методическая разработка
методическая разработка по математике (старшая группа)
Проблемно-игровые ситуации в маематике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 32
Пушкинского района Санкт - Петербурга
Методическая разработка
«Проблемно-игровые ситуации в математике»
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории
Разгуляева Елена Валерьевна
2019 год
Санкт-Петербург
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие ребёнка не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие самостоятельно и творчески мыслить.
Сегодня, а тем более завтра математика нужна огромному числу людей разных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гумманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Особая роль математики-в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Известный психолог Выготский говорил
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Поэтому научить ребёнка думать можно лишь в ситуации требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, с которой начинается процесс осмысления.
В моей работе представлены проблемные ситуации с множествами и числами, ситуации с точками и фигурами.
Умение быстро пересчитывать предметы является необходимой предпосылкой для изучения математики.
Предлагаемые проблемные ситуации, давая волю фантазии ребёнка, порождают у него потребность в быстром пересчёте. Благодаря пс ребёнок осваивает счёт как бы между прочим.
Когда мы учим ребёнка действию с числами и чтобы ребёнок понял, как складывать и вычитать числа, объясним ему это на педметах, создавая так же интересные предметные ситуации.
При знакомстве с геометрическими понятиями использую уже сложившееся в реальной жизни представления:
-постоянное обращение к хорошо знакомым понятиям
-самостоятельное рассуждение и решение проблемной ситуации
-психологическую установку на положительный результат
Старшая группа
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Педагогическое наблюдение . Формирование умений выявлять и сравнивать свойства предметов (по признакам сходства и различия-цвету, форме, размеру, назначению) . Представление о формах геометрических фигур . Формировать умение объединять предметы в группы (по сходным признакам и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку) . Формировать представление о сравнении групп предметов при помощи пар . Познакомить с понятием таблица . Представление о различных свойствах .Умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения или увеличения размера .Знакомство с понятием равенство . Знакомство с числом 1 . Знакомство с понятием сложение . Пространственные отношения: над, на, под . Уточнение отношений: справа, слева .Взаимосвязь целого и частей . Формирование пространственных отношений: между, посередине . Формирование представлений о понятиях один, много . Закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей, действии сложении | ПС «День рождения кота Леопольда» «Помоги малышам найти маму» «Чем отличаются треугольники» «Какая фигура лишняя?» «О чём спорили четырёхугольники» «Кого больше» «Почему дети грустят и улыбаются» «Сколько ребят в группе» «Как зовут солдатиков» «Забавные человечки» «День-ночь» «Почему поссорились мультяшки» «Как Том и Джерри играли в числа» «Ученик» «Который гном будет вратарём» «Как лягушонок научился считать» «Раздели на половины» «Где больше сыра» |
Февраль Март Апрель Май | . Пространственные отношения: внутри, снаружи . Познакомить с образованием и составов числа 2 . Формировать представление о точке, линии прямой и кривой . Образование числа 3 . Закрепить представление о сравнении . Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии . Формировать навыки счёта . Познакомить с понятиями: ломаная линия, многоугольник . Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4 . Формировать умение разбивать группу фигур на части по различным признакам .Сформировать понятие о числовом отрезке, приёмам пересчитывания единиц с помощью числового отрезка . Понятие: многоугольник . Пространственные отношения: впереди, сзади .Знакомство со знаками неравенства . сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар . Временные представления: раньше, позже .Количественный и порядковый счёт предметов | «Игра Божьи коровки» «Где живёт точка» «Какие бывают линии" «Как Том и Джерри играли в числа» «Как растут дома из чисел» «Угадай, как называется линия» «Числовые домики» «Числовые домики» « Игры и упражнения с блоками Дьенеша» «Путешествие Шагалкина» «На полянке» «Сколько ребят в группе» «О чём говорят числа» «Покажи, как растут числа» «Как Белоснежка считала гномов» |
Подготовительная группа
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | .Педагогическое наблюдение . Познакомить с образованием числа 5, цифра 5 .Сравнение групп предметов при помощи составления пар . Знаки –равно, больше, меньше .Познакомить с образованием числа 6, цифра 6 . Формировать понимание взаимосвязи между частью и целым, геометрические представления .Пространственные взаимоотношения: длиннее, короче .Сравнение длины с помощью мерки . единицы измерения длины: шаг, пядь, сажень . Составление мини-рассказов по картинке . Измерение длины при помощи мерки . Познакомить с сантиметром и метром .Сравнение групп предметов с помощью составления пар, взаимосвязь целого и частей . Введение в речь термин «задача» . Познакомить с образованием числа 7, цифра 7 . Понятие многоугольник . Порядковый и количественный счёт в пределах 7 . Работа с планом и картой . Отношения: тяжелее, легче . Сравнение предметов по массе . Формировать умение составлять задачи по рисунку и соотносить их со схемами | «День-ночь» «Волшебный мешочек» «Волшебные домики» «Поезд» «Составь фигуру» «геометрическое лото» «Забавные человечки» «Измерь дорожки шагами» «Путешествие Шагалкина» «Волшебные превращения фигур» «почему дети грустят и улыбаются» «Найди пару» |
Январь Февраль Март Апрель Май | . Познакомить с образованием и составом числа 8, цифра 8 . Сформировать представления об объёме, сравнение сосудов по объёму при помощи переливания, пересыпания . Сравнение объёма, зависимость результата от величины мерки . Познакомить с образованием числа 9, цифра 9 . знакомство с циферблатом . Формирование представления об определении времени по часам . Формирование представлений о площади фигур . Формировать умение решать простые задачи . Сформировать представление о числе 10, цифра 10 . Знакомство с пространственными фигурами: шар, куб . Пространственные фигуры: пирамида, конус, цилиндр . Использование символов для обозначения свойств предметов . Умение ориентироваться по плану . Формировать умение ориентироваться по плану . Формировать умение работать с таблицами | «Как помочь повару» «Числовые домики» «Знакомимся со временем» «Необычные превращения фигур» «Необычные превращения фигур» «Волшебный мешочек» «Фотографы» Игры (ПС) с разными героями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....