Рабочая программа по ФЭМП для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по ФЭМП для детей старшей (от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе (от 6 до 7 лет) групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_femp_st.gr_.doc | 477 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нартасская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании пед.совета Зам.директора по УВР Директор МБОУ
школы И.С.Казанцева_________ «Нартасская СОШ» Дир №____ от «___»________ В.П.Семенов___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(старшая и подготовительная к школе группы)
(в рамках программы «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Составил воспитатель:
Семёнова Н.Ю.
2019 – 2020 уч. год.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по ФЭМП для детей старшей (от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе (от 6 до 7 лет) групп.
Цель Программы.
Цель: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи: Количество
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операциями над ними.
- Продолжать знакомить с числами и цифрами первого десятка.
- Познакомить с числами второго десятка.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел в пределах 10.
- Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
- Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку) и линейки.
- Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях.
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
- Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
Ориентировка в пространстве
- Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
- Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
- Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
- Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа
2. Планируемые результаты по ФЭМП детей старшей группы.
К концу года достигается следующий уровень овладения знаниями и умениями по ФЭМП:
-Выделяет основные части группы предметов, определяет признаки различия и сходства, сравнивает части на основе составления пар и счета.
-Считает и отсчитывает в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
-Правильно называет количественные и порядковые числительные.
-Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливает, какое число больше (меньше) другого, уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).
-Различает форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
-Называет последовательно части суток, дни недели.
-Называет текущий день недели.
Планируемые результаты по ФЭМП детей подготовительной к школе группы.
К концу года достигается следующий уровень овладения необходимыми навыками и умениями :
- Самостоятельно объединяет различные группы предметов. Устанавливает связи и отношения между целым и множеством, и различными его частями; находит части целого множества и целое по известным частям.
- Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называет числа в прямом, обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
- Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется арифметическими знаками (+, -, =).
- Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.
- Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различает, называет: отрезок, круг (овал), многоугольники, шар, куб.
- Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости.
- Умеет определять временные отношения (день – неделя – месяц - год); время по часам в точности до часа.
- Знает состав чисел первого десятка и состав числа первого десятка из двух меньших.
- Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя и вычитая единицу.
- Знает монеты достоинством 1, 5,10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года
3. Содержание образовательной работы.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Количество и счет
-Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую меньшую) часть множества или их равенство.
-Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
-Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, о станет по 7, поровну»).
-Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <6 на 1, 6>5 на 1).
-Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
-Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
-Познакомить с цифрами от 0 до 9.
-Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
-Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь петушков, 5 матрешек, 5 машин —всех игрушек поровну —по 5).
-Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
-Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина
-Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
-Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
-Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
-Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
-Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма
-Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
-Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
-Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
-Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве
-Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху —внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками—указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени
-Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Уточнить на конкретных примерах последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Содержание образовательной работы.
(Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):
Количество и счет.
-Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
-Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
-Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
-Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
-Знакомить с числами второго десятка.
-Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
-Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
-Знакомить с составом чисел в пределах 10.
-Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
-Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
-Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина.
-Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
-Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
-Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
-Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
-Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях.
-Познакомить с весами.
-Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма.
-Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
-Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
-Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
-Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
-Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
-Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
-Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
-Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
-Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
-Ориентировка во времени.
-Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
-Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
-Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
-Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
4. Тематическое планирование по ФЭМП (старшая группа)
№ | Тема занятия | Количество занятий |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22.
23. 24. 25.
26.
27. 28. 29. | Совершенствование навыков счета в пределах 5. Составление множества из разных элементов, выделение его частей. Счёт в пределах 6, образование числа 6. Счёт в пределах 7, образование числа 7. Счёт в пределах 6 и 7, знакомство с порядковым значением чисел 6и7. Счёт в пределах 8, образование числа 8. Счёт в пределах 9, образование числа 9. Закрепление представлений о геометрических фигурах. Знакомство с порядковым значением чисел 8 и 9. Сравнение предметов по величине. Образование числа 10. Закрепление представлений о частях суток. Совершенствование навыка счёта в пределах 10. Закрепление умения сравнивать 8 предметов по высоте. Знакомство с цифрами 1 и 2. Закрепление умения определять пространственное направление. Знакомство с цифрой 3. Закрепление представлений о треугольниках и четырёхугольниках. Знакомство с цифрой 4. Сравнение рядом стоящих цифр в пределах 5. Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 8. Знакомство с цифрой 5. Отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. Знакомство с цифрой 6. Формирование представлений о равенстве групп предметов. Знакомство с цифрой 7. Знакомство с количественным составом числа 3 из единиц. Знакомство с цифрой 8. Ориентировка на листе бумаги. Знакомство с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.. Знакомство с цифрой 9. Знакомство с количественным составом числа 5 из единиц. Знакомство с цифрами от 1 до 9. Закрепление представлений о количественном составе числа 5 из единиц. Знакомство со счётом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Счёт в прямом и обратном порядке в пределах 10. Деление предмета на 2 части, сравнение части и целого. Порядковое значение чисел первого десятка. Знакомство с цифрой 0. Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя. Деление квадрата на 2 части, сравнение целого и части. Счёт в пределах 10. Деление круга на 4 части, сравнение части и целого. Совершенствование представлений о треугольниках и четырехугольниках. Деление квадрата на 4 части, сравнение части и целого. Сравнение предметов по высоте с помощью условной меры. Счёт в пределах 10, отношения рядом стоящих чисел 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9,9 и 10, умение обозначать их цифрами. Ориентировка на листе бумаги. Отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Деление круга и квадрата на 2 и 4 части. Составление числа 5 из единиц. Закрепление знаний о днях недели. Закрепление пройденного материала. | 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Итого: 34 |
6. Календарно-тематическое планирование по ФЭМП . Старшая группа.
№ | Дата | Цель | Источник |
1 | Сентябрь 1 неделя | Закрепить навыки счета в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; закреплять знания геометрических фигур; уточнять представления о последовательности частей суток. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.13 |
2 | 2 неделя | Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух); закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам (длина, ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.15 |
3 | 3 неделя | Совершенствовать навыки счета пределах 5; учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины) упражнять в сравнении 5 предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот); уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.
| И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 17 |
4 | Октябрь 1 неделя | Учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам; совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.18 |
5 | 2 неделя | Учить считать в пределах 6, показывать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот), закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.19 |
6 | 3 неделя | Учить считать в пределах 7, показывать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и7; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый широкий, уже, еще уже…самый узкий (и наоборот), продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.21 |
7 | 4 неделя | Продолжать учить считать пределах 6 и 7 знакомить с порядковым значением числа 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Которыйпо счету?», «На котором месте?»; продолжать развивать умение сравнивать до 6 по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот); расширить представление о деятельности взрослых детей в разное время суток, о последовательности частей суток. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.24 |
8 | Ноябрь 1 неделя. | Учить считать в пределах 8, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и8; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 24 |
9 | 2 неделя | Учить считать в пределах 9, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.; продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 25 |
10 | 3 неделя | Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот); упражнять в умении находить различия в изображении предметов. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.27 |
11 | 4 неделя | Познакомить с образованием числа 10 основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности; совершенствовать представление о треугольнике, его свойствах и видах. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 28 |
12 | Декабрь 1 неделя | Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10; закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот); упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.29 |
13 | 2 неделя. | Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов; закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 32 |
14 | 3 неделя. | Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; продолжить учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения; закреплять умение последовательно называть дни недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 34 |
15 | 4 неделя. | Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу; совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры; развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.36 |
16 | Январь. 1 неделя. | Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними. Правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…меньше (больше) числа?»; познакомить с цифрой 5, развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу; совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры) | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 36 |
17 | 2 неделя | Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10; развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины равной образцу; закреплять умение определять пространственные представления и использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 39 |
18 | 3 неделя | Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; познакомить с цифрой 7, продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 41 |
19 | 4 неделя. | Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 43 |
20 | Февраль. 1 неделя. | Познакомить с количественным составом числа 3 и 4 из единиц, продолжать ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 44 |
21 | 2 неделя. | Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц, совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.46 |
22 | 3 неделя. | Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц; формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть; совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.48 |
23 | 4 неделя | Совершенствовать навыки счета в пределах 10иупражнять в счете по образцу; познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10; продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геом.фигур (плоских).Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры). | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.50 |
24 | Март. 1 неделя. | Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета, равного одному из сравниваемых предметов. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 52 |
25 | 2 неделя | Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5; совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди сзади) и другого лица; совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 53 |
26 | 3 неделя. | Познакомить с записью числа 10. продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, закреплять умение последовательно называть дни недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 55 |
27 | 4 неделя. | Учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево). | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 57 |
28 | Апрель. 1 неделя. | Закрепить знакомство с записью числа 10. продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, закреплять умение последовательно называть дни недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 58 |
29 | 2 неделя. | Продолжать учить делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево). | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 60 |
30 | 3 неделя. | Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов; совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 62 |
31 | 4 неделя. | Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр. 63 |
Май. | Закрепление пройденного материала. | И.А. Помораева, В.А. Позина ФЭМП стр.68 |
7. Тематический план по ФЭМП (подготовительная группа).
№ | Тема занятия | Количество занятий |
Деление множества на части и объединение его частей. Порядковый счёт в пределах 10. | 1 | |
Деление множества на части и объединение его частей. Счёт в прямом и обратном порядке в пределах 5. | 1 | |
Уточнение представления о цифрах 1 и 2. Ориентировка на листе бумаги. | 1 | |
Уточнение представления о цифре 3. Предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10. Сравнение 10 предметов (по длине, ширине, высоте). | 1 | |
Уточнение представления о цифре 4. Количественный состав числа 5 из единиц. Сравнивать двух предметов по величине (длине, ширине) | 1 | |
Количественный состав числа 6 из единиц. Уточнение представления о цифре 5. | 1 | |
Составление числа 6 из единиц. Уточнение представления о цифре 6. Приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей. | 1 | |
Состав чисел 7 и 8 из единиц. Уточнение представления о цифре 7. Приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей. | 1 | |
Состав числа 7 и 8 из единиц. Уточнение представления о цифре 8. | 1 | |
Состав числа 9 из единиц. Уточнение представления о цифре 9. | 1 | |
Состав числа 9 из единиц. Уточнение представления о цифрах от 1 до 9. О весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях. | 1 | |
Состав числа 10 из единиц. Уточнение представления о цифре 0. | 1 | |
Состав числа 10 из единиц. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. | 1 | |
Состав числа 3 из двух меньших чисел. Знакомство с цифрами от 1 до 9. | 1 | |
Состав числа 4 из двух меньших чисел. Порядковый счет в пределах 10. | 1 | |
Состав числа 5 из двух меньших чисел. Образование чисел второго десятка в пределах 15. | 1 | |
Состав числа 6 из двух меньших чисел. Образование чисел второго десятка в пределах 15. Знакомство с измерением величин с помощью условной меры. | 1 | |
Состав числа 7 из двух меньших чисел . | 1 | |
Состав числа 8 . Счет в прямом и обратном порядке в пределах 15. | 1 | |
Состав числа 9 из двух меньших чисел. Счет в пределах 20. Измерение высоты предметов с помощью условной меры. | 1 | |
Состав числа 10 из двух меньших чисел. Закрепление умения определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10. | 1 | |
Количественное и порядковое значение числа в пределах 10. Измерение величины предметов. | 1 | |
Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | 1 | |
Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей . Развитие представления о времени, знакомство с песочными часами. | 1 | |
Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей . Развитие чувства времени.Счёт по заданной мере в пределах 20. | 1 | |
Уточнение представления о монетах достоинством 1,2, 5,10 рублей, их наборе и размене. Измерение объема сыпучих веществ с помощью условной меры. Знакомство с часами | 1 | |
Измерение объема сыпучих веществ с помощью условной меры. Знакомство с часами. | 1 | |
Измерение жидких веществ с помощью условной меры. Отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10. | 1 | |
Умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. О последовательности времен и месяцев года. | 1 | |
Умение раскладывать число на два меньших числа и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закрепление представления о последовательности дней недели | 1 | |
Составление арифметических задачи на сложение.Закрепление представления о геометрических фигурах. | 1 | |
Составление и решение арифметических задачи на сложение и вычитание. Ориентировка на листе бумаги. | 1 | |
Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Измерение объема жидких веществ с помощью условной меры. | 1 | |
Решение арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжение знакомства с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом. | 1 | |
Продолжение составления и решения арифметических задач. Знакомство с часами и устанавление времени на макете часов. | 1 | |
Продолжение составления и решения арифметических задачи. Умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части | 1 | |
Самостоятельное составление и решение задач на сложение и вычитание. Развитие представления о геометрических фигурах. | 1 | |
Самостоятельное составление и решение задачи на сложение и вычитание Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. | 1 | |
Самостоятельное составление и решение задачи на сложение и вычитание. Измерение длины отрезков прямых линий по клеткам. | 1 | |
Составление и решение арифметических задачи на сложение и вычитание. Умение составлять число из единиц. | 1 | |
Решение арифм. задачи на сложение и вычитание. Измерение длины отрезка по клеткам. Развитие представления о величине предметов. | 1 | |
Составление и решение арифметических задачи на сложение и вычитание. Развитие представления о весе предметов. Ориентировка в тетради в клетку. | 1 | |
Решение задачи на сложение и вычитание. Знакомство с часами и учить определять время с точностью до 1 часа. | 1 | |
Решение арифм. задачи на сложение и вычитание. Совершенствование навыков счета со сменой его основания. | 1 | |
45. | Решение арифм. задачи на сложение и вычитание .Ориентировка в пространстве. | 1 |
46 | Составление и решение задачи на сложение и вычитание. Представления о количественном и порядковом значениях числа. | 1 |
47 | Составление и решение задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей. | 1 |
Решение задачи на сложение и вычитание. Отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание. Измерение длины предмета с помощью условной меры. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание. Закрепление представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание Умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание. Моделирование пространственных отношений между объектами на плане. Пространственное восприятие формы. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Навыки счёта со сменой основания счёта в пределах 20. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание «Чтение» графической информации, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание Ориентировка на листе бумаги. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание «Чтение» графической информации, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение в пределах 10.Ориентировка на листе бумаги .в клетку | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитаниев пределах 10. Умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание Ориентировка на листе бумаги в клетку. Представления об объемных и плоских геометрических фигурах. | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение в пределах 10.Ориентировка на листе бумаги .в клетку | 1 | |
Составление и решение задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве относительно себя и другого лица. | 1 | |
Закрепление пройденного материала. | 7 | |
Итого: | 70 |
8. Комплексно-тематическое планирование по ФЭМП (подготовительная к школе группа)
№ | Цель | Оборудование | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | • Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. | Демонстрационный материал. Карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7), вещи Незнайки (шляпа, ботинки и др.), кукольная мебель или макет комнаты, кукла, мишка, 3 кубика, 3 пирамидки. | |
2. | • Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. | Демонстрационный материал. Кукла, мишка, зайчик, 3 кубика, 3 пирамидки, 3 машины, 5 кругов одного цвета, 2 корзины, 2 набора строительного материала (с плоскими и объемными геометрическими фигурами – в соответствии с программным содержанием). | |
3. | • Уточнять представление о цифрах 1 и 2 • Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. | Демонстрационный материал. Карточки с цифрами 1 и 2, муляжи грибов (1 белый гриб и 2 подосиновика), 10 треугольников одного цвета, образец узора. ребенка), листы бумаги, цветные карандаши. | |
4. | • Уточнять представления о цифре 3. | Демонстрационный материал. Карточки с изображением различных предметов (на карточке от 1 до 3 предметов), карточки с цифрами от 1 до 3, 10 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный по высоте одному из 10 цилиндров, дудочка, звездочки. | |
5. | •Уточнять представления о цифре 4. • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. | Демонстрационный материал. Куклы (одна из них с косичкой), карточки с цифрами от 1 до 4, карточки с изображением предметов одежды и обуви (на карточке от 3 до 5 предметов), 2 ленты разной длины, меры (картонная полоска, равная длине короткой ленты у куклы, палочка, веревка и др.). | |
6. | • Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц. | Демонстрационный материал. Корзина с предметами: компасом, часами, термосом, кружкой, телефоном, клубком веревки, коробочкой, флажком; рюкзак, карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с изображением различных предметов (от 1 до 5 предметов). | |
ОКТЯБРЬ | |||
1. | • Продолжать учить составлять число 6 из единиц. | Демонстрационный материал. Корзина, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощей (картофель, морковь, свекла, огурец, кабачок, помидор, лук, баклажан), 2 тарелки, карточки с цифрами от 1 до 5, круг, 1/4 часть круга, ножницы, грузовик, силуэт дерева, схема «маршрута» (см. рис. 3). | |
2. | • Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц. | Демонстрационный материал. Геометрические фигуры (все виды треугольников и четырехугольников), плоскостные изображения Незнайки, Карандаша, Знайки, Самоделкина, 2 коробки, 9 карточек с изображением разных инструментов (пила, молоток, дрель и др.), карточки с цифрами от 1 до 7. | |
3. | • Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц. | Демонстрационный материал. Карточки с кругами (от 1 до 8 кругов), овал, разделенный на части (см. рис. 4), 8 кругов разного цвета, 8 карточек разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 8. | |
4. | • Познакомить с составом числа 9 из единиц. | Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), карточки с цифрами от 1 до 9, 4 стула, 4 карточки с изображениями кругов разной величины. | |
5. | • Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. | Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, 5 карточек с цифрой 1, лента, на которой разным цветом написаны девять единиц, деревянный и металлический шарики одинакового размера, 2 банки с водой. | |
6. |
| Демонстрационный материал Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9; 9 кругов одного цвета, магнитная доска, 3 ведерка с разным количеством пшена. Раздаточный материал. карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 12 шт. для каждого ребенка) | |
7. |
| Демонстрационный материал. Мяч, конверты с заданиями, карточки с цифрами от 0 до 9, карточки с изображениями разного количества предметов (до 10), треугольники, четырехугольники, магнитная доска, картинка с изображением дровосека, составленного из разных многоугольников . Раздаточный материал. Листы бумаги, цветные карандаши, многоугольники (треугольники разных видов, квадрат, прямоугольник. ромб) | |
8. |
| Демонстрационный материал. 2 набора карточек с цифрами от 0 до 9(двух цветов), 3 желтых и 3 темно - желтых круга, картинки с изображением лисы и кота, квадрат, сделанный из счетных палочек, картинка с изображением лисы, составленной из многоугольников, модель "Времена года" Раздаточный материал. Счетные палочки (по 4 шт. для каждого ребенка), 3 желтых и 3 красных круга(для каждого ребенка), пластилин, конверты с геометрическими фигурами. | |
НОЯБРЬ | |||
1. |
| Демонстрационный материал. Магнитная доска, 6 кругов, отличные по цвету модели дома; маленький железный шар, большой пластмассовый шар; 2 деревянных кубика одного размера и веса, но разного цвета; звездочки. Раздаточный материал. Счетные палочки (по 4 шт. для каждого ребенка), листы бумаги ( по 2 шт. для каждого ребенка), картинки с контурным изображением ракеты и самолета, составленных из геометрических фигур, 2 набора геометрических фигур, 2 набора карточек с цифрами от 1 до 7. | |
2. |
| Демонстрационный материал. Полоска бумаги, 15 кругов, фланелеграф, магнитная доска, 10 счетных палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с изображением овощей( свекла, морковь, капуста, картофель, лук). Раздаточный материал Счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка), резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат) | |
3. |
| Демонстрационный материал. Две корзины: в одной 10 мячей, в другой - 5 мячей, банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги), 2 коробки с карандашами: в одной коробке - 5 карандашей красного цвета, в другой коробке - 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами. Раздаточный материал. Карточки с цифрами, листы бумаги с изображением здания детского сада (прямоугольник) и участка (овал), круги, треугольники, карандаши. | |
4. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами, 15 карточек с изображением мышат в маечках ( у 10 из них на майках написаны цифры от 1 до 10), 8 картинок с изображением осьминогов ( с одной стороны картинки осьминоги одинакового цвета, с друго1 - разных цветов). Раздаточный материал. Полоски - дорожки, условные меры, треугольники (по 2 шт. для каждого ребенка), круги одного цвета (по 8 шт. для каждого ребенка), листы бумаги в клетку, простые карандаши. | |
5. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, 20 картинок с изображением мышат ( у 15 мышат на майках написаны цифры0, куб, по высоте равный 5 мерам - полоскам, полоска бумаги (мерка). Раздаточный материал. Круги двух цветов ( по 9 кругов каждого цвета для каждого ребенка), литы бумаги в клетку, на которых в начале строки нарисованы 2 точки с интервалом в одну клетку, карандаши, кубы, равные по высоте 3 полоскам - мерам (по 1 кубу на двоих детей), полоски бумаги(меры), счетные палочки. | |
6. |
| ||
7. |
| Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами от 0 до 9, "отрез ткани" (лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 кругов одного цвета (пирожки), 2 тарелки. Раздаточный материал. Счетные палочки, 10 кругов одного цвета, 10 треугольников одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки, карандаши | |
8 |
| Раздаточный материал . Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), счетные палочки, плоские геометрические фигуры. | |
ДЕКАБРЬ | |||
1. |
| Демонстрационный материал. Буратино, купюры и монеты разного достоинства, карандаш, ластик, тетрадь, ручка, 3 обруча одного цвета, коробка, геометрические фигуры ( 2 круга, 2 треугольника и 2 прямоугольника разных цветов и размеров). Раздаточный материал. Целлофановые мешочки с монетами - копейками( 1, 5, 10 копеек), целлофановые мешочки с монетами - рублями (1,2 , 5, 10 рублей), тетради в клетку с образцом выполнения задания. | |
2. |
| Демонстрационный материал. Магнитная доска, конверт, карандаш, ластик, ручка, линейка, тетрадь, ценники (от 1 до 10 рублей); круги двух цветов ( по 10 шт. каждого цвета), песочные часы с интервалами в 1, 2, 5 минут. Раздаточный материал. Монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей в целлофановых мешочках, квадраты одного цвета и размера ( по 10 шт. для каждого ребенка), счетные палочки. | |
3. |
| Демонстрационный материал. Набор монет из картона достоинством 1, 2, 5, 10 рублей ( по несколько монет каждого достоинства), песочные часы с интервалом в 3 минуты, елочные украшения (елочка, Дед Мороз, Снегурочка, 2 шара разного цвета, хлопушка), ценники ( по количеству елочных украшений), 20 кругов одного цвета и размера, 10 карточек с изображением различных предметов (из игры "Колумбово яйцо") Раздаточный материал. Набор монет из картона достоинством 1, 2, 5, 10 рублей ( по несколько монет каждого достоинства), квадраты одного цвета и размера (по 20 шт. для каждого ребенка), 10 конвертов с частями картинок из игры "Колумбово яйцо", тетради в клетку, на которых дано начало задания, карандаши. | |
4. |
| Демонстрационный материал. Картинка с изображением кормушки с птицами, стакан с семечками, ценник в 10 рублей, стакан с пшеном, 2 прозрачные миски, столовая ложка, стакан, колечко, полоска картона, салфетка, пакет, контурное изображение скворечника с нарисованным посередине кругом, будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой (можно использовать картинки), макет циферблата часов. Раздаточный материал. Счеты, наборы монет из картона, разрезанные на части картинки с изображением скворечников. | |
5. |
| Демонстрационный материал. Миска с мукой, банка, поднос, макет часов, пятиугольник, шестиугольник. Раздаточный материал. Миска с мукой (в миске 10 чайных ложек муки), банки, чайные ложки, макеты часов, тетради в клетку с образцом задания, карандаши, многоугольники, круги. | |
6. |
| Демонстрационный материал. Песочные часы с интервалом в 5 минут, книга со стихами о геометрических фигурах, карточки с цифрами от 0 до 9 (цифра 1 - 2 шт.), металлофон, барабан, бубен, непрозрачный кувшин с молоком, стакан, банка, полоска бумаги, миска прозрачная с отметкой. Раздаточный материал. Пластилин, веревка, счетные палочки, выкройка куба, 10 кругов одного цвета и размера. | |
7. |
| Демонстрационный материал. Веревка, 2 обруча, карточки с цифрами, камушки, картинка с изображением птиц, сидящих на двух ветках, картинки с изображением разных времен года и месяцев осени. Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, счетные палочки, веревочки. | |
8. |
| Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами разного цвета (2 набора). Раздаточный материал. Карточки с цифрами, тетради в клетку с образцом узора, листы бумаги в клетку, на которых изображены квадрат, прямоугольник, пятиугольник, цветные и простые карандаши. | |
ЯНВАРЬ | |||
1. |
| Демонстрационный материал. Ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты 2 цветов, 5 треугольников одного цвета, картинки со схематическим изображением детей в разных позах (5 - 6 шт.), 5 листов ватмана с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала),картинка с изображением кошек, расположенных в три ряда. Раздаточный материал. Треугольники 2 цветов, карточки с изображением кошек, карандаши. | |
2. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами, 4 картонных модели монет, картинка с изображение лабиринта. Раздаточный материал. Наборы красных и желтых кругов, тетради в клетку с образцом рисунка, картинки с изображением лабиринта, цветные карандаши. | |
3. |
| Демонстрационный материал. Ведерко с подкрашенной водой, 7 кругов голубого цвета, прозрачная емкость для воды, мерный стакан, лейка. Раздаточный материал. Счетные палочки 2 цветов, тетради в клетку с образцом узора, карандаши, картинки с изображением детей, занимающихся различными видами зимнего спорта, имеющие 5 отличий ( по 2 шт. для каждого ребенка). | |
4. |
| Демонстрационный материал. Картонные модели монет разного достоинства (рубли). Раздаточный материал. Карточки с цифрами, счетные палочки, картонные монеты разного достоинства (рубли), тетради в клетку с образцами узора, карандаши, рабочие тетради. | |
5. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами, 9 рыбок, 2 панно с изображением аквариума (аквариум с прорезями). Раздаточный материал. Рабочие тетради, тетради в клетку с образцом узора, карандаши. | |
6. |
| Демонстрационный материал. Карточки с изображением кругов (от 1 до 20 кругов; 10 красных кругов и 10 - синих), панно с прорезями, 10 мячей, 2 куклы, 5 конфет, 7 фигурок животных. Раздаточный материал. Счетные палочки, круги (по 1 шт. для каждого ребенка), ножницы, рабочие тетради, карандаши. | |
7. |
| Демонстрационный материал. Картинки с изображением дубов( 7 шт.), сосен(3шт.), шестиголового змея; лист бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров (треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник - каждая фигура дана в двух размерах), карточки с цифрами от 0 до 9. Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки с цифрами от 1 до 0, листы бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров, цветные карандаши, листы бумаги. | |
8. |
| Демонстрационный материал. Серия картинок "Распорядок дня", картинки с изображением 5 кактусов, девочки, несущей 2 кактуса, карточка со знаком вопроса. картинка с изображением воздушных шаров ( 9 шаров, 2 из них улетают), открытки с изображением предметов разной формы. Раздаточный материал. Рабочие тетради, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; по1 фигуре для каждого ребенка), карандаши, круги двух цветов. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
1. |
| Демонстрационный материал. Круги двух цветов, 9 картинок с изображением зайчиков, карточки с изображением зайца, медведя, ежа, лося, волка, лисы; сковороды, кастрюли, дуршлага, чайника, миски, ковша; пальто, шапки, брюк, кофты, свитера, комбинезона. Раздаточный материал. Листы бумаги, простые карандаши, рабочие тетради, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски бумаги в клетку, карточки с цифрами. | |
2. |
| Демонстрационный материал. Картинки с изображением разных месяцев зимы,2 ветки дерева, силуэты птиц: 10 синиц, 10 снегирей, картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш - 2 рубля, конверт - 5 рублей, открытка - 10 рублей; коробка с прорезью. Раздаточный материал. Счеты, набор монет достоинством 2, 5, 10 рублей; монеты достоинством 1 рубль (по 10шт. для каждого ребенка), тетради в клетку, геометрические фигуры, счетные палочки. | |
3. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и знаками "+", " - ","=", 9 флажков, 9 ленточек, 2 набора карточек с цифрами от 1 до 7 разных цветов; картинка с изображением горшка (высота 15 см.) и 2 палочек (длина 4, 5 см.), полоска бумаги в клетку. Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку, цветные карандаши. | |
4. |
| Демонстрационный материал. Коробка, 3 квадрата, 5 карандашей, чашечные весы, 2 кубика из пластилина одинаковой массы. Раздаточный материал. Красные и зеленый круги, карточка с цифрами и знаками «+», «-», «=», тетради в клетку, простые и цветные карандаши, конверты с разрезанными квадратами, листы бумаги с моделями для решения задач. | |
5. |
| Демонстрационный материал. Картинки с изображением машин (на одной картинке 2 машины, на другой – 4 машины едут по направлению к 2 машинам); самолетов (7 самолетов на аэродроме, 5 взлетающих самолетов), ватман с изображением дома, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками,контурное изображение ели, равной по высоте одной из трех елей у детей. Раздаточный материал. Листы бумаги с моделями для решения задач, цветные карандаши, 4 макета часов (на 4 подгруппы детей), контурные изображения елей разной высоты (по 3 шт. для каждого ребенка; одна из елей равна образцу), карточки с цифрами и арифметическими знаками, счетные палочки, рабочие тетради. | |
6. |
| Демонстрационный материал. Мяч, панно «Корзина» с прорезями, 8 силуэтов яблок, 8 силуэтов груш. Раздаточный материал. Тетради в клетку, простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с изображениями геометрических фигур, 2 модели для решения арифметических задач без точек. | |
7. |
| Демонстрационный материал. Круги двух цветов (по10 кругов каждого цвета), 3 полоски, равные по длине 3 кругам, 2 полоски, равные по длине 2 кругам, ватман с моделью перекрестка, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение запрещено», «Подземный переход»), 2 светофорами, маленькие куклы, машины. Раздаточный материал. Счетные палочки, листы бумаги, цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради. | |
8. |
| Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами, бубен, куб. Раздаточный материал. Пластилин, счетные палочки, карточки с изображением геометрических фигур, 2 модели для решения арифметических задач, цветные карандаши. | |
МАРТ | |||
1. |
| Демонстрационный материал. Мяч, картинка с изображением совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал. Макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы, карточки с цифрами. | |
2. |
| Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами, арифметическими знаками и знаками «>», «<», «=», панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков, 2 полукруга и целый круг, цветные мелки. Раздаточный материал. Тетради в клетку, карандаши. | |
3. |
| Демонстрационный материал. Мяч, мел, карточка с изоражением квадрата, конверт, 2 полукруга, целый круг, карточки с арифметическими знаками. Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку. | |
4. |
| Демонстрационный материал. Мяч, учебные принадлежности с ценниками: 2 тетради (по 5 рублей), коробка карандашей (10 рублей), ластик (2 рубля), карандаш (1 рубль), ручка (4 рубля), весы, вата, шарик из пластилина, картинка с изображением ранней весны (снег с проталинами), дощечка, на которую нанесен слой пластилина. Раздаточный материал. Набор моделей монет разного достоинства, тетради в клетку с образцами узора, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками. | |
5. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, мяч, карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах,бубен, на доске в клетку образец узора. Раздаточный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку, карандаши. | |
6. |
| Демонстрационный материал. Мяч. Раздаточный материал. Листы бумаги (1/2 листа, целый лист), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради. | |
7. |
| Демонстрационный материал. Картинка «Улица нашего города», на которой изображено 4 грузовых и 6 легковых машин, мяч, таблица с изображением дорожных знаков. Раздаточный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знками, тетради в клетку с образцом задания, плакат с изображениями дорожных знаков, карандаши. | |
8. |
| Демонстрационный материал. 4 карточки с отпечатками ладошек. Раздаточный материал. Цветные карандаши, тетради в клетку, карточки с цифрами и арифметическими знаками. | |
АПРЕЛЬ | |||
1. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами 8 и 10, 3 обруча, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные, синие, желтые), 2 карточки с изображением моделей задач, песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты, фишки, 2 картинки с изображением матрешек, отличающихся друг от друга. Раздаточный материал. Тетради в клетку, 2 набора карточеск с цифрами и арифметическими знаками, карандаши. | |
2. |
| Демонстрационный материал. Картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением числовой линейки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, картинки «Зажги лампу», цветные карандаши, 2 – 3 набора карточек с цифрами от 1 до 7. | |
3. |
| Демонстрационный материал. Цветные карандаши, образец лабиринта, числовая линейка, 2 сюжетные катринки с 8 – 10 отличиями. Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением двух числовых линеек, состоящих из 10 клеток, карандаши, картинки с изображением лабиринтов. | |
4. |
| Демонстрационный материал. Числовая лента, на которой написаны числа от 1 до 20 (некоторые из них пропущены), карточки с цифрами и арифметическими знаками, две числовые линейки на доске. Раздаточный материал. Тетради с изображениями двух числовых линеек (без дуг) и геометрических фигур, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, наборы геометрических фигур и счетных палочек, листы бумаги. | |
5. |
| Демонстрационный материал. Мяч, ключ, конверт, образец ключа на доске в клетку. Раздаточный материал. Тетради в клетку с образцом рисунка, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради. | |
6. |
| Раздаточный материал. Карточки, на которых даны схемы расположения столов в группе с указанием места каждого ребенка, рабочие тетради, тетради в клетку с образцом рисунка, карандаши. | |
7. |
| Демонстрационный материал. Мяч, 1 квадрат, 4 прямоугольных треугольника. Раздаточный материал. Цветные карандаши, тетради в клетку с образцом узора, конверты с разрезанными квадратами ( 1 квадрат и 4 прямоугольных треугольника), карточки с цифрами и арифметическими знаками. | |
8. |
| Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, числовая линейка на доске в клетку. Раздаточный материал. Простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20), тетради в клетку. | |
МАЙ | |||
Закрепление пройденного материала. |
Литература:
- Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез,2016.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2015
- Помораева И.А, Позина В.А «Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. -176 с.
- Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. -80С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы образовательная область "Речевое развитие"
подробное описание рабочей программы по обучению грамоты в подготовительной группе....
Рабочая программа воспитателя первой категории Курулевой Т.Г. на подготовительную к школе группу (6-7 лет) № 10 2015 – 2016 учебный год
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации ПрограммыРабочая программа по развитию детей подготовительн...
Сценарий выпускного вечера для детей разновозрастной группы.(старший и подготовительный к школе)
quot;Музей необычных вещей". Праздник начинают дети старшего дошкольного возраста. Они будут провожать своих друзей и поздравлять их....
Рабочая программа "Развитие речи дошкольников средствами проектной деятельности" Старшая, подготовительная к школе группа «Светофорчик» на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа разработана для группы комбинированной направленности, которую посещают дети 5 - 7 лет (далее - Программа):- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;- на основе ос...
Рабочая программа образовательной деятельности в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности 2020-2021 г.г.
Программа базируется на семи основополагающих принципах дошкольной психологии и педагогики:зона ближайшего развитияпринцип культуросообразностидеятельный подхо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(старшая и подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2020-2021 учебный год...
- Мне нравится (1)