проект "играем в математику"
методическая разработка по математике (средняя группа)
Актуальность
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю.
Воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
А.И. Маркушевич
Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагога и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
В связи с этим выявлена проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Цель проекта: установить влияние дидактических игр на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний
Задачи:
- создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышление детей;
- рассмотреть приемы организации и руководства дидактическими играми;
- определить роль и место дидактической игры как способа формирования математических способностей у дошкольников
- побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта - долгосрочный – с октября 2014г по май 2018г
Участники проекта - дети дошкольного возраста, родители , педагог
Новизна - создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей
Образовательные области : познавательное развитие; речевое развитие; социально коммуникативное развитие; физическое развитие.
Предполагаемый результат: обучение детей математике с максимальным использованием ведущего вида деятельности – дидактические игры; с учетом развития психических процессов и особенно мышления в соответствии с возрастным особенностям детей. Участие участников в муниципальном, региональном и всероссийском конкурсах и развлечениях.
Принципы – учитываются особенности психики ребенка; учитываются общие особенности детей; воспитатель ориентируется на развитие личности ребенка; используются методические материалы по математике для работы с детьми.
Использование в работе инновационных технологий:
игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и т.д.
технология личностно – ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный ( срок с 2014г по 2015г)
Задача: изучение педагогической игровой технологии Зинаиды Алексеевой Михайловны (игры направленные на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста); разработать дидактические игры с математическим содержанием
II этап – основной (2015 по 2017 уч.г)
Цель: реализация поставленных задач.
Перед началом работы по проекту познакомить родителей с целями, задачами проекта, убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. Подготовить консультации для родителей с целью: научить применять игровые методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях. Проанализировать мониторинг по выявлению уровня знаний детей по ФЭМП на начало и конец года. В связи, с чем составить перспективный план работы для улучшения качества знаний детей, для повышения интереса к образовательной деятельности. Составить рабочую программу для дополнительного образования кружок «Занимательная математика». Проведение открытых занятий в занимательной, игровой форме; провести развлечения с детьми и родителями с использованием дидактических игр; участие в разнообразных конкурсах; а также включение в режимные моменты. Провести тщательный подбор оборудования и материалов для практической деятельности.
III этап – заключительный (2017-2018г.)
Цель: анализируется результаты проведенной работы: проведение итогового занятия по ФЭМП; провести мониторинг уровня знаний по ФЭМП; выступление на педсовете об отчёте о проделанной работе, фотоотчёт о проделанной работе.
I этап – подготовительный
План работы:
· определение темы проекта
· постановка цели и задач
· подбор методической литературы по теме проекта
· подбор дидактических игр
· изготовление развивающих игр по математике
· составление основного этапа проекта
· разработка предполагаемой образовательной деятельности, развлечений, КВН, консультаций
· привлечение родителей к совместной работе над проектом
· творческие задание: подобрать математические загадки, задачки. Ребусы,
· оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников»
· беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Дидактическая игра как средство
формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Большинство занятий по математике представляют собой систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и делают различные открытия. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение материала, контроль знаний и т.д.). Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Она требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о количестве и счету, величине, форме, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, в ориентировании во времени и делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что они проходят в веселой, занимательной и доступной форме. В процессе дидактической игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – воспитатели и родители. Дидактические игры кратковременны (10-20 мин), и важно, чтобы всё это время не снижалось умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Изучая игры направленные на интеллектуальные развития детей Михайловой Зинаиды Алексеевны « Игровые занимательные задачи для дошкольников», я поняла, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности. Главными путями реализации математического развития детей являются познавательные и развивающие игры, а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения и т.д.
Таким образом, определив следующие направления:
- организация игр по математическому развитию детей;
- организация предметно-развивающей среды в группе;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
приступила к реализации задуманного
II этап – основной
План работы:
тема | итог |
Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, выставки, НПК) | разработки, грамота |
НОД по ФЭМП «Путешествие в магазин игрушек» в средней группе | грамота |
Чтение математических сказок, сказок с элементами счета «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В.Катаева; рассказа К.Ушинского «Четыре желания» Участие в фестивале сказок, по сказке «Зимовье»
| грамота |
Лепка «Веселые цифры» | фото |
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах
| брошюры с математическим заданиями, народными творчеством |
Просмотр на ИКТ развивающие мультфильмы, обучающие мультфильмы | просмотр |
Работа над раскрашиванием математических раскрасок на прописях | фото |
Работа со счетными палочками | фото |
Рисование геометрических фигур на песке | фото |
Изготовить дидактические игры, физминутки с математическим содержанием Отгадывание загадок, занимательных вопросов | развивающая среда |
Интеллектуальная игра с родителями «Математические старты» | Разработка, фото |
НОД по ФЭМП по РНС «Гуси - лебеди» по теме «Играем в математику» («Преемственность детского сада и школы») | Разработка, фото |
Изготовление папки – передвижки, провести беседу, КВН, консультации, родительское собрание | фото |
Принять участие в разработке рабочей программы в старшей, в подготовительной программе | Рабочая программа |
Разработать рабочую программу кружковой работы по теме: «Занимательная математика» | Рабочая программа |
Роль дидактических игр в деятельности развитии математических способностей.
Понятие «развитие математических способностей» является сложным, комплексным. Она состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют свой запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести друзей в игре. Они не только позволяют проверить умения детей выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи. Педагог организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Итак, результативность дидактических игр с детьми дошкольного возраста зависит от систематического их использования.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время, используются на прогулке, и во второй половине дня. Игра может проводиться в игровых зонах группы, на ковре, за столом. Каждый раз место игры определяет воспитатель, руководствуясь целесообразностью. Все дидактические игры с математическим уклоном можно разделить на несколько групп: игры с цифрами; игры путешествие во времени; игры на ориентировку в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
Вот уже работая несколько лет, мы занимаемся созданием условий для успешного интеллектуального развития наших воспитанников: создана математическая зона для организации образовательной деятельности детей.
Также приобщаю детей к национальной культуре с помощью устного народного фольклора, опираясь на тувинскую народную книгу «Матпаадыр», и на русский народный фольклор подготовила брошюры на русском и тувинском языке: загадки, считалки, скороговорки, ребусы, пословицы, поговорки, задачи в стихах, стихи шутки, отрывки из сказок – где входят задания с математическим содержанием. Почти все задачи-игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал, закрепить пройденный или просто поиграть. Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития
Взаимодействие с педагогами
Участие семинар-практикум «Развитие математических способностей через дидактические игры»; брошюры «Математический фольклор», «Уруглар аас – чогаалын сан чурагай дузазы –биле ооредири»; выступление в научно-практической конференции «Система дошкольного образования: практика, проблемы, перспективы»; публикация в местной газете «Дошкольник» - КВН «Математика- это весело» среди разновозрастной группы в детском саду. Была отправлена работа на II Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей в образовательный проект «Совенок» для дошкольников – Диплом лауреата, участие в выставке «Математика для детей, показ мультимедийного занятия «Гуси-лебеди» по плану проекта «Преемственность детского сада и школы» «Скоро в школу», по решению педагогического совета № 2 проведена консультация для педагогов «Формирование познавательно – математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»; консультация на педагогическом совета № 1 «Опыт работы: изготовлении дидактических игр родителям»;
Взаимодействие с родителями.
Важная составляющая работы – эта работа с родителями.
Важно также, чтобы ребенок различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Но знания его будут прочнее, если родители будут закреплять и дома (счет в дороге, сравнение измерения шагами, счёт на кухне, понятия пространственного расположения). Например: предложила им игры для закрепления пройденного - учить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т.д.), узнавать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и т.д.).
Работа с родителями по такой форме способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.
В уголке родителей помещены папки-передвижки об информации, о формировании математических представлений детей, даны консультации с приемами руководства играми, методикой их проведения, есть описания дидактических игр. Рекомендована дидактические игры для проведения в условиях семьи: познакомила сделанной брошюрой, и раздала желающим родителям, где были игры логического мышления задачи – шутки, задания на логику, загадки, стихи, ребусы, сказки с математическим содержанием на родном языке «Математический фольклор», «Уруглар аас – чогаалын сан чурагай дузазы –биле ооредири». Была проведена интеллектуальная игра с родителями «Математические старты», вместе с родителями разучили слова с детьми и показали настольный театр по сказке «Зимовье» на тувинском языке в традиционном мини-фестивале «Эта волшебная сказочная страна» и заняли I место среди средних групп детского сада, приняли участие в городской КВН «Математический»; участие с детьми во всероссийском конкурсе по математике «Лесная математика» - сертификат, и дипломы.
III этап- заключительный
План работы:
· Выставка дидактических игр, изготовленных вместе с детьми и родителями
· Беседа «Чем мне интересны математические дидактические игры»
· Выставка книжек – малышек с математическими заданиями
· Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке
· Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД
· Итоговое мероприятие с детьми викторина «Умники и умницы»
· Итоговое мероприятие вместе с детьми и родителями КВН «Битва интеллектуалов»
· Выступление на педсовете об отчёте (фотоотчет) о проделанной работе
Вывод:
Проанализировав, данную проблему я пришла к выводу, что в дидактических играх больше возможности формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Я подобрала и систематизировала ряд дидактических игр направленных на развитие элементарных математических представлений у детей. Таким образом, проект позволил детям расширить математические знания, и использовать эти знания в самостоятельной деятельности: выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно детьми.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
• Игровые занимательные задачи для дошкольников З.А.Михайловой;
• В.Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.
• Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.
• Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике»-Москва, 1989г.
• Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 144с.
• Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.
• Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М.: 2003. – 121 с.
• Уругларга аас чогаалы «Матпаадыр» - Кызыл, 2004ч
• Б.М. Монгуш, О.О.Сувакпит «Уругларга ясли-садтарынга номчулга ному» - Кызыл, 2000ч
• М.Б.Кенин-Лопсан «Тыва чоннун бурунгу ужурлары» - Кызыл, 1994ч
• Тыва Республиканын уруглар сеткуулу «Алдын - Кушкаш»
Тыва Республиканын уруглар солунну «Сылдысчыгаш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...