кружок "занимательная математика"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Приложение 2
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»
Литература:.И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятие по формированию элементарных математических представлений» подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-80с.
Сроки проведения | тема | задачи |
сентябрь | Диагностика: | выявить знания детей посредством дидактического материала на начало года. (Комплексная диагностика уровней освоения программы. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – подготовительная группа). |
октябрь | Занятие №6 стр -38
| Ход: • Познакомить с составом числа 10 из единиц. • Познакомить с цифрой 0. • Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному. • Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении. • Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством пшена. Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 12 шт. для каждого ребенка). Методические указания I часть. Игровое упражнение «Назови число». Дети встают полукругом. Воспитатель напоминает: «У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять». Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю. Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному. II часть. Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы». У детей наборы цветных кругов. Воспитатель предлагает им сделать бусы для матрешки из 10 разноцветных бусинок. По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?» III часть. Игровое упражнение «Сколько осталось?». На доске цифровой ряд (от 1 до 9). Воспитатель предлагает детям разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9. Затем обращает их внимание на доску, на которой расположено 9 кругов одного цвета, просит сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой. Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль». Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:
Далее воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а ответ показать карточкой с цифрой: Сколько ручек у кота? IV часть. Игровое упражнение «Мишкина каша». На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена. Воспитатель напоминает детям рассказ Н. Носова «Мишкина каша» и просит помочь мальчику найти ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким. («Как найти нужное ведерко с пшеном?») Воспитатель предлагает детям взять два ведерка и сравнить их по весу, взвесив на руках. Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое». V часть. Игровое упражнение «Что сначала, что потом?». На доске вывешены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации. Прилетели к нам метели, Полюбуйся, Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом. Лето, лето к нам пришло, Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация. Осень золото роняет, Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку. VI часть. Дидактическая игра «Назови соседей». Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…) Я соткана из зноя, Запорошила дорожки, Она приходит с ласкою |
| Занятие №8 стр-44
| .Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. • Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. • Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины. • Закреплять представления о временах года и месяцах осени. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал.2 набора карточек с цифрами от 0 до 9 (двух цветов), 3 желтых и 3 темно-желтых круга, картинки с изображением лисы и кота, квадрат, сделанный из счетных палочек, картинка с изображением лисы, составленной из многоугольников, модель «Времена года». Раздаточный материал. Счетные палочки (по 4 шт. для каждого ребенка), 3 желтых и 3 красных круга (для каждого ребенка), пластилин, конверты с геометрическими фигурами. Методические указания I часть. Игровое упражнение «Составь число». Воспитатель напоминает детям сюжет сказки А. Толстого «Золотой ключик». Затем выкладывает на фланелеграфе 3 желтых круга и сообщает, что это 3 золотых монеты, принадлежащих коту Базилио и лисе Алисе. Воспитатель уточняет: «Сколько всего монет? Сколько монет какого цвета? Как вы составили число три?»(Один, один и еще один.) Воспитатель говорит детям, что лиса Алиса и кот Базилио пытаются разделить монеты между собой. Воспитатель заменяет последний круг кругом темно-желтого цвета и спрашивает: «Сколько монет у Алисы? Сколько монет какого цвета? Как у Алисы получилось три монеты?» (Две и одна монета.) Под монетами дети выкладывают соответствующие цифры. «Кот Базилио предлагает разделить монеты по-другому: одна желтая монета и две темно-желтых, – продолжает воспитатель. – Сколько монет у Базилио? Сколько монет какого цвета? Как у Базилио получилось три монеты?» (Одна желтая и две темно-желтых.) Дети выкладывают цифры 1 и 2. Воспитатель продолжает: «Лиса Алиса утверждает, что два и один будет три и один, и два тоже будет три. Права ли Алиса?» (Дети высказывают свои предположения.) II часть. Игровое упражнение «Поможем коту Базилио и лисе Алисе разделить три монеты». Воспитатель дает детям задание: «Составьте число три с помощью желтых и красных кругов: расположите круги одного цвета слева, а другого – справа». После выполнения задания воспитатель уточняет у детей, как они составили число 3 (2 и 1, 1 и 2). Затем воспитатель предлагает детям разделить 3 монеты между котом Базилио и лисой Алисой поровну. Воспитатель выслушивает ответы детей и делает вывод: «Нельзя разделить три монеты поровну, так как число три состоит из чисел два и один или один и два». III часть. Подвижная игра «Чье звено соберется быстрее?». Дети делятся на два звена по 10 человек в каждом. Каждый ребенок берет по одной карточке с цифрой от 0 до 9. (У каждого звена карточки своего цвета.) Остальные дети – судейская команда. Дети выполняют разнообразные движения под музыку. С окончанием музыки звенья строятся по порядку (от 0 до 9). Судейская команда проверяет правильность построения детей. Затем дети меняются ролями и карточками и игра повторяется 2–3 раза. В конце игры воспитатель предлагает каждому звену обозначить количество игроков с помощью цифры. Воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие цифры они использовали для обозначения числа 10 и с какой стороны от единицы расположен 0. IV часть. Дидактическая игра «Танграм». У детей 4 счетных палочки и кусочек пластилина. Воспитатель предлагает детям сравнить палочки по длине и соединить их с помощью пластилина. Затем уточняет: «Какая фигура у вас получилась? (Квадрат.) Что есть у квадрата? (Стороны и углы.) Сколько сторон у квадрата? Сколько углов?» Воспитатель показывает такую же модель квадрата и объясняет (одновременно показывая), что точка соединения сторон квадрата называется вершиной. Воспитатель просит детей показать и сосчитать вершины у квадратов. «Как еще можно назвать квадрат? – уточняет воспитатель. – Правильно, многоугольник (четырехугольник)». Воспитатель предлагает детям достать из конвертов фигуры для игры «Танграм» и спрашивает: «Как называются фигуры? Как еще их можно назвать одним словом? Что есть у этих фигур? (Стороны, углы, вершины.)А теперь давайте соберем из геометрических фигур лису Алису. (Показывает образец.) Из каких многоугольников вы составили лису?» V часть. Игровое упражнение «Времена года». Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные вкрасный, зеленый, голубой и желтый цвета. Желтая часть разделена еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый цвета. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет и их названия.) Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь три части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку».(Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели. |
ноябрь | Занятие№2. стр-48
| Программное содержание • Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. • Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. • Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов. • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Полоска бумаги, 15 кругов, магнитная доска, 10 счетных палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свекол, магнитная доска, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук). Раздаточный материал. Счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка), резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат). Методические указания I часть. Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком». На фланелеграфе 10 кругов. Воспитатель говорит детям, что это банки с молоком, которые приготовил Матроскин. Воспитатель предлагает отсчитать столько же счетных палочек и пересчитать их. Он просит детей перевязать палочки резинкой и поясняет, что у них получился пучок, из десяти палочек. «Сколько пучков у вас получилось? – уточняет воспитатель. – Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком. Очень давно его называли дцать. Обозначьте один десяток цифрой и назовите число». Воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладется еще один круг. Он поясняет, что дальше Матроскин считать не умеет, и предлагает детям вместе с ним научиться считать дальше. Воспитатель уточняет у детей: «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Дети кладут на пучок еще одну палочку.) Сколько у нас десятков? (Один десяток.)Сколько единиц над десятком?» (Одна единица.) Воспитатель называет новое число: «Один-на-дцать». Дети обозначают число с помощью цифр и уточняют, сколько в нем десятков и единиц. Вызванный ребенок выполняет задание на доске. Воспитатель выкладывает на фланелеграф еще один круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы: «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком? (Две единицы.)Какое число у нас получилось? Обозначьте его цифрами». (Две-на-дцать.) Таким образом дети считают до 15. II часть. Игровое упражнение «Матроскин готовит салат». Воспитатель сообщает детям, что Матроскин хочет приготовить салат из 5 овощей. Воспитатель выкладывает на магнитной доске 4 моркови и 1 свеклу и спрашивает у детей: «Сколько всего овощей взял Матроскин? Сколько каких овощей он взял? Как вы составили число пять?» Затем выкладывает 10 морковок и 10 свекол и предлагает детям подругому составить число 5. Все варианты выкладываются на магнитной доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4). III часть. Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата». У детей наборы цифр. Воспитатель предлагает записать рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов две цифры. Воспитатель обсуждает возможные варианты записи рецепта салата. Физкультминутка Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие действия. Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».) На столе у воспитателя 5 баночек с «медом». Он обращает внимание детей на то, что все они разные по весу, и просит расставить баночки, начиная с самой легкой и заканчивая самой тяжелой. Матроскин показывает самую легкую баночку, обозначенную цифрой 1. Вызванные дети сравнивают ее с остальными, взвешивая на руках, и убеждаются, что она самая легкая. Затем двое детей берут по две баночки и выбирают из них самые легкие. Третий ребенок сравнивает выбранные баночки, определяет самую легкую и ставит рядом с первой. Таким же образом из оставшихся банок дети выбирают самые легкие и расставляют их в ряд. Вместе с Матроскиным дети называют вес каждой баночки: «Легкая, тяжелее, еще тяжелее… и самая тяжелая». V часть. Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе». У детей альбомные листы и геометрические фигуры. Матроскин рассказывает, где какие овощи будут лежать в погребе, и располагает их на магнитной доске: капуста посередине (дети кладут на листы бумаги зеленые круги), слева от капусты – морковь (дети выкладывают треугольники), справа от капусты – свекла (выкладывают красные круги), над капустой – лук (желтые круги), под капустой – картофель (квадраты). Затем дети рассказывают, как разложены овощи. |
| Занятие№6. стр -58 | Программное содержание • Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. • Совершенствовать навыки счета в пределах 20. • Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры. • Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, 20 картинок с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры), куб, по высоте равный 5 мерам-полоскам, полоска бумаги (мерка). Раздаточный материал. Круги двух цветов (по 9 кругов каждого цвета для каждого ребенка), листы бумаги в клетку, на которых в начале строки нарисованы две точки с интервалом в одну клетку (см. рис. 11), карандаши, кубы, равные по высоте 3 полоскам-мерам (по 1 кубу на двоих детей), полоски бумаги (меры), счетные палочки. Методические указания I часть. Игровое упражнение «Составим команду спортсменов». У детей наборы кругов одного цвета. Воспитатель читает стихотворение. На каждое названное животное дети кладут на стол по одному кругу. Бег – прекрасная игра. Воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего кругов? Как разделить девять спортсменов на две команды?» Воспитатель показывает таблицу с кругами (см. рис. 10) и вместе с детьми перечисляет варианты раскладывания числа 9 на два меньших числа. Рис. 10 Воспитатель предлагает детям составить число 9 из двух меньших чисел. Дети в пустые клеточки добавляют нужное количество кругов другого цвета и рассказывают, как они составили число 9 из двух меньших чисел. Воспитатель делает вывод: «Число девять можно составить по-разному (перечисляет все варианты). Девять кругов тоже можно по-разному разделить на группы (перечисляет все варианты)». II часть. Игровое упражнение «На зарядку становись». На доске 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов. Затем читает стихотворение: Двадцать спортсменов бегут на зарядку, Физкультминутка «Делаем зарядку» Воспитатель читает стихотворение и показывает карточки с цифрами. Дети в соответствии с текстом выполняют движения столько раз, сколько показывает цифра на карточке. Воспитатель показывает детям куб и говорит: «На соревнованиях спортсменам разрешено использовать кубы высотой в 3 меры-полоски. Как узнать, подойдет ли куб гимнастам по высоте?» Воспитатель показывает приемы измерения высоты куба с помощью меры: «Прикладываем меру к основанию куба. Конец меры отмечаем карандашом. К метке опять прикладываем меру». По ходу измерения дети считают, сколько мер укладывается в высоте куба, и выкладывают счетные палочки на каждую меру. Дети выясняют, что высота куба равна 5 мерам. Воспитатель спрашивает у детей: «На что указывает число пять? Чему равна высота куба? Можно ли использовать этот куб на соревнованиях?» Дети обосновывают свой ответ. IV часть. Игровое упражнение «Кубы для гимнастов» (работа с раздаточным материалом). Дети делятся на пары. У каждой пары по 1 кубу и набор счетных палочек. Воспитатель предлагает детям измерить высоту кубов с помощью меры, соблюдая правила измерения, и выяснить, могут ли гимнасты использовать эти кубы на соревнованиях. V часть. Игровое упражнение «Рисуем план расположения кубов на площадке». У детей листы бумаги в клетку, на которых в начале строки посередине клетки нарисованы две точки с интервалом в одну клетку (см. рис. 11). Рис. 11 Воспитатель рассматривает образец на доске и показывает, как продолжить строчку: от последней точки нужно отсчитать одну клетку и поставить точку в середине следующей клетки. Дети проставляют точки до конца строчки. Воспитатель оценивает правильность выполнения задания и предлагает под строчкой нарисовать улыбающееся (если задание выполнено правильно) или неулыбающееся (если задание выполнено неправильно) солнышко:
|
декабрь | Занятие 2 – стр 68 | Программное содержание • Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. • Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов. • Развивать представления о времени, познакомить с песочными часами. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Магнитная доска, конверт, карандаш, ластик, ручка, линейка, тетрадь, ценники (от 1 до 10 рублей); круги двух цветов (по 10 шт. каждого цвета), песочные часы с интервалами в 1, 2, 5 минут. Раздаточный материал. Монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей в целлофановых мешочках, квадраты одного цвета и размера (по 10 шт. для каждого ребенка), счетные палочки.
Методические указания I часть. Игровое упражнение «Делаем покупки». Воспитатель произносит скороговорку вместе с детьми: Воспитатель спрашивает у детей: «Какие покупки вы делаете вместе с родителями в разных магазинах? Чем рассчитываются за покупки?(Деньгами.)Какие виды денег берут взрослые с собой в магазин? (Монеты и купюры.)Какие монеты вы знаете? На что указывает герб на монете? (Герб страны, из которой эта монета.) Как называются монеты в нашей стране? (Копейки, рубли.)На что указывает цифра на монете?» (На достоинство монеты.) Дети рассматривают монеты-рубли и называют их достоинство. Воспитатель обращает внимание детей на товары, разложенные на столе, и спрашивает: «В каком магазине мы можем купить эти предметы? (Канцелярские товары.) Как вы думаете, для чего нужны эти предметы?» (Для учебы в школе.) Около каждого предмета воспитатель ставит ценник (от 1 до 10 рублей) и объясняет, что цена указывает на стоимость предмета. Предлагает детям купить школьные принадлежности и уточняет, как это сделать: посмотреть на ценник для определения стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты. Во время покупки дети поясняют свои действия: называют выбранный предмет, его стоимость и достоинство монеты, необходимой для осуществления покупки. II часть. Игровое упражнение «Считаем по-разному». На магнитной доске 10 кругов одного цвета. Дети определяют количество кругов. Воспитатель поясняет: «Считая круги, вы пересчитывали все фигуры. За меру счета мы принимали один предмет. В школе для быстроты счета учатся считать по-разному: по два, по три, по пять предметов». Под первым рядом кругов кладутся 2 круга другого цвета и поясняется: «Теперь нашей мерой будет число два». На некотором расстоянии воспитатель размещает еще 2 круга и вместе с детьми считает: «Два, четыре», показывая жестом количество кругов. Вызванный ребенок выкладывает на расстоянии еще 2 круга и вместе с детьми называет количество кругов: «Два, четыре, шесть». Таким образом дети считают до 10. Затем вместе с воспитателем они еще раз пересчитывают круги: «Два, четыре, шесть, восемь, десять», – каждый раз круговым жестом указывая на количество кругов, соответствующее числу.
Физкультминутка «Оливер Твист» (см. с. 56). III часть. Игровое упражнение «Сосчитай квадраты». У детей по 10 квадратов. Воспитатель предлагает сосчитать фигуры, а затем расположить и пересчитать их парами. IV часть. Игровое упражнение «Успей вовремя». Воспитатель загадывает детям загадку:
(Время) Затем рассказывает: «Человек всегда хотел измерить время. Для этого он придумывал разные приборы, например песочные часы». Воспитатель демонстрирует песочные часы с разными интервалами: 1 минута, 2 минуты, 5 минут. Затем предлагает выложить несколько флажков с помощью счетных палочек (каждый флажок должен состоять из 5 счетных палочек) и закончить задание через минуту, когда пересыпется весь песок в песочных часах. По окончании заданного времени дети сообщают, у кого сколько флажков получилось, и определяют, кто сделал больше всего флажков. |
| Занятие 7 – стр 80 | Программное содержание • Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. • Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года. • Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. • Упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Веревка, 2 обруча, карточки с цифрами, камушки, картинка с изображением птиц, сидящих на двух ветках, картинки с изображением разных времен года и месяцев осени. Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, счетные палочки, веревочки. I часть. Игровое упражнение «Соберемся вместе». На полу 2 обруча. Воспитатель просит девочек взяться за один обруч, а мальчиков – за другой и спрашивает: «Сколько групп ребят получилось? Сколько ребят в каждой группе? Какая группа больше? Почему вы так думаете?» Воспитатель объединяет обе группы детей веревочкой и спрашивает: «Сколько ребят теперь в общем круге? Что больше: целая группа ребят или группа мальчиков? Что меньше: группа девочек или целая группа ребят?» Затем воспитатель обобщает: «Целая группа детей больше группы мальчиков (группы девочек). Группа мальчиков меньше целой группы детей. Группа девочек меньше целой группы детей». Затем воспитатель предлагает детям взяться за веревочку, сделать большой круг и спеть 1–2 куплета из песни «Вместе весело шагать». II часть. Игровое упражнение «Покажи цифры». У детей карточки с цифрами от 0 до 9. У воспитателя 2 цифровые карточки, одна из которых закрыта. Воспитатель спрашивает у детей: «Какая цифра спрятана, если вместе они составляют число восемь? Покажите на карточках, сколько камушков у меня в правой руке и сколько в левой руке, если всего их десять. Рассмотрите картинку. Сколько птиц на нижней (верхней) ветке? Сколько их всего? Покажите двумя цифрами другое расположение птиц на ветках». После каждого задания дети обосновывают свои ответы, например: «Я показал два и восемь, так как эти числа вместе составляют число десять». III часть. Игровое упражнение «Собираем год». На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующие картинки-отгадки и восстанавливают последовательность времен года. Дни стали короче, Хоть сама – и снег, и лед, Зазвенели ручьи. Солнце печет, Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности. Затем воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего времен года? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние месяцы». На доске вывешиваются картинки с изображением осенних месяцев. Воспитатель читает стихи об осенних месяцах, а дети находят соответствующие иллюстрации и располагают их под картинкой с изображением осени. Сентябрь – златоцвет, IV часть. Игровое упражнение «Мастерим геометрические фигуры». Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек. Жили-были два брата: Но наутро младший брат |
Январь | Занятие№1 стр -85
| Программное содержание • Учить составлять арифметические задачи на сложение. • Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. • Развивать внимание, память, логическое мышление. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов, 5 треугольников одного цвета, картинки со схематичным изображением детей в разных позах (5–6 шт.; см. рис. 22), 5 листов ватмана с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала), картинка с изображением кошек, расположенных в 3 ряда (см. рис. 23). Раздаточный материал. Треугольники двух цветов, карточки с изображением кошек (см. рис. 23), карандаши. Методические указания I часть. Игровое упражнение «Готовимся к школе». Воспитатель приносит конверт с заданиями учителя и предлагает детям выполнить их. 1. Воспитатель вызывает к доске двух детей. Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху. Затем спрашивает: «Что построили дети? Сколько кубиков поставил Саша? Сколько кубиков поставил Коля? Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: „Саша поставил на стол два кубика, а Коля – еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети?“ (Дети повторяют задачу.) Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить». Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей. Просит их на фланелеграфе расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Саша, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Коля. Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Саша и Коля вместе поставили три кубика». 2. Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу 3 флажка, а другого – 1 флажок. Уточняет: «Сколько флажков поставила в вазу Катя? Сколько флажков поставила Лиза?» Дети рассказывают о действиях Кати и Лизы и называют количество поставленных флажков. Воспитатель поясняет задачу: «Катя поставила в вазу три флажка, а Лиза – один флажок. Это условие задачи. В задаче еще должен быть вопрос: то, что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу». Дети повторяют вопрос задачи и проговаривают задачу полностью. Затем воспитатель спрашивает: «Из каких частей состоит задача? Что такое „условие задачи“? Что такое „вопрос задачи“?» Дети повторяют задачу целиком. Воспитатель поясняет: для того чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить. Он предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Катя, и столько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Лиза. Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Четыре флажка Катя и Лиза поставили в вазу». Воспитатель уточняет структуру арифметической задачи. Физкультминутка «Сделай как я» Воспитатель показывает картинки со схематичным изображением детей в разных позах и предлагает их повторить. Рис. 22 II часть. Игровое упражнение «Дорисуй предмет». У воспитателя листы ватмана с изображением геометрических фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Дети делятся на 5 команд. Воспитатель раздает командам листы ватмана и предлагает дорисовать геометрические фигуры так, чтобы получился какой-нибудь предмет. Предварительно обсуждает возможные варианты. По окончании выполнения задания дети рассказывают о нарисованном предмете и его форме. Выигрывает та команда, которая придумает самый интересный предмет. III часть. Игровое упражнение «Закончи ряд». У детей картинки с изображением кошек (см. рис. 23). Рис. 23 Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок и уточняет: «Какой формы туловище у кошек? Какой формы у них голова? Одинаковые ли хвостики у кошек? Одинаковое ли количество усов у кошек? Какой формы будет туловище и голова у кошки в последнем ряду? Сколько у нее усов? Нарисуйте эту кошку». После выполнения задания воспитатель показывает образец, дети сверяют с ним свои рисунки и объясняют правильность ответа |
| Занятие 6, стр -96 | Программное содержание • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. • Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20. • умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части. • умение определять местоположение предметов относительно друг друга. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Карточки с изображением кругов (от 1 до 20 кругов; 10 красных кругов и 10 – синих), панно с прорезями, 10 мячей, 2 куклы, 5 конфет, 7 фигурок животных. Раздаточный материал. Счетные палочки, круги (по 1 шт. для каждого ребенка), ножницы, рабочие тетради, карандаши. Методические указания I часть. Дидактическая игра «Стройся в ряд». Дети берут со стола карточки с изображением кругов и строятся в ряд в соответствии с количеством кругов на них (от 1 до 20). Воспитатель уточняет, сколько детей построилось в ряд и сколько кругов у них на карточках. Дети проверяют правильность выполнения задания, затем меняются карточками и вновь выстраиваются в ряд. Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек. II часть. Игровое упражнение «Магазин игрушек». На панно 8 мячей. Воспитатель добавляет еще 2 мяча и предлагает детям составить задачу, предварительно уточняя ее структуру. Воспитатель выслушивает задачи детей и уточняет: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?» Затем просит повторить задачу еще раз. Дети на доске обозначают данные задачи цифрами. Воспитатель уточняет: «Больше или меньше стало мячей в магазине, после того как добавили еще два мяча? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?»(Сложения.) Дети решают задачу и отвечают на вопрос. Воспитатель выясняет: «Какое арифметическое действие выполнили? Какие числа сложили? Почему складывали эти числа? Что сделали, чтобы решить задачу? Какой ответ в задаче?» Воспитатель обобщает ответы детей: «К восьми прибавить два, получилось десять. Десять мячей стало в магазине». На столе у воспитателя 2 куклы. У одной из них 5 конфет. Воспитатель отдает 2 конфеты другой кукле и вместе с детьми составляет задачу. Дети в соответствии с условием задачи выполняют действия со счетными палочками. Воспитатель разбирает структуру и решение задачи, делая акцент на определении действия «вычитание». III часть. Игровое упражнение «Угостим гостей тортом». У детей по 1 кругу и ножницы. Воспитатель говорит детям: «К кукле пришли гости. (Показывает фигурки животных.) Сколько гостей вместе с куклой будет пить чай? (Дети считают.) На сколько частей надо разделить круглый праздничный торт?» Воспитатель уточняет способ деления круга, дети выполняют действия. Затем выясняет: «На сколько частей вы разделили торт? Разложите куски торта в ряд. Покажите одну восьмую часть торта. Что больше: целый торт или одна восьмая?» Аналогичные задания дети выполняют на нахождение 2/8, 6/8 частей и половины и сравнение их с целым и между собой. IV часть. Игровое упражнение «Кто что видит» (рабочая тетрадь, с. 12). Дети определяют, в каком направлении едут гномик и водитель грузовика. Затем рассказывают, что они видят слева (справа) и т. д.
|
февраль | Занятие№1, стр-101 | Программное содержание • Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение. • Упражнять в счете предметов по образцу. • Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам. • Развивать внимание, память, логическое мышление. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Круги двух цветов, 9 картинок с изображением зайчиков, карточки с изображением зайца, медведя, ежа, лося, волка, лисы; сковороды, кастрюли, дуршлага, чайника, миски, ковша; пальто, шапки, брюк, кофты, свитера, комбинезона. Раздаточный материал. Листы бумаги, простые карандаши, рабочие тетради, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски бумаги в клетку, карточки с цифрами. Методические указания I часть. Игровое упражнение «Реши задачу». На панно 6 картинок с изображением зайчиков. На некотором расстоянии расположено еще 3 зайчика. Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение. Уточняет числа, которые будут в задаче. Дети составляют задачу: «На полянке гуляли шесть зайчиков. К ним прибежали еще три зайчика. Сколько всего зайчиков стало на поляне?» Воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи (условие, вопрос) и повторяет ее еще раз. Дети решают задачу с помощью геометрических фигур (рисуют круги на листах бумаги), отвечают на ее вопрос и рассказывают о ее решении. Вызванный ребенок рисует на доске ответ задачи: соответствующее количество кругов и выкладывает цифровую карточку. II часть. Игровое упражнение «Считайка» (рабочая тетрадь, с. 6). Дети считают предметы на картинке, записывают ответ и отвечают на вопросы: «Каких предметов больше всего? Почему вы так решили? Каких предметов меньше всего? Почему вы так решили?» III часть. Игровое упражнение «Измеряем дорожки для зайчиков». У детей на листах бумаги изображения двух домиков разного цвета. К домикам ведут дорожки разной длины и разного цвета. Воспитатель предлагает детям измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Предварительно объясняет, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски, и обозначить результат измерения карточкой с цифрой. Дети измеряют дорожки. Воспитатель уточняет: «Скольким клеткам равна длина красной дорожки? Какой длины красная дорожка? Скольким клеткам равна длина зеленой дорожки? Какой длины зеленая дорожка? Какая дорожка короче: красная или зеленая? На сколько клеток красная дорожка короче зеленой? Что можно сказать о длине зеленой дорожки по сравнению с красной? На сколько клеточек зеленая дорожка длиннее красной? До какого домика зайчики добегут быстрее?» (Дети обосновывают свой ответ.) IV часть. Игровое упражнение «Найди общее название». На доске 3 ряда карточек с картинками: 1-й ряд – заяц, медведь, еж, лось, волк, лиса; 2-й ряд – сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, миска, ковш; 3-й ряд – пальто, шапка, брюки, кофта, свитер, комбинезон. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, найти общее название для предметов каждого ряда и определить их количество. Затем предлагает детям придумать аналогичные загадки и загадать их друг другу. |
| Занятие№7. стр -116
| Программное содержание • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. • Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. • Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Круги двух цветов (по 10 кругов каждого цвета), 3 полоски, равные по длине 3 кругам (см. рис. 38), 2 полоски, равные по длине 5 кругам (см. рис. 39), ватман с моделью перекрестка, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение запрещено», «Подземный переход»), 2 светофорами, маленькие куклы, машины. Рис. 38 Раздаточный материал. Счетные палочки, листы бумаги, цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради. Методические указания I часть. Игровое упражнение «Считаем по-разному». На фланелеграфе 9 кругов одного цвета и величины. Воспитатель предлагает детям сосчитать круги. Затем уточняет, что они делали, когда считали круги (от 1 до 9): «Каждый раз к новому числу прибавляли один». Воспитатель просит ребенка пересчитать круги вслух, передвигая их по одному справа налево. Воспитатель объясняет, что можно посчитать круги по-другому. Во втором ряду он кладет по 3 круга другого цвета на небольшом расстоянии друг от друга и вместе с детьми считает круги тройками и под каждой тройкой кладет полоску: «Три, шесть (жестом обводит две группы кругов), девять (жестом обводит три группы кругов). Сколько раз число три уложилось в числе девять?» Воспитатель обращает внимание на количество полосок: «Три полоски». Аналогично воспитатель показывает счет в пределах 10 пятерками. II часть. Игровое упражнение «Составим задачу». Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку в рабочей тетради (с. 6), придумать ей название («Зайчики в огороде»)и сосчитать зайчиков. Воспитатель выясняет у детей, можно ли придумать задачу про зайчиков, и уточняет ее структуру: «Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? Что такое условие задачи? Что такое вопрос в задаче? Составьте задачу о зайчиках на сложение или вычитание». Воспитатель выслушивает составленные задачи, вместе с детьми определяет их правильность и с помощью какого действия их нужно решать. Выбирает с детьми понравившуюся задачу на сложение. Дети решают задачу с помощью счетных палочек или с помощью рисования кругов разного цвета и рассказывают, как решили задачу. Затем записывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись и дают ответ на вопрос задачи. Аналогично разбирается и решается задача на вычитание. При этом счетные палочки берутся одного цвета, и заданное количество перекладывается вправо либо рисуются круги одного цвета и заданное количество зачеркивается слева. III часть. Игровое упражнение «Улицы нашего города». На листе ватмана модель перекрестка с дорожными знаками, 2 светофорами и маленькими машинами. Дороги расчерчены для двустороннего и одностороннего движения. Воспитатель вместе с детьми рассматривает модель: уточняет названия знаков и что они обозначают. Затем предлагает найти здания детского сада и школы и рассказать о том, как пройти к школе. Воспитатель просит провести детей от детского сада к школе, соблюдая правила дорожного движения, и выясняет: «В какую сторону от детского сада нужно повернуть? До какого дорожного знака дойти? (Нужно дойти до светофора.)На какой свет будем переходить дорогу? Какой свет горит сейчас? (Красный.)Что нужно делать, когда горит красный свет?(Стоять.)(Воспитатель меняет красный свет на желтый.) Что нужно делать, когда горит желтый свет?» (Стоять.) Воспитатель меняет желтый свет на зеленый. Ребята переводят детей на другую сторону и объясняют, что сначала нужно посмотреть направо и на светофор – не изменился ли свет, и только потом либо переходить дорогу, либо остановиться. Затем воспитатель спрашивает: «В какую сторону нужно продолжить движение? Где мы будем переходить дорогу?» (По «зебре» или где есть знак «Пешеходный переход».) Дети убеждаются, что нет машин или что они остановились, и переходят дорогу. Они проходят мимо «стройки» со знаком «Проход запрещен». Потом идут по улице со знаком «Проезд запрещен», переходят улицу в разрешенном месте и подходят к зданию школы. Аналогично ребята проводят детей по другому пути. Воспитатель еще раз уточняет у детей названия дорожных знаков, что они обозначают и какие знаки знают еще. |
март | Занятие 1, стр -120
| Программное содержание • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10. • Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. • Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. • Развивать внимание. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Мяч, картинка с изображением совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал. Макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы, карточки с цифрами (см. рис. 43). Методические указания I часть. Игровое упражнение «Скажи наоборот». Дети встают полукругом. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: «Впереди». Ребенок возвращает мяч и называет слово с противоположным значением. (Сзади.) Слова: высоко – низко, далеко – близко, слева – справа, вверху – внизу, большой – маленький, широкий – узкий, ночь – день, вечер – утро. II часть. Игровое упражнение «Составим задачу». Воспитатель уточняет у детей: «Из каких частей состоит задача? Сколько чисел будет в задаче? С помощью каких арифметических действий мы научились решать задачи?» Воспитатель предлагает составить задачу на вычитание. Выслушивает задачи и вместе с детьми выбирает одну из них для решения. Предварительно спрашивает: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повторите задачу еще раз. Нарисуйте на листе бумаги решение задачи с помощью круга и точек внутри него». Ребенок на доске рисует модель решения задачи. Остальные дети проверяют ее правильность. Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает «записать» решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков. Ребенок выполняет запись на доске, остальные дети проверяют, читают запись и отвечают на вопрос задачи. Воспитатель предлагает проверить ответ по модели на доске путем пересчитывания точек: «Сколько было…? Сколько убрали? Сколько осталось?» (Дети формулируют ответ на вопрос задачи.) III часть. Игровое упражнение «Когда сова ложится спать?». Воспитатель обращает внимание детей на модель часов и спрашивает: «Сколько стрелок на часах? Чем они отличаются? Что показывает короткая (длинная) стрелка?» Воспитатель показывает детям картинку с изображением совы, уточняет название птицы и предлагает детям установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения. Читает стихотворение: Дети устанавливают время на своих макетах часов и рассказывают о положении стрелок. IV часть. Игровое упражнение «Чаепитие у совы». Воспитатель повторяет строчки из стихотворения: Семь показывают стрелки — Воспитатель уточняет: «На сколько частей надо разделить торт? Как правильно это сделать? (Разделить торт пополам, затем каждую часть разрезать еще раз пополам и, наконец, каждую часть разделить еще на две части.) Какая часть достанется каждому? (Одна восьмая.)Что больше: целое или одна восьмая часть? Что меньше? А теперь покажите две восьмых (четыре восьмых). Как еще можно назвать четыре восьмых?» (Одна вторая.) V часть. Дидактическая игра «Путаница». У детей на листах бумаги написаны цифры, наложенные друг на друга (см. пример на рис. 43): Рис. 43 Воспитатель просит детей разными цветными карандашами закрасить цифры, которые они увидели на рисунке |
| Занятие 5, стр-130
| Программное содержание • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. • Развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, мяч, карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах, бубен, на доске в клетку образец узора (см. рис. 55). Раздаточный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку, карандаши. Методические указания I часть. Дидактическая игра «Назови предметы такой же формы». Воспитатель вспоминает с детьми названия знакомых геометрических фигур и предлагает поиграть. Дети встают в круг. Воспитатель называет геометрическую фигуру и передает мяч ребенку, который называет предмет такой же формы (квадрат – картина, шар – мяч и т. д.), называет другую геометрическую фигуру и передает мяч следующему ребенку. II часть. Игровое упражнение «Составим задачу». На доске модель задачи (см. рис. 54). Рис. 54 Воспитатель предлагает детям определить, на какое арифметическое действие будет задача, обосновать свое предположение, назвать числа, которые будут использоваться в задаче. Дети составляют задачи. Воспитатель выслушивает детей и вместе с ними выбирает задачу для решения. Вызванный ребенок повторяет свою задачу. Дети определяют структуру задачи, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись, отвечают на вопрос задачи и обосновывают свое решение. Физкультминутка «Пляшущие человечки» Воспитатель поочередно показывает детям карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах и предлагает воспроизвести их. После выполнения каждого задания дети делают подскоки под бубен. III часть. Игровое упражнение «Ставим кирпичики в ряд». На доске образец узора (см. рис. 55). Рис. 55 Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок и уточняет: «Что изображено на рисунке?(Прямоугольник.)Чему равна короткая (длинная) сторона прямоугольника? Где расположены короткие стороны? (Вверху и внизу.)Где расположены длинные стороны? (Справа и слева.)Сколько клеток пропущено между прямоугольниками?» Воспитатель показывает последовательность выполнения рисунка, определяет с детьми в тетрадях точку отсчета. Воспитатель предлагает под «кирпичиками» нарисовать узор из прямых и наклонных линий. Затем оценивает работы детей, а дети рисуют соответствующие солнышки. IV часть. Дидактическая игра «Сколько вместе?». На доске дана схема с изображением геометрических фигур (см. рис. 56). Рис. 56 Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры нарисованы в кругах? Сколько кругов? Сколько треугольников? Сколько элементов в первом круге? Сколько элементов во втором круге? В первом круге группа фигур состоит из четырех элементов, во втором круге – из шести элементов. Что нам показывает большой круг? (Большой круг показывает, что две группы составляют одну целую большую группу.)Что надо сделать с двумя группами фигур? (Две группы надо объединить, соединить вместе.) Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы получить целое?» (Действие сложения.) Дети ставят в пустые квадраты карточки с цифрами в соответствии с количеством элементов в группе и в двух группах вместе и знаки «+» и «=». Воспитатель поясняет действия детей |
апрель | Занятие№1, стр -138
| Программное содержание • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. • Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. • Развивать внимание, память, логическое мышление. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Карточки с цифрами 8 и 10, 3 обруча, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные, синие, желтые), 2 карточки с изображением моделей задач (см. рис. 61), песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты, фишки, 2 картинки с изображением матрешек, отличающихся друг от друга (см. рис. 60). Раздаточный материал. Тетради в клетку, 2 набора карточек с цифрами и арифметическими знаками, карандаши. Методические указания Дети делятся на 2 команды. I часть. Дидактическая игра «Найди различия». У каждой команды картинка с изображением матрешек (см. рис. 60). Рис. 60 Воспитатель предлагает детям найти отличия между матрешками в течение 3 минут (ставит песочные часы). По истечении времени команды поочередно называют различия. За каждое правильно найденное различие воспитатель дает команде фишку. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек. II часть. Игровое упражнение «Составь задачу для друзей». На столе воспитателя 2 карточки с изображением моделей к задачам на сложение и вычитание (см. рис. 61). Рис. 61 Воспитатель предлагает каждой команде выбрать модель и составить по ней задачу для другой команды в течение 1 минуты (устанавливаются песочные часы). Команды представляют свои задачи и обосновывают правильность их составления. Воспитатель оценивает результаты работы фишками. Команды решают задачи, записывают их решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопросы задач и обсуждают правильность решения. За правильное решение задачи воспитатель дает команде фишку. III часть. Игровое упражнение «Рисуем и измеряем линии». В тетради дети определяют точку начала выполнения нового задания, отсчитав от предыдущего задания 4 клетки вниз. Воспитатель дает каждой команде карточку с цифрой, обозначающей количество клеток в отрезке (8 и 10), и предлагает нарисовать отрезок соответствующей длины. Воспитатель уточняет: «Сколько клеток в вашем отрезке? Чему равна длина отрезка?» Дети выкладывают ответ на доске при помощи цифр 8 и 10. Затем дает задание: «Разделите отрезок на части, равные двум клеткам. Сколько пар клеток уложилось в длине отрезка?» (В отрезке восемь клеток – четыре пары, десять клеток – пять пар.) Вызванные дети выкладывают на доске ответы с помощью карточек с цифрами. Воспитатель спрашивает: «Почему получилось разное количество пар клеток?» (Длина отрезков разная.) Правильность выполнения задания оценивается фишкой. IV часть. Эстафета фигур (блоки Дьенеша). Перед командами на полу лежат три обруча, пересеченные между собой. В каждом обруче набор фигур: в первом обруче – желтые круги, треугольники и квадраты; во втором обруче – квадраты разного размера и цвета; в третьем обруче – большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие). Воспитатель задает детям вопросы: «Какие фигуры лежат в обручах? Чем похожи фигуры в каждом обруче? Чем отличаются фигуры в каждом обруче?» Далее проводится эстафета: какая команда быстрее заполнит «окошки». Первая команда кладет в «окошко» большие и маленькие квадраты желтого цвета, вторая – большие квадраты разного цвета. («Какие фигуры будут в пустых „окошках“?») Дети обосновывают свои действия. |
| Занятие 7 стр-151 | Программное содержание • учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. • умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. • Развивать внимание, память, логическое мышление. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал. Мяч, 1 квадрат, 4 прямоугольных треугольника. Раздаточный материал. Цветные карандаши, тетради в клетку с образцом узора (см. рис. 75), конверты с разрезанными квадратами (1 квадрат и 4 прямоугольных треугольника; см. рис. 76), карточки с цифрами и арифметическими знаками. Методические указания I часть. Игровое упражнение «Считай дальше». Дети встают в колонну. По заданию воспитателя они над головой передают мяч назад и называют числа от 1 до 20, а затем передают мяч между ногами вперед и называют числа в обратном порядке. II часть. Игровое упражнение «Составим задачу». Дети в тетрадях отсчитывают три клетки вниз от предыдущего задания. Воспитатель дает задание: «Красным карандашом поставьте точку и проведите отрезок длиной в три клетки. Возьмите синий карандаш и продолжите его: нарисуйте отрезок, равный семи клеткам. На какие арифметические действия может быть составлена задача?» (Сложение или вычитание.) Дети составляют задачи и соединяют дугами три и семь клеток в зависимости от арифметического действия. Воспитатель выслушивает составленные задачи и уточняет: «На какое арифметическое действие задача? Правильно ли составлена задача?» Дети выбирают задачу на сложение, которую будут решать, повторяют ее, определяют структуру, выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись, отвечают на вопрос задачи и обосновывают ее решение. Аналогично дети выбирают и решают задачу на вычитание. Физкультминутка Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие действия. Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».) Рис. 75
Воспитатель предлагает детям дорисовать узор до конца строки и украсить его точками, линиями, геометрическими фигурами и т. д. IV часть. Игровое упражнение «Собираем коврик». У детей в конвертах разрезанные квадраты (см. рис. 76). Рис. 76
Воспитатель с детьми рассматривает и определяет геометрические фигуры. Предлагает детям сделать для бабушки коврик квадратной формы из частей фигуры. Вызванный ребенок выкладывает его на доске. После выполнения задания дети рассказывают, из каких геометрических фигур они составили коврики.
|
май | Диагностика: | выявить знания детей посредством дидактического материала в конце года. (Комплексная диагностика уровней освоения программы. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – подготовительная группа). |
Подготовила воспитатель подготовительной группы № 7 Дожулаа У.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...