Играем в математику!Статья о развитии у дошкольников математических представлений.
статья по математике (средняя группа)

Силантьева Мария Борисовна

По федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования любой проект – это не программа обучения, а программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proekt.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Силантьева М.Б., воспитатель

ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида

 Пушкинского района  Санкт-Петербурга

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных требованиях.

По федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования любой проект – это не программа обучения, а программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей.

Через проектную деятельность:

  1. Можно не только передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями в решении новых познавательных и практических задач.
  2. Опираясь на основную естественную деятельность ребёнка – игру – сформировать у него коммуникативные навыки и умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее.)
  3. Реализуется инициатива ребёнка – это значимо для развития умения детьми пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

 Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

   В дошкольном возрасте интерес проявляется в расположенности ребенка к познавательной деятельности. На начальном этапе интерес - это стремление ознакомиться с предметами как можно полнее, выделить их внешние свойства и признаки; позднее ребенок пытается «проникнуть вглубь», узнать и проследить связи и отношения между предметами и явлениями. Так постепенно интерес к предметам перерастает в познавательный интерес в собственном смысле, в желание узнать, понять и объяснить окружающий мир. Развитие интереса идёт по разным направлениям, и характеризуются постепенным усилением его действенности, активности, устойчивости, глубины и направленности.  Формирование интереса происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагогом. Какую бы учебно-воспитательную задачу не решал педагог, он одновременно содействует возникновению детских интересов и их развитию.

Если ориентироваться на природу ребёнка, на его возрастные особенности, то лучшая математика для него — это математика реальной жизни, а не различные развивающие-обучающие-опережающие методики, предполагающие сидение за партами с рабочими тетрадями. Ведь стоит приглядеться повнимательнее, и можно увидеть, что вся наша жизнь пронизана математикой. Если дети не изолированы от жизни, а включены в неё вместе с нами, то они так же, как и мы, погружены и в мир математики. И задача взрослого в этот период жизни ребёнка — не найти какую-то чудо-методику, а раскрыть для него этот мир, обозначить эту математическую грань обыденной жизни и мира вокруг. Это очень интересная, творческая задача — научиться видеть математику в жизни и говорить о ней с детьми на понятном им языке.

Элементарные математические представления в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются тогда, когда они становятся неотъемлемой частью интересной игры или деятельности, понятной ребёнку, значимой для него. Это усвоение не абстрактно-теоретическое, а сугубо конкретное, практическое. Осмысление происходит через проживание, а не через логическое понимание. Формирующийся таким образом математический опыт (специально называю его опытом, а не знанием, чтобы подчеркнуть его неотделимость от реальной жизни), конечно, пока несколько разрознен, не сложен в единую стройную научную систему, но это сейчас и не нужно, потому что научное мышление не свойственно данному возрасту. Никакие научные понятия дошкольник не в состоянии осмыслить настолько глубоко, как этот свой первый математический опыт. А придать ему форму стройной системы — это задача начальной школы, уже следующего этапа (в идеале, от которого реальность существующей государственной системы образования, увы, очень сильно отличается).

   Согласно мнению Л.Н.Вахрушевой, «познавательный интерес к математике» - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к математике, проявляющиеся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

Формирование элементарных математических представлений должно осуществляться на основе эмпирических методов, проблемно-поисковых ситуаций. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников. Следует так организовывать познавательную деятельность детей, чтобы она способствовала их развитию. Взрослые должны направлять проявления детской активности, а также создавать такие ситуации, в которых дошкольники ощущали бы радость открытий. Эта тема актуальна для дошкольного учреждения, так как большинство воспитанников имеют низкий уровень развития математических представлений. Таким образом, формированию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

   Метод проектов -система обучения, в которой знания и умения приобретаются в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Исходный лозунг основателей проектного обучения: "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагает изначальное использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

   Реализация проектов строится на следующих принципах: системности, доступности, научности, учета индивидуальных особенностей, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

   Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных, с развитием элементарных математических представлений, невозможно решать только в рамках детского сада, знания, полученные в ходе занятий, игр нужно закрепить, расширить. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Родители воспитанников - наши единомышленники. Они понимают, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения элементарных математических представлений ребенок должен не просто усвоить, но обязательно видеть их применение в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду, и даже агрессию.

Проектная деятельность на практике показывает свои преимущества и эффективность. Кроме того, способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Проектная деятельность на практике показывает свои преимущества и эффективность. Кроме того, способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Литература:

1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

2. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

3. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.

4.Усова А.П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.

5. Тихомирова Л.Ф., Пасов Л.В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Ярославль, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие у дошкольников математических представлений через сказку"

Как использовать сказки при формировании элементарных математичеких представлений? Ответ на этот вопрос вы найдете в этой статье....

ИГРА «Путешествие по сказкам» Познавательное развитие ( формирование элементарных математических представлений) в средней группе

Задачи:1.    Образовательные:·        Обеспечить  уточнение знаний о количественном и порядковом счете, умение распознавать цифры до 5 и соотноси...

Игра «В лесной школе» Познавательное развитие ( формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе

Задачи: Образовательные: закрепить навыки счета предметов в пределах 10 (количественный и порядковый счет), ориентироваться в пространстве (впереди, позади, слева, справа, между), составлять и решать ...

Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.Основной ...

Статья на тему: «Роль игры в развитии у дошкольников математических представлений».

    В данной статье раскрывается роль игры в развитии  у дошкольников математических представлений. В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на ...

Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений

Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений...