 лет.- СПб., 2015.
8. Хрестоматия для маленьких/ сост. Елисеева Л.Н.- М., 1987.
9. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992
10. Комарова Т.С. Занятия по ИЗО во второй младшей группе. – М., 2007.
Приложение 1
«Анкета для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей».
Цель:
- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;
- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы по формированию элементарных математических представлений о детей.
Было опрошено 25 родителей второй младшей группы. Родителям предлагалось ответить на 6 вопросов следующего содержания:
1. Как Вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает Ваш ребенок в детском саду.
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2. Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию.
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
3. Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
4. Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал.
а) при возможности;
б) иногда;
в) никогда.
5. Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
6. На что, по вашему мнению, воспитателям стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений.
_____________________________________________________________
Результаты анализа анкетирования: после обработки данных, были получены следующие результаты. Большинство родителей считают, что их ребенок в детском саду получает достаточно знаний по математическому развитию (83%), некоторые родители затрудняются ответить на данный вопрос (17%). На вопрос о том, на что стоит уделить внимание воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей, самыми распространенными ответами являются: изучение счета и арифметических операций; умение ориентироваться в пространстве; подготовка детей к школе.
Что касается уровня понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников, то занимаются самостоятельно с ребенком по математическому развитию 11% семей; не всегда уделяют этому вопросу внимания 61%, вовсе не занимаются с ребенком по математическому развитию 28% родителей. Во время прогулок обращают внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами 33% родителей, такой же процент составляют семьи, которые иногда обращают внимание и вовсе не обращают его (по 33%). Помимо этого, 56% родителей при возможности используют в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал, 28% - иногда, а 17% не используют вообще.
Большинство детей рассказывают родителям о своих достижениях на занятиях по математике (72%), иногда делятся со своими семьями (28%).
Таким образом, можно сделать вывод, что родители удовлетворены работой воспитателя по данной теме. Большинство семей по возможности самостоятельно занимаются математическим развитием своих детей.
Приложение 2
Художественное слово по ознакомлению детей с сенсорными эталонами
.
Стихи и потешки
*** ***
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать оставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Всем по одному,
Лёшеньке – два…
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше – два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два,
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
*** ***
У щенка четыре лапы,
Ровно две ноги у папы.
А у аиста видна
Почему-то лишь одна.
***
Наша мудрая сова
Любит игры с цифрой два.
Задаёт вопрос девчушке:
-Сколько ушек на макушке?
-Ушек два.
-А сколько глаз?
-У меня два и у вас.
Ручки две и ножки две,
Говорит она сове.
***
Три медведя утром сами
Собирались за грибами.
Первый – мишка косолапый,
Он – глава семьи, он – папа.
Мама рядышком идёт,
От него не отстаёт.
А за ними их сынишка,
Торопясь бежит вприпрыжку.
***
Загадки про цифры
Вышел из лесу медведь
И давай рычать-реветь,
Косолапо топать
И глазами хлопать.
Хватит, мишка, топотать,
Будем мы тебя считать:
Раз! – и превратится мишка в …(единицу)
Мышка, Прошка и Ерошка
В норке прячутся от кошки.
А дадут им колбасы,
Сразу высунут носы.
В колбасе одна трава,
Стали мышки цифрой …(два)
Фунтик, Пятачок и Хрюшка
Настоящие свинюшки –
Изваляются в грязи,
Хоть на мойку их вези.
С мылом спинки им потри,
Преврати их в цифру … (три)
Филин, сойка, дрозд и галка
Сели на сухую палку
Вправо, влево посмотрели,
Поднялись и полетели,
Приземлились на Пальмире,
Стали циферкой …(четыре)
В сказочной живут избушке
Мышка, зайка, еж, лягушка
С ними серенький коток –
Сливки с молока глоток.
Если станешь их считать,
Превратиться в цифру …(пять)
Загадки про геометрические фигуры
Три стороны и три угла
И знает каждый школьник:
Фигура называется, конечно, …(треугольник)
В нем четыре стороны,
Меж собою все равны.
С прямоугольником он брат,
Называется …(квадрат)
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее немножко,
И получится лепешка… (круг)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети, дружно –
Получился бы…(овал)
Загадки о цвете
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, сыре и песке (желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зеленый)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный)
Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчики быстрые,
Хотя не очень…чистые.
(На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке, на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке. На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке. На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке. На восьмой - делаем круговые движения кистями обеих рук).
***
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук.
Вот твоё богатство , друг.
***
Физкультминутки
«Два хлопка»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клён.
«Солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты – солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь, постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
.
«Считалки с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре! (прыжки на месте)
Башмачок скакать учу!
Раз! Два! Три! Четыре! (приседают)
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре! (разводят руки в стороны)
Заблудился башмачок.
«Три медведя»
Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)
Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди )
А сынок – малютка просто! (приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)
Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!
***
Скороговорки
В один клин, Клим, колоти.
***
Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
***
Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
***
У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
***
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Стихи о цифрах
Как вязальный он крючок,
Как обломанный сучок.
Носик тонкий, словно спица,
А зовется – ЕДИНИЦА
Вот шея гибкая. Вот тело.
К воде склонилась голова.
Ты птицу нарисуй умело,
И это будет цифра ДВА.
Что за заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка –
Хвост крючком, дугою шейка.
Ты на змейку посмотри –
Да ведь это цифра ТРИ
Делал Егорка с мамой уборку.
Опрокинул стул в квартире,
Стал похож он на ЧЕТЫРЕ
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой ПЯТЬ
Сказки о цифрах
«Единица»
Жила-была в королевстве Математике Единица. Жила она одна – одинешенька во дворце – уголочке. И был у нее там один уголок, где стояли один стол и стул, один шкаф, в котором стояло одно блюдце и одна чашка.
И в магазине единичка покупала все по одному: одну конфету, одну книжку, один сапожок… Скучно было единице одной, и решила она с кем-нибудь подружиться и отправилась она гулять по королевству. Вдруг из-за дерева, навстречу единице выскочил волк. Он тоже был один и с ним никто не хотел дружить, все думали, что он злой. А единичке стало жалко волка, и она предложила ему поиграть вместе. Так Единичка и волк стали друзьями и вместе рассказали стихотворение:
Я, ребята, единица!
Очень тонкая, как спица!
Похожа я немного на крючок,
А, может, на обломанный сучок.
От меня ведется счет и за это мне почет!
«Два»
Еще в королевстве Математики жила цифра Два. Она тоже жила в собственном домике. В ее домике было две комнаты. У двойки была подруга: мудрая Сова и они очень любили игры с цифрой два:
- сколько ушек на макушке?
- А сколько глаз?
- Ну а сколько рук и ног?
Возле домика Двойки было красивое озеро, а в нем плавали лебеди. Когда Двойка подходила к озеру, лебеди просили ее рассказать им стихотворение:
Два на лебедя похожа:
Шейка есть и хвостик тоже.
Лебедь может подсказать,
Как нам цифру два узнать.
«Три»
В королевстве Математике жила цифра Три. Она жила в своем домике. Ее все любили потому, что она была доброй и послушной. В ее доме было три большие комнаты. Соседями тройки были три медведя. Все они жили в любви и согласии. Каждый день Тройка угощала маленького медвежонка тремя ягодами малины. Однажды медведи собрались в лес за грибами и ягодами и пригласили с собой Тройку, а она так увлеклась, что заблудилась. Посмотрела Тройка вокруг и увидела недалеко полянку, а на полянке трех ежиков. Тройка угостила каждого ежика грибочком, а они показали ей дорогу домой. Дома три медведя очень обрадовались Тройке и рассказали ей стихотворение:
Ой! Скорее посмотри!
Появилась цифра Три!
Тройка – третий из значков
Состоит из двух крючков.
«Четыре»
Другой жительницей королевство Математики была цифра четыре. Она жила во дворце, в котором было четыре комнаты. В одной комнате жил Ежик, в другой – Котик, в третьей – черепаха, а в четвертой – сама хозяйка Четверка. Они все весело танцевали и развлекались.
Однажды четверка рассказала своим друзьям, что есть четыре стороны света: север, юг, запад и восток. Они захотели все вместе отправиться в путешествие. Они взяли с собой четыре яблока, четыре печенья, четыре конфеты, сели на ковер-самолет и полетели на Север. Там было много снега и жили белые медведи. Четверка со своими друзьями очень замерзли и решили отправиться на Юг. На юге было жарко, там пели птицы и водились интересные животные. Когда наши путешественники попали на Восток, их встретил восточный Принц, который гордо ехал на своем слоне. А на Западе Четверка познакомила своих друзей с ковбоями – храбрыми героями. Путешественники очень устали и полетели домой, в страну МАТЕМАТИКИ. Доме Ежик, Котик и Черепаха сочинили стихотворение для Четверки:
У меня в руке флажок!
Посмотри, скорей, дружок!
До чего же он хорош!
На четверочку похож!
«Пять»
В красивом дворце жила цифра Пять. У нее в доме было пять комнат. В самой большой комнате стоял стол и вокруг него пять стульев, а на столе пять чашек и блюдец.
Вокруг дворца был большой фруктовый сад. Там росли яблони и груши, сливы и вишни. Соседями Пятерки были Зайчик, ежик и Белочка. Как – то они попросили Пятерку угостить их фруктами, а она сказала: «Если сосчитаете, сколько фруктовых деревьев растет в саду, тогда угощу вас».
Зайчик, Ежик и Белочка сосчитали деревья. Потом Пятерка угостила их всех фруктами. А Зайчик, Белочка и Ежик рассказали ей стихотворение:
Ветер парус надувает,
А на мачте флаг играет
Ветер хочет показать
Все ребятам цифру ПЯТЬ!
Приложение 3
Конспект итоговой образовательной деятельности
по познавательному развитию
детей второй младшей группы
«Под грибом»
Цель: закрепить с детьми элементарные математические представления, используя знакомую сказку В.Сутеева «Под грибом».
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения применять способ наложения для определения схожих геометрических форм;
- совершенствовать в определении пространственных направлений: сначала, потом;
- закрепить количественный и порядковый счет;
- формировать умение решать логические задачи;
- формировать умение устанавливать связь между числом и количеством предметов;
- закрепить умение детей выстраивать последовательность предметов от самого маленького до самого большого (дополнительно)
Развивающие:
- формировать приемы умственных действий: анализ, сравнение;
- стимулировать познавательную активность детей посредством использования художественного произведения;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес и эмоциональную отзывчивость.
Приоритетная образовательная область: познавательная
Планируемые результаты:
- знают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
- определяют пространственное направление: сначала, потом;
- освоили счет в пределах 5;
- выстраивают последовательность предметов и обозначают их словами от самого маленького до самого большого.
Целевые ориентиры:
- способность к принятию решений, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности;
- обладание элементарными представлениями из области математики;
Материалы и оборудование:
- для воспитателя: аудиозапись из песни «В гостях у сказки, фигурки животных из сказки «Под грибом», ковер – самолет с прорезями для геометрических фигур, волшебный сундучок, мольберт или фланелеграф;
- для детей: грибы разного размера (на каждого ребенка), фигурки зайчика (на каждого ребенка), блоки Дьенеша (на каждого ребёнка), карточки с цифрами, набор геометрических фигур.
Предварительная работа:
- чтение сказки В.Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций;
- дидактические игры «Сколько», «Больше – меньше», «Наряди матрешку», «Какой по цвету», «Какой по форме» и др.
Содержание ОД:
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель: «Ребята, к нам кто-то пришёл в гости». Выглядывает за дверь и возвращается с улыбкой.
-Ребята, к нам сегодня пришёл гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?
В норке живёт - морковку грызёт
От лисы и от волка - убегает ловко (кто это)? (ответы детей)
-Правильно это зайка. Воспитатель вносит в группу зайца – игрушку.
Звучит музыка из песни «В гостях у сказки».
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите сказки? (ответ детей). А какие сказки вы знаете, где нам встречается зайка? (ответы детей). Сегодня я предлагаю всем вместе отправиться в сказочное путешествие и пригласить с собой зайчика. Согласны?
-А на чем можно отправиться в это путешествие? (На машине, самолете, на поезде). Да, правильно, но это сказочное путешествие, и давайте отправимся туда на ковре - самолете.
Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», в котором проделаны отверстия в виде геометрических фигур.
Воспитатель: Ковер у нас оказался в дырках? Мы сможем отправиться на нем в путешествие? (Ответы детей). Что надо сделать? Давайте его отремонтируем, поставив заплатку.
Задание 1 «Геометрические фигуры»
На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.
Воспитатель: Назовите те геометрические фигуры, которые вам понадобились. Молодцы, ребята! Становитесь с Зайчиком на «ковер-самолет». Мы отправляемся путь!
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?
А подсказки мы найдем в моем сундучке.
Воспитатель:
Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка.
Кто сундучок открывает, тот сразу в сказку попадает.
Посмотрим, в какую сказку мы сейчас попадем...
- Здесь в волшебном сундучке спрятаны загадки, слушайте внимательно, они помогут нам угадать сказку.
- Первая загадка: тащит он соломинку к маленькому домику.
Всех букашек он сильней. Он - трудяга… (муравей).
- Вторая загадка: любит прыгать и летать, хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык говорить всем «Чик - чирик» (воробей)
- Третья загадка: живет в норке, грызет корки
Короткие ножки, боится кошки (мышка)
- Четвертая загадка: удивительный цветок: ножки, глазки, стебелек,
Между крыльев – складочка. Да ведь это ж… (бабочка)
- Последняя загадка: всех боится он в лесу: волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь, с длинными ушами (заяц)
(Картинки с изображением героев постепенно вывешиваются на мольберт)
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, из какой сказки эти герои? (ответы детей). Верно, сказка называет «Под грибом» В. Сутеева. Давайте вместе вспомним, что же происходило в этой сказке? (дети отвечают: шел дождь, и все герои искали место, куда спрятаться от дождя, и увидели на поляне гриб и спрятались под него).
Воспитатель: Молодцы, все правильно отгадали. Ребята, Зайка что-то хочет нам сказать:
«Помогите мне, меня везде ищет лиса».
Воспитатель: Давайте все вместе поможем зайчику. Что мы можем сделать, чтобы помочь ему?(ответы детей) Садитесь скорее на ковер- самолет, поспешим на помощь.
Дети рассаживаются на ковре.
Очутится снова в сказке
Мы хотим, мы хотим
На ковре, на самолете полетим, полетим.
Задание 2 «Кто сначала, кто потом»
Воспитатель: Давайте вспомним, какие герои сказки спрятались под грибом?
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф, на фигурки сказочных героев: муравья, бабочку, мышку, воробья, зайца.
- Кто спрятался под грибок сначала, первым? (муравей)
- А кто спрятался потом, вторым? А за кем она пришла? (бабочка)
- Кто был следующим, третьим? А перед кем она пришла? (мышка)
- А потом, четвертым? (воробей) А за кем он пришел?
- А кто был последним? (заяц)
- Давайте вместе посчитаем, сколько всего спряталось под грибок сказочных героев?
- Правильно, сказочных героев было пятеро.
Задание 3 «Сколько?»
Воспитатель на мольберте размещает грибы и предлагает детям посчитать. А потом просит закрыть глаза и убирает один или два грибочка. Дети выбирают на столе карточку с цифрой соответствующей количеству и показывают и проговаривают.
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, кого спасли герои нашей сказки? От кого? (ответы детей) Правильно, зайку. Никто не испугался. Все заиньку защищали. Зайка пришел к нам в гости и хочет, чтобы вы с ним поиграли.
ФИЗМИНУТКА «Зайцы»
Зайчик бегает в лесу, (бег на месте)
Повстречал он там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежал под кусток. (присесть)
Воспитатель: А как вы думаете, как же всем героям сказки удалось поместиться под грибом, он ведь был маленький? Сначала даже самый маленький муравей с трудом уместился, а в конце сказки уже и большой зайчик смог укрыться от дождя (воспитатель выслушивает ответы детей).
Задание «Спрячем зайчика»
На столе лежат фигурки зайчика и грибы разного размера. Воспитатель предлагает подойти к столу.
Воспитатель: Ребята, а что случилось с зайчиком? (ответы детей) Правильно, нас зайчик просил ему помочь и спрятаться от лисы. Давайте поможем ему. Выберете грибок и спрячьте под него зайчика. Какой гриб самый большой, а какой самый маленький? А можно спрятать под маленький грибок зайца, а под большой гриб могут все поместиться? (рассуждения детей).
Задание 4 « Подарок для лисы»
Воспитатель: Ребята, как известно сказки любят все на свете, любят взрослые и дети! Сказки учат нас добру и прилежному труду, говорят, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить! В сказках бывают и хорошие герои и плохие. Давайте, ребята, сделаем для лисы подарок, чтобы она больше зайчика не обижала. Чтобы вы хотели подарить лисе? (ответы детей) Воспитатель помещает схемы блоков Дьенеша на мольберте и предлагает детям сделать то, что они хотели бы подарить лисичке.
Дети делают подарки из блоков Дьенеша по предложенным схемам из пяти предметов.
Воспитатель предлагает посчитать, сколько же деталей они использовали для подарка лисе и определить форму фигур, их цвет, последовательность использования геометрических фигур: что сначала, что потом.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь, лиса обрадуется таким подаркам и никогда не будет зайца обижать. Обращается к Зайчику: «Ты теперь можешь не бояться лисы».
А наше путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться в любимый детский сад. Проходите на ковёр-самолёт, закрывайте глаза. Мы отправляемся. (Звучит музыка). Мы летим над горами, над лесами, над широкими морями, подлетаем к нашему детскому саду. Внимание, мы приземляемся! Вот мы и дома, открывайте глазки.
Рефлексия:
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Как называлась наша сказка?
- С какими геометрическими фигурами мы играли?
- С какой цифрой вы сегодня познакомились?
- Сколько героев спряталось под грибом?
- Кого лиса искала?
- Помогли мы Зайчику?
- Какой подарок мы сделали для лисы?
- Как вы думаете, лиса стала добрее?
Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Зайчику? Но Зайчику нужно снова в лес, там его семья, давайте с ним попрощаемся.
- И вы мне понравились на занятии, были внимательные, активные, молодцы!
Игры с песком
Цель:
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать тактильные ощущения при игре с песком;
- Развивать сенсорное восприятие;
- Развитие умения узнавать и называть цвета;
- Воспитывать умение группировать предметы по величине и цвету;
«Спрячем мозаику»
Игровой материал:
Песок, мелкая мозаика разных цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку разноцветную мозаику и просит спрятать ее в песке
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И спрячем их в песочный дом.
«Выбери мозаику красного (синего, желтого, зеленого) цвета»
Игровой материал:
Песок, мелкая мозаика
Ход игры:
Педагог предлагает выбрать из песка мозаику определенного цвета.
«Найди домик»
Игровой материал:
Песок, крупная и мелкая мозаика.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что маленькие пуговки потеряли свой домик и предлагает найти каждой пуговке домик такого же цвета.
«Выложи орнамент»
Игровой материал:
Песок, крупная и мелкая мозаика.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выложить орнамент из разноцветной мозаики разной по величине. Можно это делать по заранее изготовленному образцу (на карточке).
Игры с дидактическим зонтиком
Цель:
- Развивать сенсорное восприятие;
- Развитие умения узнавать и называть цвета;
- Воспитывать умение группировать предметы по величине и цвету;
- Закрепить знания о геометрических фигурах;
- Развивать пространственные представления;
- Развивать умения соотносить цвет с формой.
«Спрячемся от дождика»
Игровой материал:
Дидактический зонтик, геометрические фигуры
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?” Дети выбирают фигуры и прикрепляют их к зонтику в соответствии с цветовой гаммой и сами прячутся под него.
«Что вверху, что внизу»
Игровой материал:
Дидактический зонтик, разноцветные прищепки, тучка, ежик, солнышко, елочка
Ход игры:
Цель: развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).Ой! Какой ежик стал колючий!
А теперь давайте вспомним, где же живет ежик?
Дети: В лесу, в норе
Взрослый: Правильно, давайте посадим ежика в норку под зонтиком.
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки! А елочку куда мы посадим. Верх на зонтик или вниз под зонтик?
Дети делают выводы и помещают елочку под зонтик.
Взрослый: А вот и тучка появилась, скоро начнется дождь. Что надо сделать, чтобы пошел дождик?
Дети с помощью прищепок делают «дождик» у тучки.
Взрослый предлагает поместить тучку под дидактический зонтик. Дети должны самостоятельно определить, что это не правильно и исправить ошибку.
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
Дети уже самостоятельно определяют, что солнышко надо поместить на зонтик. Взрослый помогает им сделать это.
«Карусель»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета,
- Развивать умения соотносить выбранные геометрические фигуры с цветом ленты;
- Развивать у детей игровую мотивацию.
Игровой материал:
Дидактический зонтик с разноцветными лентами, геометрические фигуры.
Ход игры:
Детям предлагается дидактическое пособие «Зонтик» с лентами.
Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Мы фигуру выбираем
В карусель ее сажаем.
Дети выбирают геометрическую фигуру и подходят к ленточке такого же цвета, как и выбранная фигура. Далее проводится подвижная игра «Карусель»
Дидактическая игра «Сплетём коврик»
Цель:
- Развивать сенсорное восприятие;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать способность комбинировать разные цвета;
- Развивать воображение и творческие способности детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям дидактическое пособие с лентами и объясняет, что, переплетая ленты на квадрате между собой, можно создать коврик с любым узором и показывает образец.
Способ игры зависит от возраста ребёнка и уровня его развития. Усложнение узоров идёт постепенно. Игру можно усложнить, если предложить ребёнку сделать такой же узор, но поменять цвета местами.. Используя разное количество и ширину лент, можно изменить сложность заданий в широком диапазоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...