Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием блоков Дьенеша.
методическая разработка по математике (младшая группа)
План кружковой деятельности с младшими дошкольниками (2-4 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_mladshih_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_blokov_denesha.docx | 951.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №20
Сенсорное развитие дошкольников
с использованием блоков Дьенеша
(кружковая деятельность с младшими дошкольниками)
Составитель:
воспитатель МБДОУ №20
Осипова И.А.
с. Николо-Павловское
2019-2020
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.
Цель: Развитие сенсорных способностей и ознакомление детей младшего дошкольного возраста со свойствами предметов посредством логических блоков Дьенеша.
Задачи:
- Формировать умение выбирать нужные фигуры;
- Учить характеризовать блоки по 2-3 признаком: форма и цвет, форма и размер.
- Учить соотносить фигуры на картинке с блоками, применять метод наложения.
- Формировать умение работать парами, развивать коммуникативные навыки.
Методический инструментарий: Для достижения поставленной цели составлены специальные игры по сенсорному развитию детей с использованием универсального дидактического материала – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Для детей младшего дошкольного возраста используются игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.
Планируемые результаты: К концу учебного года дети самостоятельно могут выделять и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно выделять в предмете 2-3 признака.
Тематический план
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Знакомство с блоками Дьенеша | |
2-3 | Большой – маленький | |
4 - 5 | Красный цвет | |
6 - 7 | Желтый цвет | |
8 - 9 | Синий цвет | |
10 - 11 | Круг | |
12 - 13 | Треугольник | |
14 - 15 | Квадрат | |
16 | Подарок папе | |
17 | Дорожка для зверят | |
18 | Бусы для мамы | |
19 - 20 | Прямоугольник | |
21 | Домики | |
22 | Угощение для кукол | |
23-25 | Зоопарк | |
26 | Транспорт | |
27 | Правила дорожного движения | |
28 | Лягушка | |
29 | Цветы на поляне | |
30 | Лето |
Тематический план организованной деятельности
№ | Тема | Программное содержание | Дидактические игры | Оборудование |
1 | Знакомство | Познакомить детей с блоками. Дать возможность рассмотреть каждую фигуру. Развивать любознательность, внимание. | «Поиграй» | Блоки |
2-3 | Большой – маленький | Познакомить с понятием «Величина». Учить различать большие и маленькие фигуры, выбирать их из общих фигур. Развивать внимание, память, любознательность. | «Принеси большие» «Разложи большие и маленькие» «Найди маленькие» «Разложи» «Построй башню из маленьких фигур» | Блоки. Картинки с изображением большой и маленькой кукол Две машины: большая и маленькая |
4 | Красный цвет | Познакомить детей с красным цветом. Учить выбирать фигуры красного цвета из набора. Показать, какие предметы рядом красного цвета. | «Что бывает красным» «Выбери все красные» «Выложи цветочек» | Блоки. Карты «Цветок» |
5 | Красный цвет | Формировать навык выделять красный цвет в предметах группы и выбирать фигуры красного цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький» | «Принеси красный…» «Красная конфета» | Блоки. Предметы в группе. Карта «Конфеты» |
6 | Желтый цвет | Познакомить детей с желтым цветом. Учить находить предметы желтого цвета в группе, выбирать из всех фигур только желтые. | «Что бывает желтым?» «Принеси желтый…» «Цыпленок» | Блоки. Предметы в группе. Карта «Цыпленок» |
7 | Желтый цвет | Формировать навык выделять желтый цвет в предметах группы и выбирать фигуры желтого цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький» | «Принеси желтые…» «Собери картинку» | Блоки Карты «Желтая страна» |
8 | Синий цвет | Познакомить детей с синим цветом. Учить находить предметы синего цвета в группе, выбирать из всех фигур только синие. | «Что бывает синим?» «Принеси синие…» «Василек» | Блоки Предметы в группе Карты «Василек» |
9 | Синий цвет | Формировать навык выделять синий цвет в предметах группы и выбирать фигуры синего цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький» | «Кто больше?» «Собери картинку» | Блоки Карты «Синяя страна» |
10 | Круг | Познакомить детей с геометрической фигурой «круг» и что вокруг нас есть круглое. Учить выбирать круги из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры. | Круг «Что бывает круглым?» «Найди круги» «Собери картинку» | Блоки Брошюра «Что бывает круглым?» Карты «Бабочки» |
11 | Круг | Формировать навык находить круглые предметы в комнате, накладывать круги на рисунок. | «Что бывает круглым?» «Принеси круглое» «Гусеница» | Блоки Брошюра «Что бывает круглым?» Карты «Гусеницы» |
12 | Треугольник | Познакомить детей с геометрической фигурой «треугольник» и что вокруг нас есть треугольное. Учить выбирать треугольники из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры. | Треугольник «Что бывает треугольным?» «Найди фигуры» «Собери картинку» | Блоки Брошюра «Что бывает треугольным?» Карты «Елка» |
13 | Треугольник | Формировать навык находить треугольные предметы в комнате, накладывать треугольники на рисунок. | «Что бывает треугольным?» «Чего не стало?» | Блоки Брошюра «Что бывает треугольным?» Карты |
14 | Квадрат | Познакомить детей с геометрической фигурой «квадрат» и что вокруг нас есть квадратное. Учить выбирать квадраты из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры. | Квадрат «Что бывает квадратным?» «Собери картинку» | Блоки Брошюра «Что бывает квадратным?» Карты |
15 | Квадрат | Формировать навык находить квадратные предметы в комнате, накладывать квадратные фигуры на рисунок. | «Что бывает квадратным?» «Чего не стало?» | Блоки Брошюра «Что бывает квадратным?» Карты |
16 | Подарок папе | Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет. | Беседа о празднике. Игра «Что подарить папе?» Игра «Собери картинку» | Фотографии пап Карты, блоки |
17 | Дорожка для зверят | Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет. | Мотивационная беседа Игра-размышление «Как добраться до зверят?» Работа с блоками и картами | Блоки, игрушки-звери (киндеры) Карты |
18 | Бусы для мамы | Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет. | Беседа о празднике. Игра «Что подарить маме?» Игра «Собери картинку» | Фотографии мам Карты, блоки |
19 | Прямоугольник | Познакомить детей с геометрической фигурой «прямоугольник» и что вокруг нас есть прямоугольное. Учить выбирать прямоугольники из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры. | Прямоугольник «Что бывает прямоугольным?» «Найди фигуру» | Блоки Брошюра «Что бывает прямоугольным?» Карты |
20 | Прямоугольник | Формировать навык находить прямоугольные предметы в комнате, накладывать прямоугольные фигуры на рисунок. | «Что бывает прямоугольным?» Игра «Принеси прямоугольное» «Чего не стало?» | Блоки Брошюра «Что бывает прямоугольным?» Карты |
21 | Домики | Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет. | Беседа о доме Игра «Собери картинку» | Картинки «Дома бывают разные» Карты, блоки |
22 | Угощение для кукол | Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет. | Игра «Идем в гости» Упр-е «Угощаем куклу» | Блоки, куклы в одежде трех цветов, посуда для них соответствующих цветов, игровой материал. |
23 | Зоопарк | Познакомить детей с жителями зоопарка. Продолжать учить выбирать из общего количества фигур только нужные для работы. Учить называть фигуры по двум свойствам. | Игра «Зоопарк» Игра «Кого не стало?» Упр-е «Слоненок» | Блоки, фигурки животных (киндеры), Карты. |
24 | Игра «Зоопарк» Игра «Какая фигура спряталась» Упр-е «Жираф» | Блоки, фигурки животных (киндеры), Карты. | ||
25 | Игра «Зоопарк» Игра «Найди меня» Упр-е «Верблюд» | Блоки, фигурки животных (киндеры), Карты. | ||
26 | Транспорт | познакомить детей с самолетом, как видом пассажирского транспорта. Продолжать учить выбирать только нужные фигуры. | Беседа о самолете, рассматривание игрушки П\И «Самолеты» Упр-е «Самолет» | Блоки, игрушка «Самолет», Карты |
27 | Правила дорожного движения | Познакомить детей с правилами дорожного движения, формировать навык соблюдать их на дороге. Отрабатывать навык выбирать и выкладывать только нужные фигуры. | Игра «На дороге» Игра «Возьми, какой скажу» Упр-е «Машина» | Блоки, маленькие машины, коврик «Дорога», Карты |
28 | Лягушка | Познакомить детей с обитателями водоемов, учить выкладывать картинку с разными фигурами, выбирать только нужные, характеризовать и называть по двум свойствам. | Беседа о лягушке, чтение стихотворения, рассматривания картинки. П\И «Лягушки» Упр-е «Лягушки» | Картинка, блоки, Карты |
29 | Цветы на поляне | Формировать навык выкладывать нужные фигуры на карту, рассказывать о фигуре. | Беседа о цветах Игра «Что загадала» Упр-е «Цветы» | Блоки, карты, картинки весенних цветов. |
30 | Лето | Познакомить детей с временем года – лето, учить выделять характерные приметы лета. Формировать навык выкладывать нужные фигуры, характеризуя их по двум свойствам. | Беседа о лете. Рассматривание картинок Игра «Что загадала?» Упр-е «Лето» | Блоки, карты, картинки «Лето» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по развитию логического мышления у старших дошкольников с использованием блоков Дьенеша
методическая разработка...
"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...
«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»
Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».Тип проекта: познавательно – творческий.Образ...
Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».
Цель мастер - класса: Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.Язык математики – это язык абстракции, логики и...
Развитие познавательной активности у дошкольников через использование блоков Дьенеша.
Развитие познавательной активности у дошкольников через использование блоков Дьенеша. На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость...
Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе
Цель:Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе с использованием блоков Дьенеша.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе с использованием блоков Дьенеша.Тема « Путешествие на волшебном автобусе»....