Проблемно-игровая технология
статья по математике
Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата – проблемно-игровая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno_igrovye_metody.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-игровая технология
Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениям, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.
По мнению, исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон и др.) логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации количества.
Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит, прежде всего, от того, что подлежит освоению (какое содержание) и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка. Относительно первого положения следует выделить то содержание, освоение которого обеспечивает активность познавательных действий (практических и мысленных), выход ребенка на познание связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира, доступный ему уровень миропонимания. Это: освоение таких свойств как форма, размер, площадь, масса, емкость; способов оценки дискретных и непрерывных величин через сравнение, счет, измерение; установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам; ориентировка в схемах и моделях.
Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (а если так, то…), объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и устанавливать сериационные зависимости и т.д.
Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата – проблемно-игровая.
Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы. При их использовании ребенок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении
со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранения ошибок. Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.
З.А. Михайлова утверждает, что детям, как правило, интересна в меру сложная деятельность (особенно в 5-6 лет), но доступная для ребенка, имеющего опыт самостоятельного познания, способного включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровых методов, ребенок вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способ достижения (как сделать?) и в случае отсутствия данного умения – освоить его здесь же, в этой ситуации. В сложившейся обстановке ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие взрослого в выполнении или уточнении действия, речевых способов оценки и т.д. Сравнить, составить из элементов, взвесить, соединить, уменьшить – воспринимается ребенком как особо необходимое в данный момент, что стимулирует его активность.
Главными составляющими компонентами проблемно-игровых методов является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действии, ведущих к результату.
Заботой взрослого является обеспечение активности ребенка любого возраста (2-3 года, 5-6 лет) в деятельности. Достигается это, прежде всего, через мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в детских видах деятельности. Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребенка. Последний вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же. При этом ребенок принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценки пройденного этапа деятельности и т. д.).
Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска
являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Активность ребенка в деятельности достигается через:
- мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);
- участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
- выражение сущности этих действий в речи;
- проявление соответственных эмоций, особенно познавательных;
- использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.
Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств:
- логические и математические игры;
- проблемные ситуации, задачи вопросы;
- творческие ситуации, задачи, вопросы;
- экспериментирование и исследовательская деятельность;
- логико-математические сюжетные игры.
Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;
- обеспечения детской активности в поиске решения;
- стимулирования детской самодеятельности.
Из этого следует что, одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Таким образом, характерной чертой современного подхода к организации обучения математике детей дошкольного возраста является его нацеленность на развитие ребенка и подбор оптимальных средств реализации проблемно- игровых методов.
Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальным полифункциональными материалами
Технология организации деятельности со специальными полифункциональными материалами (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-игровой технологии математического развития и здоровьесберегающей технологии «дыхательная гимнастика» «Математическая вселенная»
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; развитие зрительного восприятия, речи, мышления, пространственного воображения, внимания.Задачи: 1....
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой и неживой природы для детей подготовительного возраста. Квест-игра «Приключение в зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста.Квест-игра "Приключение в зимнем лесу"...
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой природы для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина «Знатоки диких и домашних животных» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых технологий
Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина "Знатоки диких и домашних животных"...
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой и неживой природы для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина «Знатоки осени» с использованием здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проблемно-игровых технологий
Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина "Знатоки осени"....
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Зайка в гостях у ребят» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Зайка в гостях у ребят"...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Однажды утром» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Однажды утром"....