Игры на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста
картотека

Татьяна Андреевна А.

Игры на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста

«Аист»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Ход игры: Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.


«Динамические картинки»

Цель: Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Оборудование: Магнитная доска, изображение ёлки, берёзки, гриба, кустика, зайца, белки, вороны, ежа, домика.

Ход игры: На магнитной доске выставляется ёлка. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввод детей в игровую ситуацию:

- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по заданию:

Например: - Берёзка справа от ёлки.

- Ворона над ёлкой.

- Заяц слева от ёлки.

- Лиса идёт к ёлке.

- Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

- Грибок под ёлкой.

- Домик за ёлкой.

- Белка на ёлке.

В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения.


«Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.) 

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.


«Где правая, где левая?»

Цель: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «Налево» (или «Направо») играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается, выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры.

Если будет благоприятная погода, игру можно провести на свежем воздухе


«Как растут овощи»

Цель: Учить правильно использовать пространственные понятия вверх, вниз, над. Закрепить знание овощей.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.

«На, над, под»

Цель: Учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение.

Оборудование: Изображение дерева, солнышка, облака, птички, ежа, цветов, грибов, травы.

Ход игры: Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава.

Воспитатель предлагает детям все предметы разместить на дереве, под деревом или над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно располагают над, под, на дереве, комментируя свои действия.


 «Сделай так, как я скажу»

Цель: Закрепить пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах. Развитие внимания, моторики.

Оборудование: У детей геометрические фигуры и лист бумаги, у воспитателя такие же фигуры, но большего размера.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить лист бумаги перед собой. Дальше задает задание. Например, круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, верху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил все фигуры.


«Куда пойдешь и что найдешь?»

Цель: Закрепить значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Способствовать развитию воображения, образного мышления, пополнению словарного запаса.

Оборудование: Зайчонок, кукла, мышонок, мяч.

Ход игры: Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы.

Играющий выбирается с помощью считалки:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Затем воспитатель говорит: — Направо пойдешь — куклу найдешь; налево пойдешь — зайчонка найдешь; вперед пойдешь — мышонка найдешь; назад пойдешь — мячик найдешь. Куда ты пойдешь? Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает, куда пошёл и где ее нашёл. Игра повторяется 4-5 раз со сменой играющего.


 «Что? Где?»

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию сообразительности, быстроты мышления.

Оборудование: Мяч

Ход игры: Дети образуют круг. По жребию выбирают ведущего, который встает в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим и игра продолжается. Воспитатель помогает детям придумать задания (может сказать это ребенку «на ушко»).

Задания могут быть такими: кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева? Если дети не умеют ловить мяч, в таком случае они, могут его прокатить, или вместо мяча можно использовать платочек.

Советы воспитателю: Как выбирать ведущего по жребию? Первый вариант. Один из ведущих прячет предмет в руке. Тот, кто нашел его, становится ведущим. Второй вариант. У воспитателя в руке столько палочек, сколько играющих. Одна из них должна быть короче всех. Кто ее вытянет, тот становится ведущим.

«Посади правильно»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Закрепить знания об овощах и фруктах.

Оборудование: Фланелеграф, изображения деревьев, грядок, овощей и фруктов.

Ход игры: На столах у детей лежат плоскостные цветные изображения фруктов и овощей. На фланелеграфах размещены: грядка — слева, деревья — вверху, внизу, справа. Задание. «Разложи на фланелеграфе так: овощи посади на грядку, фрукты размести на деревья. Расскажи, где расположена грядка, деревья. Что на них растет?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство родителей с различными способами развития умения ориентироваться в пространстве у детей в средней группе"

Консультация для родителей "Знакомство родителей с различными сособами развития умения ориентировваться в пространстве у детей средней группы"...

Дидактические игры на умение ориентироваться в пространстве

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве для средних групп....

Дидактические игры на умение ориентироваться в пространстве.

Картотека дидактических игр на развитие умения ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста....

Памятка для родителей «Игры на развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность. В которой...