Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
учебно-методический материал по математике
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:
Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:
Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы;
Узнает и запоминает цвет или форму;
Учиться считать, ориентироваться в пространстве;
Тренирует мелкую моторику рук;
Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи технологии.
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В.В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Развитие» и т.д.
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись с самыми известными играми.
Кораблик Плюх-Плюх. Макет пятимачтового корабля. На каждой мачте нанизаны разноцветные флажки. Основная цель этой игры — научить ребенка считать. Причем смысл не просто «вызубрить» с ним цифры, а наглядно объяснить ему понятие количества. У малыша формируются и первые математические представления: он учится различать понятия «больше/меньше/поровну», «много/мало». Параллельно ребенок изучает цвета и размеры, развивает логическое и даже творческое мышление (например, во время складывания узоров). Нанизывание флажков на шнурок отлично тренирует мелкую моторику пальцев, а значит, влияет и на интеллектуально-речевое развитие ребенка. Освоение пространственных отношений: поверни тот или иной флажок вправо/влево, какого цвета третий флажок на пятой мачте, отыщи средний флажок на самой высокой мачте и т. п. Решение логических задач: покажи мачту, которая ниже самой высокой, но выше средней; покажи все мачты выше второй и т. п.
Чудо-крестики
Игра выглядит как рамка с вкладышами, отличающимися формой и цветом. Использующиеся геометрические фигуры собираются из отдельных частей. Именно такие упражнения предлагаются ребенку при первых играх, потом они усложняются. С помощью предложенных схем дети могут составлять разнообразные образы фигур и предметов. В «Альбоме фигурок» представлены схемы к головоломке.
Игра поможет ребенку познакомиться с основными цветами, поспособствует развитию умений сравнивать и производить анализ, сформирует представления о целом и части, научит пользоваться схемами.
Фонарики.
«Фонарики» - эталоны разных форм и размеров.
В альбоме, который входит в комплект, предлагаются различные схемы для конструирования фигур. Можно работать, опираясь на них, а можно проявить воображение и придумать самостоятельно. Альбом подразделен на темы: человек, животные, бабочки и другие. Это сделано для удобства его использования.
Пособие способствует:
развитию изобретательных способностей и воображения;
речевому развитию ребенка;
развитию мелкой моторики;
сенсорному развитию;
развитию тактильной восприимчивости;
развитию памяти;
развитию математических навыков: количественный счет, понятия «больше-меньше», пространственные отношения, знакомство с геометрическими фигурами;
развитию умения конструировать на плоскости.
Шнур малыш
Это пособие выполнено в виде деревянной доски с 9 сквозными отверстиями. В комплекте также идут шнурки. Шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. С помощью шнура на игровом поле вышиваются буквы и несложные слова. Можно написать цифру и легко превратить ее в другую, складывать и вычитать, решать примеры. Можно ребенку прочитать сказочную историю «Филимон Коттерфильд», сопоставить волшебство фокусника и досточку, показав, как следует работать.
«Филимон Коттерфильд» - знаменитый факир». По городу говорящих попугаев пронесся слух – знаменитый факир Филимон Коттерфильд показывает новую программу. Появилась афиша: «Небывалые трюки!», «Невиданные узоры!». На вечернем представлении под звуки фанфар на арену цирка выходит Филимон Коттерфильд. Он поднимает вверх сверкающий щит, взмахивает жезлом. Из корзины медленно выползает змея. Еще один взмах – змея бросается на жезл щит и шипит. Зрители замирают. Но фокусник опять взмахивает жезлом, и змея послушно опять ползет по прямой дорожке, делает поворот, один, другой. Предлагаем ребенку. Возьми «Шнур - малыш», схемы, и пусть твои ловкие пальчики творят чудеса!»
С помощью пособия можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком букв и цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.
Забавные цифры
Это познавательная и увлекательная игра под названием «Цифроцирк».
На всех карточках нарисована не просто цифра, а цифрозверь, например 1 – это еж, 2 – зайчик… Дети играя с цифрами-зверятами, запомнят цифры намного быстрее, потому что перед глазами будут конкретные образы.
Дети с легкостью справляются со счетом в пределах 10, учится анализу, сравнению, сопоставлению и объединению чисел. Во время игры развивается память, мышление, внимательность, фантазия, речь ребенка.
Теремки
Это игра получила свое признание за то, что является прекрасным средством обучения детей раннего возраста чтению. Играя, дети складывают слоги, а потом и складывают из слогов слова.
В комплекте 12 кубиков в форме теремка. Во всех теремках есть окно или арочка для гласных букв. Отдельно предложены гласные-сундучки. Забавные артисты, с именами, начинающимися с гласной буквы, учат детей запоминать звук. Чтобы получить слог, ребенок должен взять соответствующий сундучок-гласную и поставить его в окно согласного теремка. Образовавшийся слог необходимо пропеть. Играя в «Теремки», дети смогут расширить свой словарь, развивать творческие способности. Также игра поспособствует успешному развитию психики ребенка.
Прозрачный квадрат Воскобовича – это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра развивает логическое мышление, моторики руки, конструкторские способности и воображения. А еще познакомит с геометрическими фигурами и их свойствами. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Вместе с мудрым Вороном Мэтром по ходу сказочного сюжета, ребенок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.
Правила простые: необходимо накладывать пластинки друг на друга всей плоскостью и нельзя допускать пересечение цветных элементов.
«Прозрачный квадрат» - это увлекательная игра и эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста.
Математика. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку-дошкольнику соотношение целого и части.
Совершенствование интеллекта. Сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание. Конструирование различных фигур развивает мышление. В играх с «Прозрачным квадратом» совершенствуется память и воображение.
Развитие речи. Ребенок, играя, пересказывает сказочную историю, придумывает свои рассказы, доказывает правильность своих решений.
Развитие творческих способностей. Игра предоставляет огромные возможности детям и взрослым для реализации собственных творческих идей.
Методическая сказка «Нетающие Льдинки Озера Айс» - важная составляющая часть игры «Прозрачный квадрат». Сказочная история Малыша Гео служит прекрасной мотивацией для выполнения ребенком различных интеллектуальных заданий и, одновременно, является материалом для развития речи.
«Двуцветный квадрат».
Он содержит 32 треугольника разного цвета, приклеены к тканевой основе, которая хорошо сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для детей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов. «Квадрат Воскобовича» легко трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные.
Игра может оказать содействие в формировании у ребенка:
способности к моделированию;
ориентирования в пространстве;
креативности, памяти, внимательности, старательности.
Занимательная сказочная история о тайнах ворона Метра и такие герои, как мама Трапеция, папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, кроха Квадрат помогают ребятам справиться с предлагаемыми задачами.
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.
Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка предает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.
После завтрака мама с папой ушли на работу, а квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я смогу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если бы я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.
Квадрат вспомнил Новогодний праздник, пушистую нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой»,- подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
На этот раз Квадрат не только удивился, но и задумался.
«Что же это получается? – размышлял Квадрат. – Захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотелось стать конфетой, и я превратился в конфету. А если я захочу стать, - Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться, - ну, например, летучей мышью?»
- Да, - сказал он себе более решительно, - хочу превратиться в летучую мышь!
Мгновение спустя Квадрат увидел в зеркале ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ.
Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит Квадрату очень захотеть, и он может превратиться во что угодно и в кого угодно. Теперь ему было о чем написать дедушке в письме.
Главной особенностью технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Используя игры Воскобовича в своей практической деятельности, мы добились неплохих результатов. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном возрасте, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. Кроме того, у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в одной команде.
Кораблик «Брызг-брызг» представляет собой плоскую деревянную лодочку с 7 мачтами из фетра. На липучках к мачтам крепятся деревянные флажки всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Для удобства у каждого флажка есть ручка, за которую его удобно снимать и прикреплять. Каждая мачта пронумерована и имеет разную высоту – от 1 до 7 флажков. Кораблик можно повесить на стену или на стенной ковер: кроме специальных отверстий под гвоздики или крючки на обратной стороне предусмотрены липучки.
Игра кораблик «Брызг-брызг» развивает:
1. Интеллект: внимание, память, мышление, речь, восприятие (цвет, размер).
2. Тренирует мелкую моторику.
3. Математические представления, знания и количественном и порядковом счете, составе числа.
Все эти развитые способности будут способствовать лучшей учебе в школе. Играя в кораблик «Брызг-брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие. В процессе игры у родителей есть возможность эмоционально сблизиться с ребенком. Существует множество игр с этим замечательным корабликом.
Варианты игры:
1. «Высота мачт». Ребенку предлагается посмотреть на кораблик и запомнить, как называются мачты. У кораблика семь мачт. 1-самая низкая. 2- низкая. 3- ниже средней. 4- средняя. 5- выше средней. 6- высокая. 7- самая высокая.
2. «Загадка капитана». Кораблик давно в пути. Лягушки - матросы в очередной раз снимают флажки, приводят их в порядок и готовятся вешать на мачты. Гусь - капитан решил проверить своих матросов и загадал мачту. Лягушки задают вопросы, а капитан отвечает:
- Эта мачта ниже высокой? – Да.
- На этой мачте пять флажков? – Нет.
- Эта мачта находится между четвертой и первой? – Да.
- Эта мачта ниже третьей? – Да.
3. «Загадываем мачту». Взрослый загадывает флажок, дети отгадывают.
4. «Сколько флажков на каждой мачте?». Гусь капитан дает команду: «Измерить флажками высоту мачт» и спрашивает: «Сколько флажков помещается на седьмой мачте?», «Сколько на самой низкой?», «Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между седьмой и пятой?»
5.«Ветер срывает флажки». Например, расскажите, что в море поднялся сильный ветер, и флажки начало срывать с мачт. Сначала сорвало все флажки одного цвета (какого?) со средней мачты. Затем улетели все зеленые флажки (с каких мачт?). Какие флажки остались на кораблике?
6. «Считаем флажки». Кораблик в пути несколько дней. За это время флажки стали грязными и некрасивыми. Матросы их снимают, стирают и сушат. Капитан дает лягушкам команду:
6.1.«Отсчитать 10 флажков любых цветов и повесить их так на три мачты, чтобы они были полностью закрыты. Какие это будут мачты по высоте? Ответы: (1+4+5; 2+3+5; 2+1+7).
6.2. Отсчитать 9, 8, 7, 5, 4, 3 флажка.
7. «Радуга». Пора трогаться в путь. Гусь-капитан дает команду:
-Прикрепить красный флажок к первой мачте.
-Оранжевые - ко второй мачте.
- Желтые - к третьей.
- Зеленые - к четвертой.
- Голубые – к пятой.
- Синие – к шестой.
-Фиолетовые – к седьмой.
Матросы выполняют команду капитана. «Радуга получилась!» - говорит капитан. Рассматриваем расположением флажков по диагонали, по вертикали, по горизонтали.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»
quot;ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»СЛАЙД 2 Авторами технологии интенсивного развития интеллектуальных...
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Для дошколят игра – учеба, игра – труд, игра - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать...
Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобович.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя « здесь и теперь». А сделать игру ведущей деятельностью помогает современная технология ...
Новые направления в работе с аудиторией родителей(законных представителей) через реализацию технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
нвые формы работыс родителями....
Презентация "Технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича"
Выступление на КМО, педагогическом совете № 3...
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича...
Опыт работы по использованию Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую завис...