Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Агаджанян Татьяна Сергеевна

Вид деятельности:  Игровая деятельность (сюжетно-дидактическая игра) - "Алиса в стране Математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_alisa.docx959.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

«Алиса в стране математики»

Вид деятельности: Игровая деятельность (сюжетно-дидактическая игра)

Цель: Формирование первичных элементарных  математических представлений.

Задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
  • Развивать познавательные действия; стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность, воображение и творческую активность
  • Формировать познавательную сферу личности ребенка посредством исследовательской деятельности.
  • Закреплять названия и знание внешнего вида геометрических фигур.
  • Закреплять навыки количественного, порядкового счета в  пределах 10; закреплять знание и применение понятия «следующее», «предыдущее» число.
  • Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, зрительной памяти, воображения, конструктивного мышления.
  • Продолжать развивать пространственное мышление, определять местоположение предмета  и выражать его словами: на, над, слева, справа, вверху, внизу, между; совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать у детей способность активного общения со взрослым, желание  с интересом отвечать на вопросы, совместно находить выход из проблемных ситуаций.
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать способность выдвигать гипотезу и аргументировать свои высказывания.

Ход НОД

Этапы НОД

Действия педагога и детей(предполагаемые ответы детей)

Мотивационный этап (1 мин)

Внимание детей привлекает анимационный слайд

E:\Апрель\Презентация\улыбка кота.jpgE:\Апрель\Презентация\кот.jpg

Голос кота:-Внимание! Внимание! Срочно нужна помощь! Помогите!!!

Воспитатель:Что происходит? (Дети подходят к экрану)

 Ребята, кто это? (Чеширский кот из сказки «Алиса в стране чудес»)

-Уважаемый Чеширский кот! Что случилось?

Голос кота:Ребята, потерялась Алиса! Ее пригласили в гости, она ушла. А вот в какую страну она попала, я не знаю. Нужны смелые путешественники, которые справятся с трудными заданиями, не испугаются серьёзных испытаний.

Ориентировочный этап (2 мин)

Хотите отправиться в путешествие? А Вы справитесь?Как  же мы это сделаем? (пройдем трудные  испытания, выполним задания, найдём ключи-подсказки).  Правильно, ребята, поиск ключей-подсказок – это и будет поиск Алисы. Найдём все ключи, тогда и поймём, в какую страну отправилась Алиса!

Исполнительский этап (15 мин)

E:\Апрель\Презентация\вода журчит.jpg1слайд -  Журчит вода

Голос воды:Я знаю подсказку. Если вы мне расскажите, какой я формы, то я с удовольствием вам ее подарю. Помогу вам. Помогите и вы мне!

(На экране появляется картинка с емкостями для воды различной формы, стол).

E:\Апрель\Презентация\колбы2.jpgE:\Апрель\Презентация\стол.jpg

-Ребята, посмотрите и подумайте,  как же нам выполнить просьбу воды, чтобы получить первую подсказку?(О.Д…. налить жидкость в разные сосуды, перелить воду, переставить колбы) Воспитатель подводит детей к выводу, что необходимо провести опыт с водой, и опытным путем выяснить,  какую форму имеет вода.

Опыт «Вода не имеет формы»

Цель: Опытным путем доказать, что вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Материалы:  Кувшин, наполненный водой, емкости различной формы и различного размера,

Процесс:Детипереливают воду из кувшина (чайника) в емкости разной формы. При этом наблюдают, какую форму приобретает вода в том или ином сосуде.

C:\Users\user\Desktop\image003.png

Вывод:  Подвести детей к выводу, что вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вода выполнила своё обещание, и подарила нам первый ключ-подсказку.Только где же нам его искать?(О.Д.) (На экране появляется картинка-подсказка)

E:\Апрель\Презентация\колба.jpg

(1)(Дети находят часть пазлав пустой емкости и кладут  в корзину)

(Внимание на экран!)

E:\Апрель\Презентация\лабиринт.jpgE:\Апрель\Презентация\сундучок.jpg

(На экране появляется  лабиринт и волшебный сундучок)

Воспитатель: Подумайте, что мы должны сделать?(открыть сундук, нарисовать лабиринт, пройти по лабиринту…) Воспитатель подводит детей к решению, что следующая подсказка спрятана в сундучке. А откроется он только тогда, когдадети выполнят следующее задание, связанное  с лабиринтом.(подберут ключик к замку)

E:\Апрель\Презентация\кролик1.jpg

Говорит Кролик:Я надеюсь, мои дорогие путешественники, Вы догадались, что следующая подсказка спрятана в сундучке. Откройте его! И подсказка ваша.

Воспитатель: Вот видите, ребята, мы правильно догадались. Начинаем действовать!

( Воспитатель достает зашифрованные карточки-задания.

1        3

1        1

Одна карточка выглядит так).

-Посмотрите, в этих карточках  зашифрованы задания. Что нужно сделать? (нарисовать по клеточкам так, как указано в карточке).Правильно!А двигаться мы будем вот из этой точки

(Воспитатель показывает «точку отправления» на ватмане, прикреплённом к мольберту).

Сейчас я раздам каждому по одной карточке,  и после того, как вы выполните своё задание,  вы не останавливаетесь, а продолжаете двигаться по волшебному лабиринту.

 Что вы должны сделать? Слушайте внимательно.

  1. Пропрыгать по трём разноцветным кочкам.
  2. Пройти по волшебному канату.
  3. Перепрыгнуть через три разноцветных обруча.
  4. Подобрать правильный ключик к замку.

E:\Апрель\Презентация\ключики.jpg

Дети получают пронумерованные (с обратной стороны) карточки (на одной карточки по два «хода»),  и согласно заданию (например: 2 клеточки вниз, одну клеточку вправо) рисуют каждый свой отрезок «пути». В итоге графического диктанта должен получиться ключик.

C:\Users\user\Desktop\954a652s-960.jpg

C:\Users\user\Desktop\ключик - копия (2).jpgC:\Users\user\Desktop\ключик - копия.jpg

-Молодцы! Вы замечательно прошли волшебный лабиринт, справились с заданием и открыли волшебный сундучок.

E:\Апрель\Презентация\сундучок открытый.jpg

(2) (Дети находят часть пазла в сундучке и кладут в корзину.)

3 слайд

E:\Апрель\Презентация\кот.jpg

Говорит Чеширский кот:Муррр! Какие молодцы! Ну что, кто-то догадался, в какую страну мы движемся? (О.Д) Но это еще не всё…

Волшебный сундучок вы открыли, а  теперь попробуйте подобрать ключик к другому замку. Подберете правильный код, справитесь – подсказка ваша!

E:\Апрель\Презентация\1-17.jpg

Воспитатель: А выполнить следующее задание нам поможет волшебный мешочек.

(Воспитатель достает карточки с цифрами и раскладывает на столе.)

Игра «По порядку становись».

Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку от 1до 10.

Воспитатель:  Молодцы! Всё правильно. Все цифры стоят на своих местах. Ой, ребята, а в мешочке еще что-то лежит. (Воспитатель достает волшебную палочку)

E:\Апрель\Презентация\волшебная палочка.jpgСейчас я взмахну этой чудесной палочкой,  и вы превратитесь в волшебные  цифры,  и сможете передвигаться  по-настоящему,  как живые. Внимание! Алле-Оп! (шапочки в виде масок с цифрами)

А теперь, мои любимые цифры, слушайте задание и выполняйте по-одному.

1.Число 3, назови своих соседей. Число 6 , число 8

2. Пусть выйдет вперёд число, которое находится между 4 и 6, между 6 и 8.

3. Число 2,  встань за 1; число 6, встань за 5

4. Число 8, встань перед 9; число 3, встань перед 4.

5. Число 4,  встань между 7 и 8 и вернись на своё место; число 7,  встань между 1 и 2 и вернись на своё место.

6. Пусть выйдет вперед число, которое четвертое по счету, восьмое, второе…

(состав числа или числовые карточки)

Молодцы!  Код мы подобрали,  значит, подсказка наша. А теперь превращайтесь обратно в детей. Алле-Оп! (Дети снимают шапочки-маски с цифрами).

(Воспитатель обращает внимание на дверцу шкафчика, на которой прикреплен кодовый замок)

E:\Апрель\Презентация\код.jpg

-Ребята, давайте заглянем . Возможно, за этой дверцей спрятана наша следующая подсказка.

(3)(Дети находят  часть пазла в шкафчике и кладут  в корзину)

(шкафчик и кодовый замок)

(Внимание на экран!)

4 слайд

E:\Апрель\Презентация\конструктор.JPG

Воспитатель:Посмотрите, ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы получить последний ключ-подсказку? (выслушать ответы детей…построить замок, переставить фигуры, сделать чертеж). Воспитатель подводит к решению, что следующее задание связано с геометрическими фигурами.

(На экране появляется картинка с изображением кругов Эйлера и геометрических фигур)

E:\Апрель\Презентация\круги.jpg                        

E:\Апрель\Презентация\кролик1.jpg

говорит Кролик:Я помогу вам, мои юные путешественники. Вы мне нравитесь, и я расскажу,  что нужно сделать,  чтобы получить  последнюю подсказку.

(Дети получают заготовки кругов красного и черного цвета).

Задание «Расположи фигуры»Возьмите три геометрические фигуры – 2 треугольника и один круг. (Дети берут приготовленные трафареты). Расположите фигуры так, чтобы:

1.В красном круге было 2треугольника, а в черном 1 круг;

2.В красном круге был 1 треугольник, а в черном  круг и треугольник;

3.В красном круге 3 фигуры, и в черном 3 фигуры;

4.В красном 2 фигуры, и в черном 2 фигуры.

-Молодцы! Все справились и с этим заданием.

(На экране появляются геометрические фигуры)

Воспитатель: Давайте подумаем, это подсказка, где искать ключ или это новое задание? (Выслушать ответы детей) Подвести к решению, что необходимо найти лишнюю фигуру по трём признакам: форме, размеру и цвету. Дети выполняют задание.

Молодцы! Всё правильно!

(На экране появляется картинка с изображением строительных деталей конструктора со стрелочкой)

E:\Апрель\Презентация\конструктор.JPG

-Ребята, догадались, где искать последний ключ-подсказку? (Там, где в группе находится конструктор – уголок конструирования).

-Ну,  вот мы и нашли все ключи-подсказки. Как вы считаете, что же с ними делать дальше? (О.Д. Соберем все части пазла!)

Продуктивная деятельность:

Дети собирают паззл-обложку книги Льва Генденштейна «Алиса в стране математики».

-Как вы думаете, что получилось? (Дети высказывают свои предположения - Обложка книги, кадр из мультика, картина на стену)

Слайд на экране: Алиса из мультфильма «Алиса в стране чудес»

Говорит Алиса: «Здравствуйте, мои дорогие! Очень рада вас видеть! Как вы меня нашли? (О.Д. мы выполняли задания, складывали пазлы, рисовали ключик, подбирали код…)

E:\Апрель\Презентация\алиса.jpg

Спасибо, мои смелые путешественники! И в благодарность я дарю вам эту замечательную книгу.

E:\Апрель\Презентация\обложка.jpg

Её написал Лев Генденштейн и называется она «Алиса в стране математики».

 (Воспитатель достает из красивой коробки книгу Льва Генденштейна «Алиса в стране математики», дети сравнивают получившийся пазл-обложку с настоящей книгой.)

Воспитатель: Спасибо, Алиса. Ну, а нам пора заканчивать наше путешествие.

                     

Рефлексивный этап (1 мин)

Подведение итогов. Рефлексия.

-Вам понравилось помогать Алисе? А что нового вы узнали по дороге в страну Математики? (О.Д) Что было самым трудным?(О.Д)

 -Сегодня вы продемонстрировали свой интеллект и эрудицию. Вы были дружными и очень  внимательными! Молодцы! А мы с вами обязательно почитаем подаренную книгу и узнаем еще больше нового и интересного.

Перспективный этап (1 мин)

Предложить  детям почитать подаренную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"

В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...