«Условная мерка для увлеченных»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Дюсмекеева Наталия Васильевна

Конспект педагогического мероприятия для детей старшей группы по теме: «Измерение с помощью условной мерки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uslovnaya_merka_dlya_uvlechennyh.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект педагогического мероприятиядля детей старшей группы

по теме: «Измерение с помощью условной мерки»

 «Условная мерка для увлеченных»

Образовательные области:

-познавательное развитие;

-социально-коммуникативное.

Цель: формирование у воспитанников понятия мера, единицы измерения длины и измерительного навыка.

Образовательные задачи:

-упражнять в измерении предметов разнообразными мерками;

-познакомить с измерительными приборамии с единицами измерения длины – сантиметр, миллиметр;

-продолжать развивать мелкую моторику рук;

-развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;

-формировать навыки взаимопонимания и сотрудничества.

Методы и приёмы:

- практические (исследование, измерения мерками и линейкой, работа с солёным тестом);

- наглядные (работа со схемами, демонстрация коллекции линеек)

- словесный (рассказ педагога, беседа, воображаемая ситуация в развёрнутом виде);

- игровые (пальчиковая игра с предметом, подвижная игра с предметами).

Оборудование и материалы:

Ширма с декорациями «Фабрика», коллекция линеек в коробке перевязанной лентой (рулетка, линейка пластмассовая, деревянная, металлическая, сантиметровая лента, длинный уровень), условные мерки (9шт карамелек разной длины + 2 полоски для схемы Жёлтого и Зелёного цветамаленькой и большой длины + 2шт полосок одной длины и цвета), 9шт луп, 9 листов листы бумаги, 9шт линеек в коробке, солёное тесто, колонки музыкальные, промаркированные столы и стулья разной высоты, напольные коврики, спец. одежа с нашитыми липучками, песочные часы 1мин., схемы (     ). Столы разной высоты 3шт с маркировкой, стулья разной высоты 2шт с маркировкой, указка, мольберты магнитные 3шт.

Ход работы:

1.Вводная часть.

Воспитатель:Ребята, здравствуйте! Давайте поздороваемся с нашими гостями!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, конфеты любите?

Дети:Да!

Воспитатель: Мы с вами на кондитерской фабрике и кондитеры оставили нам конфетную массу и схему изготовления конфет.

Всё внимание на схему! (мольберт №1) Ребята, посмотрите даже для изготовления вот такой маленькой конфетки (рис. «Конфета») нужно сделать много замеров. Ребята, а из чего делают конфеты, как вы считаете?

Дети: из карамельной массы, из мармелада, из шоколада.

Воспитатель: Правильно! Конфеты делают из конфетной массы раскатывая её в большой жгут. (рис. «Жгут»)

А вы любите большие или маленькие конфетки?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Всё правильно, конфеты бывают разных размеров. Жгут сначала измеряют, а потом делят на одинаковые  порции каждая из которых равна одной конфетке. (рис. «Разделенный жгут»)

Затем каждую конфетку из этого жгута оборачивают в фантик! И опять всё меряют для того чтобы фантик был конфетке в пору, ни больше и ни меньше. (рис. «Конфета в обёртке») Ребята, а вы собираете красивые  фантики от любимых конфет?

Дети: Да или Нет.

Воспитатель: Конфеты упаковывают в коробку и опять людям нужно знать размер конфеты и коробки, чтобы все конфеты поместились туда. (рис. «Конфеты в коробке»)

Ребята, мы с вами убедились, что на каждом этапе производства нужны точные замеры для того чтоб мы с вами могли купить в магазине красивую и вкусную конфетку. Так, как вам кажется, уметь правильно и точно измерять и знать размер это важно?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотите сами попробовать сделать конфеты!

Дети: Да!

Воспитатель: Подходим к этому столу и надеваем спец.одежду. Перед вами в контейнере лежит специальная конфетная масса (раздаёт в руки каждому ребёнку) Конфеты на фабрике упаковывают вот в такие фантики. (показывает много разных фантиков одного вида и размера) Посмотрите! Давайте померяем, получиться ли, завернуть в них вашу конфетную массу?

Дети: пробуют, не получатся.

Воспитатель: Почему не получается?

Дети: Она большая (шарики большие), а фантики маленькие.

Воспитатель: Правильно, фантики должны подходить по размеру конфеты. Для того чтобы узнать сколько конфет получиться из нашей конфетной массы мы должны её измерять. Так как мы с вами попали на необычное кондитерское производство, то и измерения мы будем производить необычными предметами! А именно вот этими карамельками мы с вами, ребята, будем сегодня мерить. Берите их ребята, это наша мерка, а конфетную массу пока кладите на дощечки. Юные кондитеры, чтобы работа наша с вами двигалась быстрее, я предлагаю разделиться всем участникам на две команды.

Дети: берут шарики с конфетной массой.

Воспитатель: Капитаном «Первой» команде будет тот, у кого в руке самая длинная карамелька, а капитаном «Второй» команды тот, у кого самая короткая карамелька. Давайте познакомимся с нашими капитанами! Ребята представьтесь и назовите цвет своей команды! (капитаны встают по разные стороны стола)

Дети: представляются и называют.

Воспитатель: Молодцы! Это будет команда «Жёлтых», а это команда «Зелёных». Обратите внимание – у вас на фартуках есть липучка, на которые будут крепиться эмблемы. Вот эмблемы ваших команд! Капитаны, прикрепите их к себе на фартуки!  

Карамельки пока нам не нужны и мы их кладём в кармашек фартука.

Остальные дети делятся на команды с помощью генератора случайных чисел. Необходимо потянуть за кончик веревочки, и посмотреть, эмблему какого цвета вы вытянули, и это скажет вам, к какому капитану нужно подойти. Запускаем генератор, тяните ленточки!

Дети: тянут ленточки и встают в команды по цвету эмблем.

Воспитатель: Обратите внимание, на знак, который изображён на вашей эмблеме.

У кого знак «Стек» - поднимите руку! Вы будете, отмерять. (фиксировать стеком границу между шагами мерки)

Тот, кто вытянул знак «1,2,3» - поднимите руку!  Вы считает вслух. Посчитайте вслух до пяти! Получается!

Кто вытянул знак «Микрофон» объявит результат - поднимите руки у кого такой знак! Вы умеете громко и четко говорить? Скажите вот так «Внимание!!!»

А капитаны команд будет прикладывать карамельку для измерения. Давайте повторим: что будет делать каждый! (спрашивает всех по очереди). Ну, раз ребята вам всё понятно, раскатываем жгутики и заполняем форму.

Дети: катают, заполняют.

Воспитатель: А теперь самое главное – меряем! Вот смотрите, как это делаю я! (показывает на своём жгутике прикрепляя свой листок с ним к мольберту №2) Прикладываю карамельку, ведь это моя мерка, к жгутику,  начиная от самого края. Фиксирую стеком границу и тут же прикладываю палочку вновь не оставляя ни один кусочек не промеренным. Таким образом, я постепенно промеряю, весь жгутик от начала до конца! При этом очень важно считать и запоминать число, полученное при измерении. Сколько раз карамелька поместился в конфетном жгутике! Понятно?

Дети: Да!

Давайте поиграем в игру «Трик-трак» (воспитатель берёт стеку). Я буду показывать, и спрашивать вас: «Трик-трак -- это так?», если я права вы говорите «Трик-трак -- это так!», если я не права - ваш ответ«Трик-трак - это не так!» Договорились?

Дети: Да!

Воспитатель: Трик-трак - это так? (показывает в хаотичном порядке)

Дети: отвечают.

Воспитатель: А как?

Дети: исправляют ошибку, показывая и рассказывая.

Воспитатель: Молодцы! Приступайте к измерению своих кондитерских жгутиков. Дети: измеряют.

Воспитатель: Теперь необходимо зафиксировать в таблице полученный результат, рассказать, как вы мерили и какое число получилось. Ребята, ведь мы с вами помним, что от нашей работы зависит, получиться вкусная конфетка в фантике или нет!

        Используйте вот эти карточки! В эту колонку заносит свой результат команда  «Жёлтых»  - крепите свою эмблему! А в другую колонку заносит свой результат команда  «Зелёных»  - и вы крепите свою эмблему! (мольберт №3) 

Дети: капитаны находят карточки со своим цветом и крепят.

Воспитатель: Далее, пожалуйста, найдите карточку с изображением кондитерского жгута, который необходимо было измерить.

Дети: находят карточки с рис. «Жгут» и крепят. 

Воспитатель: Ребята, теперь находим карточку с изображением приёма измерения и крепим ниже. (Помните, как мы мерили? Мы с вами ЧТО делали, используя карамельку, нашу мерку? Ребята, мы с вами ПРИКЛАДЫВАЛИ для измерения конфетного жгута карамельку? Это и есть наш приём измерения - так выглядит схема процесса измерения на карточке. (показывает рис. «Приём измерение»)

Дети: находят карточки с рис. «Приём измерение» и крепят.

Воспитатель: Следующая карточка - это мерка, которой мы мерили. Находите её и крепите.

Дети: находят карточки с рис. «Карамелька» своего цвета и крепят.

Воспитатель: Теперь крепим карточку с результатом измерений! Ребята, помните, сколько раз ваша карамелька (ваша мерка), поместилась в жгутике, когда вы её прикладывали? Кто запомнил? Какое число получилось у команды «Жёлтых»? А какое у команды «Зелёных?

Дети: называют числа.

Воспитатель: Правильно! Вы очень внимательные! Находите карточки с такими числами и крепите вот сюда.

Дети: находят карточки с рис. «Число» и крепят.

Воспитатель: Ох, какие мы с вами дружные! По-моему, мы прекрасно справились!

Воспитатель: Давайте немножко поиграем! Доставайте из кармашков фартуков свои карамельки и повторяйте все за мной!

Пальчиковая игра с предметом (карандашом).

Карандаш я покачу

В стороны – куда хочу

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

Воспитатель: Ура! Мы с вами большие молодцы, мы измерили наши конфетные жгутики. В следующем цеху от нас ждут результат нашего измерения. Ребята, карточку с каким числом мы будем передавать?

Дети: спорят.

Воспитатель: Как же узнать, у кого результат получился правильный? Давайте подумаем вместе! Команда «Жёлтых»  вы соблюдали правила, когда мерили?

Дети: Да!

Воспитатель: Команда «Зелёных», а вы все замеры производили верно?

Дети: Да!

Воспитатель: Если все мы с вами соблюдали правила измерения, значит и все замеры наши верны! Так ведь?

Дети: Да!

Воспитатель: А, я поняла! Наверное, правильная цифра получилась у той команды, которая объявила её громче (дружнее)? Или наоборот тише? Так?

Дети: Нет!

Воспитатель: Так как же быть??? У нас получилось два результата, а от нас в следующем цеху ждут только один! Ребята, мы с вами помним, что там для нашей конфеты готовят фантик и им очень важно знать, сколько же наш конфетный жгутик  в длину, чтобы отрезать нужное количество бумаги для обёртки. Так какую же цифру мы им передадим?

Дети: перечисляют варианты.

Воспитатель: Ребята, нам сложно прийти с вами к общему мнению, давайте поразмышляем, что  нужно изменить, чтобы прийти к одному результату? (мольберт №3) Наши конфетные жгутики были одной длины?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы мерили одинаковым способом? Мы все с вами прикладывали карамельку, нашу мерку, и считали шаги при измерении?

Дети: Да!

Воспитатель: А мерка у нас одинакового размера была?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ребята, так вы поняли, почему у нас получились с вами разные результаты? Что надо поменять, чтоб получить одинаковый результат измерения?

Дети: Мерить одинаковой карамелькой, меркой.

Воспитатель: Хорошо, давайте проверим, так ли это! Ребята, вот вам мерки одинаково размера (даёт 2 бумажные мерки одинакового размера), попробуйте ими померить!

Дети: каждая команда меряет одной и той же меркой.

Воспитатель: А теперь у нас получился один результат?

Дети: Да!

Воспитатель: Ура! Мы нашли с вами правильный выход! Значит, мерка должна быть КАКОЙ, чтобы результат получился одинаковым?

Дети: Одинаковой!

Воспитатель: Верно! Дети, а сейчас скажите мне, пожалуйста, а в следующем  цеху нужно производить измерения этой же меркой, чтобы получить такой же результат как у нас или любой другой?

Дети: Такой же, как у нас!

Воспитатель: И опять вы совершенно правы! И я скажу вам по секрету, что даже картон для изготовления коробки тоже должен быть померен этой же меркой!!!

Ребята, мы закончили  с вами мерить. Теперь кладём нашу единую мерку и карточку с числом, полученным при измерении, в специальный конверт и отправляем в следующий цех. (кладёт за ширму)

Воспитатель: Мы с вами справились с измерениями, и я уверенна, что на фабрике у кондитеров благодаря нашей работе получатся замечательные конфетки в фантиках!

 А сейчас всё внимание на таинственную коробку! В ней находится то изобретение, которым можно измерить хоть что! Модно измерить как большое, так и маленькое, как длинное, так и короткое. Интересно вам - что там?  

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, измеряя сегодня конфетный жгут, мы с вами выяснили, что при измерении людям нужно пользоваться какой-то единой меркой, чтобы понимать друг друга и получать одинаковый результат! Вы согласны со мной, что это важно?

Дети: Да!

Воспитатель: А как вы считаете, может людьми, уже придуман какой-то единый инструмент для измерения? Вы догадываетесь, о каком инструменте идёт речь и что находится в нашей коробке? Какая же там отгадка спрятана?

Дети: Да! Линейка!

Воспитатель: Хорошо, открывайте коробку и посмотрите, верна ли ваша догадка!

Дети: достают из коробки линейки.

Воспитатель: Здорово! А теперь давайте повеселимся! Идём за мной, берём в одну руку лист бумаги (поднимают с пола), а во второй руке у нас линейки. Повторяйте все за мной! (подвижная игра с листами бумаги и линейками)

Воспитатель: Ребята, кладите листы бумаги на стол (стол №1)и располагайтесь на ковриках. (в середине стоит коробка перевязанная лентой, лежат лупы, за спиной спрятан большой уровень). Действительно, люди во всём мире пользуются для измерения линейкой. Но я для вас, мои юные исследователи, приготовила ещё кое-что интересное! Посмотрите, вот в этой коробке находится коллекция линеек, давайте её рассмотрим!

С давних пор и до сегодняшнего дня во всём мире используют для измерения вот такие инструменты. Давным-давно люди придумали единую меру измерения, которая называется сантиметр. Ребята, повторите, как называются большие деления на линейке!

Дети: Сантиметр.

Воспитатель: А в каждом сантиметре ещё есть много маленьких делений и называются они миллиметры. Ребята, повторите, как называются маленькие деления на линейке!

Дети: Миллиметры.

Воспитатель: А сейчас, посмотрите, какие они маленькие! Рассмотрите их под лупой.

Дети: рассматривают.

Воспитатель: Я хочу узнать: что же у всех этих инструментов общего и чем они отличаются?

Дети: Ими меряют, они из металла, пластика, деревянные, жёсткие, гибкие, есть цифры….. .

Воспитатель: Совершенно верно, все, что вы перечислили правильно! Действительно, потрогайте: одни из них жёсткие и нее гнутся, а другие какие…?

Дети: Гибкие.

Воспитатель: Ребята, у меня возник вопрос:  почему этих инструментов так много, для чего нужно такое разнообразие? Почему в одних случаях подходит жёсткая линейка, а в других гибкий метр? Подумайте, для чего человек придумал такое разнообразие линеек? Что можно мерить жёсткой линейкой, а что можно   померить гибкой сантиметровой лентой?

Дети: Жёсткие, для измерения на плоскости, а гибкие для измерения кривой, окружности (объёма).

Воспитатель: И здесь вы опять правы! Замечательно, мы с вами разобрались, что для чего!

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, так какое же изобретение, какой инструмент нам необходимо иметь для точного измерения?

Дети: Линейку.

Воспитатель: Верно! А как называются большие деления, которые на линейке нанесены?

Дети: Сантиметры.

Воспитатель: Молодцы, правильно! А как называются маленькие деления, которые есть на линейке?

Дети: Миллиметры.

Воспитатель: И здесь вы совершенно правы! Мерить, ребята, можно хоть чем (мерка может быть любая), но на всей планете общая мерка это сантиметр, а инструментом для измерения служит линейка. Ну а линеек существует огромное разнообразие: они бывают жёсткие из разных материалов и  гибкие такие как рулетка и сантиметровая лента, ну и конечно же разные по размеру: от самых маленьких до вот таких огромных. (показывает большой уровень)

Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к столу, у меня есть для вас ещё один сюрприз!

Дети: встают и подходят к столу.

Воспитатель: Как вы считаете, можем ли мы измерить с вами наше настроение???Как можно это сделать?

Дети: ….

Воспитатель: Я предлагаю вам измерить его с помощью улыбки! Для этого я раздам вам вот такие смайлики, и вы изобразите  на них то настроение, которое у вас появилось после нашего с вами исследования. Если вам сегодня понравилось быть в роли исследователей, то пусть ваш смайлик улыбается, а если нет, то пусть грустит. Договорились?

Дети: Да!

Воспитатель: Я вижу у вас в руках весёлые смайлики и делаю вывод, что вам всё понравилось! Ребята, несите в группу своё прекрасное настроение и дарите его друзьям! Ребята, большое вам спасибо!

А ещё с кондитерского цеха готовой продукции вам передали сладкие угощения. Вот такие замечательные коробки с  конфетками, которые были изготовлены по нашим меркам(воспитатель достаёт коробку с конфетами из за ширмы) Ребята, берите конфеты и в группе угощайтесь сами и угощайте ими своих друзей!

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем всем до свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство детей с измерением при помощи условной мерки"

Конспект занятия по математике в старшей группе....

Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки

Статья рассказывает об опыте работы с детьми по обучению измерениям с помощью линейки....

Конспект занятия в средней гуппе \'\'Условная мерка\'\'.

Открытое занятие по математике в средней группе ‘’Цвет, величина,форма. Условная мерка .\'\'Тема:  ‘’Цвет ,величина,форма. Условная мерка.’’...

Конспект НОД по ФЭМП "Условная мерка"

Материал поможет  воспитателям, работующим с детьми с ОНР, создать проблемные ситуации, в которых необходимо использовать, имеющиеся знания  у детей о применении условной мерки. На занятии и...

конспект непосредственно-образовательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе "Измерение длины с помощью условной мерки"

конспект по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно...

Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ с помощью условной мерки

Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры.Продолжать учить уменьшать числа на 1 в пределах 10.Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки; формироват...