Игра "Знатоки математики"
учебно-методический материал по математике

Кульбацкая Марина Петровна

Методическое объединение для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_znatoki_matematiki.docx702.77 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов «Знатоки математики»

Цель:

• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

• Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.

• Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

Ход игры

Без математики, друзья,

Никак нам не прожить:

Ничто не сможем посчитать,

Ничто нельзя сравнить.

Нам математика дана

Уж много сотен лет.

Ведь даже мамонтов считал

Древнейший человек.

А первый поезд, самолет

Ракета в первый путь

Без математики, друзья,

Могли с пути свернуть.

Без математики нельзя

Нам ничего купить.

Ведь деньги очень любят счет,

Не устают твердить.

В школе математика является наиболее трудным учебным предметом. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика- трудная дисциплина. Задача педагога –дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить материал.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательными, с удовольствием выполняли задания? Об этом мы сегодня и поговорим. Думаю, вы согласитесь, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагогов в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определенной терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Давайте проверим ваши знания, уважаемые педагоги.

Сегодня мы проводим деловую игру «Знатоки математики»

Для этого мы разделимся на две команды педагогов : «Почемучки»  и «Любознайки». Затем мы подведём итоги.

Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что бы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? 

Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких же с разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Я вам зачитываю терминологию, а вы отгадываете и записываете на листочек, что это за раздел. 

  1. Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).
  2. Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).
  3. Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).
  4. Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).
  5. Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).

Второе испытание.

“Разминка”

 Разминка представлена в виде задач. 

1 задача: Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей). 

2 задача: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине? (Одно яблоко отдать вместе с корзиной). 

3. Конкурс “Отвечай-ка”.

Команды по очереди отвечают на вопросы

Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.

Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

Чтобы ребенок усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарем. (точность фраз, выражений) Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

1. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (Величина).

2. Очертание, наружний вид предмета. (Форма).

3. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (Геометрическая фигура).

4. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время).

5. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство).

6. Она бывает счетная и вычислительная. (Деятельность).

7. Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).

8. Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).

9. Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).

10. Система знаков для записи чисел (цифра)

 

4. Конкурс «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ»

Педагогам 1 команды:

1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)

2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)

3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)

4. Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)

5. Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.)

Педагогам 2 команды:

1. В бочонке – 10 ложек мёда. Сколько детей может отведать этот мёд? (обратить внимание, что не сказано, по сколько мёда получит каждый ребёнок).

2. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).

3. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть?

4. В 12 ч. ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?

5. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (пройдёт 2 года, следовательно, брату будет 8 лет).

5 конкурс «Блицтурнир».

 Командам по очереди задаются вопросы достаточно в быстром темпе (за правильный ответ бал):

сколько хвостов у четырех котов? 4

сколько ног у воробья? 0

сколько ушей у пяти журавлей?10

сколько лап у двух ежат? 8

чего на поле больше ромашек или цветов? цветов

кого в лесу больше медведей или зверей? зверей

снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?

6 Конкурс «ПОДУМАЙ ХОРОШЕНЬКО»

Д/и «Танграм». Приглашаются капитаны команд, которые из геометрических фигур выкладывают по образцу (у каждого своя схема) Назовите, что получилось у каждого?

Работа с палочками

1 часть (надо сложить дом по образцу)

2 часть (переложить одну палочку, чтобы дом повернулся в другую сторону)

(Сравнить с образцами на слайде)

7.Конкурс графический

1кл.вправо,1кл вниз,1 кл.право,1 кл.вниз,1кл.право,1кл вниз,1кл право,3кл.вниз,3кл.влево,1кл.вниз, 5 кл.право,1кл.вниз,1кл.влево, 1кл.вниз, 1кл.влево, 1кл.вниз,

7 кл.влево,1 кл.вверх, 1кл.влево, 1кл.вверх, 1кл.влево,1кл.вверх, 5 кл.право,7кл.вверх.

Какая команда первая закончила?

Что у вас получилось?


Конкурс «Черный ящик»

 
Вносится “Черный ящик”

Задание обеим командам предлагается отгадать, что находится в черном ящике:

Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. 

Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток её собрать. (Кубик-рубик).

Деловая игра подошёл к концу. И пока жюри подводит итоги, мы с вами пройдем не большой тест.

«14 признаков того, что вы воспитатель»

(шуточный тест для воспитателей)

1. Вы несёте из дома всё, что может пригодиться в детском саду (краска, молоток, компакт. диски, книги.)

2. ВЫ приносите в дом массу бесполезного, с точки зрения нормальных людей, ваших близких и знакомых, которые с опасением наблюдают за тем, как растёт гора "всего очень "нужного "в вашей квартире".

3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с вами, хотя не числится в штате. Работают тихо, жалея вас, а иные проклиная ваш детский сад.

4. Участь вашего ребёнка ждать. у кабинета, в группе, дома. Ждать терпеливо и молча!

5. Люди, далёкие от образования, не понимают, когда вы говорите о своих 25 детях и 50 родителях.

6. Каждая неформальная встреча с коллегами, перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что вы всё время клянётесь, о садике и работе не говорить.

7. Чужих денег в вашей сумочке всегда гораздо больше, чем своих. (На ремонт группы, участка, на театр).

8. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему занятию.

9. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые вам не позволяет совесть-подарки же!

10. С вами здоровается половина района, и эта же половина оценивает: как вы? С кем вы? И где вы?

11. Вы умеете красить, белить, забивать гвозди, клеить, чинить мебель, работать в две смены, уговаривать, ходить на работу больной и входить в чьё-то положение.

12. Вы не умеете-толково отдыхать, говорить "нет" администрации, проходить мимо книжных витрин.

13. В жизни во много раз больше поводов для празднования, чем у других: начало учебного года, день дошкольного работника, утренники, новый год,8 марта, конец учебного года, и столько же поводов для головной боли.

14. Вы никак не можете определиться с 1 сентября: принимать поздравления или соболезнования?

Если всё это о вас, то вы настоящий педагог!

 Слово жюри. 

Заключение:

На экране вы видите, как выглядит модель успешной НОД по ФЭМП.

И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.

Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.

Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...