проект "играем в математику"
методическая разработка по математике (средняя группа)

 

 

 

Актуальность

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю.

Воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» 

А.И. Маркушевич

      Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагога и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно  скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.

          В связи с этим  выявлена проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

 

Цель проекта: установить влияние дидактических игр на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний

Задачи:

- создать условия для усвоения дошкольниками  математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышление детей;

 - рассмотреть приемы организации и руководства дидактическими играми;

 - определить роль и место дидактической игры как способа формирования математических способностей у дошкольников

- побуждать родителей к участию  в реализации проекта и заниматься с детьми дома

Тип проекта:  познавательный

Продолжительность проекта - долгосрочный – с октября 2014г  по  май 2018г

Участники проекта - дети дошкольного возраста, родители , педагог

Новизна - создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей

Образовательные области : познавательное развитие; речевое развитие; социально коммуникативное развитие; физическое развитие.

Предполагаемый результат: обучение детей математике с максимальным использованием  ведущего вида деятельности – дидактические игры; с учетом развития психических процессов и особенно мышления в соответствии с возрастным особенностям детей. Участие участников в муниципальном, региональном и всероссийском конкурсах и развлечениях.

 

Принципы – учитываются особенности психики ребенка; учитываются общие особенности детей; воспитатель ориентируется на развитие личности ребенка; используются методические материалы по математике для работы с детьми.

Использование в работе инновационных технологий:
игровые технологии,  способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности  каждого ребенка; 
здоровьесберегающие технологии,  использование которых  позволяет  вовремя  чередовать спокойную и двигательную деятельность,  снизить  порог утомляемости,  повысить внимание и т.д.
технология личностно – ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

 

 

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный ( срок  с  2014г  по 2015г)

Задача: изучение педагогической игровой технологии Зинаиды Алексеевой Михайловны (игры направленные на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста); разработать дидактические игры с математическим содержанием

II этап – основной (2015 по 2017 уч.г)

Цель: реализация поставленных задач.

Перед началом работы по проекту познакомить родителей с целями, задачами проекта, убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. Подготовить консультации для родителей с целью: научить применять игровые методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях. Проанализировать мониторинг по выявлению уровня знаний детей по ФЭМП на начало  и конец года. В связи, с чем составить перспективный план работы для улучшения качества знаний детей, для повышения интереса к образовательной деятельности. Составить рабочую программу для дополнительного образования кружок «Занимательная математика».  Проведение открытых занятий  в занимательной, игровой форме; провести развлечения с детьми и родителями с использованием дидактических игр; участие в разнообразных конкурсах; а также включение в режимные моменты. Провести тщательный подбор оборудования и материалов для практической деятельности.

 III этап – заключительный (2017-2018г.)

Цельанализируется результаты проведенной работы: проведение итогового занятия  по ФЭМП;  провести мониторинг уровня знаний по ФЭМП; выступление  на педсовете об  отчёте о проделанной работе,  фотоотчёт о проделанной работе.

 

I этап – подготовительный

План работы:

·         определение темы проекта

·         постановка цели и задач

·         подбор методической литературы по теме проекта

·         подбор дидактических игр

·         изготовление развивающих игр по математике

·         составление основного этапа проекта

·         разработка предполагаемой образовательной деятельности, развлечений, КВН, консультаций

·         привлечение родителей к совместной работе над проектом

·         творческие задание: подобрать математические загадки, задачки. Ребусы,

·         оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников»

·         беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

 

                                                 

Дидактическая игра как средство

формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

            Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Большинство занятий по математике представляют собой систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и делают различные открытия. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию,  позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение материала, контроль знаний и т.д.). Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

 

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Она требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о количестве и счету,  величине, форме, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, в ориентировании во времени  и делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что они проходят в веселой, занимательной и доступной форме. В процессе дидактической игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди –  воспитатели и родители. Дидактические игры кратковременны (10-20 мин), и важно, чтобы всё это время не снижалось  умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.  Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

 

Изучая игры направленные на интеллектуальные развития детей   Михайловой Зинаиды Алексеевны « Игровые занимательные задачи для дошкольников», я поняла, что максимального  эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом   возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать  детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности. Главными  путями реализации математического развития детей являются познавательные и развивающие  игры, а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения  и т.д.

       Таким образом, определив следующие направления:

- организация игр по математическому развитию детей;

-          организация предметно-развивающей среды в группе;

-           работа с педагогами;

-          работа с родителями;    

  приступила к реализации задуманного

 

II этап – основной

План работы:

тема

итог

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, выставки, НПК)

разработки, грамота

НОД по ФЭМП «Путешествие в магазин игрушек» в средней группе

грамота

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета  «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В.Катаева; рассказа К.Ушинского «Четыре желания»

Участие в фестивале сказок, по сказке «Зимовье»

 

грамота

Лепка «Веселые цифры»

фото

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и  цифрах

 

брошюры с математическим заданиями, народными творчеством

Просмотр на ИКТ развивающие мультфильмы, обучающие мультфильмы

просмотр

Работа над раскрашиванием математических  раскрасок на прописях

фото

Работа со счетными палочками

фото

Рисование геометрических фигур на песке

фото

Изготовить дидактические игры, физминутки  с математическим содержанием

Отгадывание загадок, занимательных  вопросов

развивающая среда

Интеллектуальная игра с родителями «Математические старты»

Разработка, фото

НОД по ФЭМП по РНС «Гуси - лебеди» по теме «Играем в математику» («Преемственность детского сада и школы»)

Разработка, фото

Изготовление папки – передвижки, провести беседу,  КВН, консультации, родительское собрание

фото

Принять участие в разработке рабочей  программы в старшей, в подготовительной программе

Рабочая программа

Разработать рабочую программу кружковой работы по теме: «Занимательная математика»

Рабочая программа

 

 

Роль дидактических игр  в деятельности развитии математических способностей.

            Понятие «развитие математических способностей» является сложным, комплексным. Она состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют свой запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из  детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести друзей в игре. Они не только позволяют проверить умения детей выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи. Педагог организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.  Итак, результативность дидактических игр с детьми дошкольного возраста зависит от систематического их использования.

 

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время, используются на прогулке, и во второй половине дня. Игра может проводиться в игровых зонах группы, на ковре, за столом. Каждый раз место игры определяет воспитатель, руководствуясь целесообразностью. Все дидактические игры с математическим уклоном можно разделить на несколько групп: игры с цифрами; игры путешествие во времени; игры на ориентировку в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.

       Вот уже работая несколько лет, мы  занимаемся созданием условий для успешного интеллектуального развития наших воспитанников: создана математическая зона для организации образовательной деятельности детей.

       Также приобщаю детей к национальной культуре с помощью устного  народного фольклора, опираясь на тувинскую народную книгу «Матпаадыр», и на русский народный фольклор подготовила брошюры на русском и тувинском языке:  загадки, считалки, скороговорки, ребусы, пословицы, поговорки, задачи в стихах, стихи шутки, отрывки из сказок  – где входят  задания с математическим содержанием. Почти все задачи-игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал, закрепить пройденный или просто поиграть.  Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития

 

    Взаимодействие с педагогами

           Участие  семинар-практикум «Развитие математических способностей через дидактические игры»; брошюры «Математический фольклор»,  «Уруглар аас – чогаалын сан чурагай дузазы –биле ооредири»; выступление в научно-практической конференции «Система дошкольного образования: практика, проблемы, перспективы»; публикация в местной газете «Дошкольник» - КВН «Математика- это весело» среди разновозрастной группы в детском саду. Была отправлена работа  на II Всероссийский  конкурс профессионального мастерства воспитателей в образовательный проект «Совенок» для дошкольников – Диплом лауреата, участие в выставке «Математика для детей, показ мультимедийного занятия «Гуси-лебеди» по плану проекта  «Преемственность детского сада и школы» «Скоро в школу», по решению педагогического совета № 2  проведена консультация для педагогов «Формирование познавательно – математических  представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»; консультация на педагогическом совета № 1 «Опыт работы: изготовлении дидактических игр родителям»;

Взаимодействие с родителями.

Важная составляющая работы – эта работа с родителями.

 Важно также, чтобы  ребенок различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Но знания его будут прочнее, если родители будут закреплять и дома (счет в дороге, сравнение измерения шагами, счёт на кухне, понятия пространственного расположения). Например:  предложила им игры для закрепления пройденного - учить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т.д.), узнавать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и т.д.).

  Работа с родителями по такой форме  способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

 В уголке родителей помещены папки-передвижки об информации, о формировании математических представлений детей, даны консультации с приемами руководства играми, методикой их проведения, есть описания  дидактических игр.  Рекомендована  дидактические игры для проведения в условиях семьи: познакомила сделанной брошюрой, и раздала желающим родителям, где были игры логического мышления задачи – шутки, задания на логику, загадки, стихи, ребусы, сказки с математическим содержанием  на родном языке «Математический фольклор», «Уруглар аас – чогаалын сан чурагай дузазы –биле ооредири». Была проведена интеллектуальная игра с родителями «Математические старты», вместе с родителями разучили слова с детьми и показали настольный театр по сказке «Зимовье» на тувинском языке в традиционном мини-фестивале «Эта волшебная сказочная страна» и заняли  I место среди средних групп детского сада, приняли участие в городской  КВН  «Математический»; участие с детьми  во всероссийском конкурсе по математике «Лесная математика»  - сертификат, и дипломы.

 

 

 

 

 

III этап- заключительный

План работы:

·         Выставка дидактических игр, изготовленных вместе с детьми и родителями

·         Беседа «Чем мне интересны математические дидактические игры»

·         Выставка книжек – малышек с математическими заданиями

·         Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке

·         Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД

·         Итоговое мероприятие  с детьми викторина «Умники и умницы»

·         Итоговое мероприятие вместе с детьми и родителями КВН «Битва интеллектуалов»

·         Выступление  на педсовете об  отчёте (фотоотчет) о проделанной работе

 

Вывод:

 

Проанализировав,  данную проблему я пришла к выводу, что в дидактических играх больше возможности формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Я подобрала и систематизировала ряд дидактических игр направленных на развитие элементарных математических представлений  у детей.  Таким образом, проект позволил детям расширить математические знания, и использовать эти знания в самостоятельной деятельности:  выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические  понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.   У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно детьми.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

 

•       Игровые занимательные задачи для дошкольников З.А.Михайловой;

•       В.Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

•       Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.

•       Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике»-Москва, 1989г.

•       Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 144с.

•       Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6.

•       Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М.: 2003. – 121 с.

•       Уругларга аас чогаалы «Матпаадыр» - Кызыл, 2004ч

•       Б.М. Монгуш, О.О.Сувакпит   «Уругларга ясли-садтарынга номчулга ному» - Кызыл, 2000ч

•       М.Б.Кенин-Лопсан «Тыва чоннун бурунгу ужурлары» - Кызыл, 1994ч

•       Тыва Республиканын уруглар сеткуулу «Алдын - Кушкаш»

Тыва Республиканын уруглар солунну «Сылдысчыгаш»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...