ФЗМП
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnoe_puteshestvie.docx | 16.96 КБ |
v_gosti_k_mashenke.docx | 16.05 КБ |
geometricheskie_figury.docx | 15.26 КБ |
kto_prishel_v_gosti.docx | 14.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных математических представлений».
Вторая младшая группа.
Тема: Сказочное путешествие.
Цель: обобщить полученные ранее знания.
Задачи:
- Образовательные: продолжать учить группировать предметы по одному признаку (цвет); совершенствовать навыки в подборе предмета по заданному признаку (форма); закреплять знание основных цветов
- Развивающие: развивать активную речь детей, побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов (цвет - красный, желтый, синий, зеленый; величина – самый большой, поменьше, самый маленький); развивать умение видеть в окружающей обстановке предметы, похожие на круг.
- Воспитательные: воспитывать у детей желание помочь Колобку; интерес к математике, умение слушать и слышать воспитателя.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические, здоровьесберегающие.
Материалы: бумажные листья и корзины зеленого, оранжевого, желтого цвета; домики и окошки разной геометрической формы (квадрат, круг, треугольник) и цвета по числу детей для игрового упражнения; шапочки козлят и мамы Козы; силуэты трех медведей и три стула разной высоты из сказки «Три медведя».
Оборудование: магнитофон с мелодией детской песни.
- Дети, вы рады, что у нас так много гостей?
- Поприветствуйте гостей (здороваются).
- Они пришли к нам на занятие, посмотреть и послушать нас.
- Скажите: “Мы самые умные, мы самые красивые, мы самые добрые”.
- Вот, сегодня на занятии мы это и докажем.
- Сегодня у нас с вами необычное занятие математики: мы отправимся с вами в страну сказок. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись!» (звучит музыка).
1. Группировка по цвету.
- Для того чтобы узнать, в какой мы сказке, давайте наденем вот такие шапочки.
- Жили-были Коза с козлятами (надеваю детям шапочки козлят, и себе).
Вот какие козлята! Жили они не тужили, резвились, играли, на полянке гуляли, травку щипали (подвожу детей к «полянке», на которой разложены цветы). Посмотрите, какая красивая полянка! На ней много цветов! Какого цвета этот цветы?
- Давайте соберем листочки в корзины! Какого цвета эти корзины? Зеленые листочки положите в корзину такого же цвета, а в эти корзины (показываю на желтую, оранжевую) положите листья такого же цвета, как корзины.
Вместе с детьми проверяем выполнение задания, исправляем ошибки.
- Давайте посмотрим: все листики лежат в своих корзинках? Смотрите, этот листок заблудился… Маша, положи, пожалуйста, его в корзину такого же цвета.
- Молодцы, козлятки. А теперь снимем шапочки и отправимся дальше. Закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись!" (Звучит музыка)
2. Группировка по величине.
- А чтобы узнать, в какую сказку мы с вами попали, отгадайте загадку:
«Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?»
Открываю мольберт, на нем три медведя и три стула.
- Давайте вспомним, как звали медведей?
- Одинакового ли роста медведи?
- Кто из них самый большой?
- А какого роста Настасья Петровна?
- Кто самый маленький?
- А вот и стулья для медведей.
- Какой стул для Михайло Иваныча?
- Какой стул для Настасьи Петровны?
- Какой стул для Мишутки?
- Правильно, Михайло Иваныч большой – он сидит на большом стуле, Настасья Петровна поменьше – она сидит на среднем стуле, а Мишутка самый маленький – он сидит на маленьком стуле.
- Молодцы! А перед тем, как отправиться дальше, сделаем физминутку.
3. Физминутка. Ориентировка в пространстве.
Руки в стороны, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вперёд, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
- А теперь закройте глаза и скажите волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись!» (звучит музыка).
4. Моделирование. Геометрический материал.
-Посмотрите, это же герой какой-то сказки, как его зовут? (Колобок). Кто мне скажет, на какую фигуру он похож?
- Давайте встанем в круг.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Людям я старинный друг,
Называют меня - круг.
Оглядись внимательно,
Увидишь обязательно.
- Ребята, давайте подумаем, какие ещё предметы похожи на круг (ответы детей).
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? Молодцы!
5. Практические действия. Игровое упражнение «Закроем окошко в домике».
- Ребята, скажите, кто съел в сказке Колобка?
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Колобка не съели?(ответы детей)
- Давайте спрячем Колобка в домике! Подберите окна такой же формы и такого же цвета, как у вас в домиках.
Проверяем правильность выполнения задания, помогаю исправить ошибки.
- Молодцы! Вы хорошо спрятали Колобка, теперь он не укатится в лес и его не съест Лиса.
6. Подведение итогов.
- Ну, вот и закончилось наше путешествие.
- Что вам понравилось в нашем путешествии? А что запомнилось? Почему?
- Да, мы сегодня узнали, что для большого медведя нужен большой стул, а для маленького... (ответы). Что круг похож и на колесо, и на солнышко. Собрали все цветы на сказочном поле.
- А теперь нам пора возвращаться. Закройте глаза, покружитесь под музыку.
- Открывайте глаза. Вот мы и снова в группе. Посмотрите, все ли вернулись из нашего путешествия?
7. Сюрпризный момент.
- Посмотрите, что это? Воздушные шарики. Круглые как колобок.
- Давайте посмотрим, что в них. Шарики и записка «Самым умным, самым красивым и добрым детям от Колобка».
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей 3 – 4 лет по математике «На помощь к Машеньке»
Подготовил: воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 Артюшина.Н.В
Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине и количеству.
Программные задачи:
Образовательные — продолжать учить различать понятия много, один,; продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами больше — меньше, поровну, одинаково. Совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник.
Развивающие — развивать навык подбора пар предметов по размеру; развивать память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве.
Воспитательные — воспитывать эмоционально — положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Материалы и оборудование:
Наглядный: Кукла Маша, фигурки для магнитной доски: птицы (1 большая и маленькие по количеству детей), «зёрнышки».
Раздаточный: Д/игра «Закрой окошки»: домики и геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) красного, желтого, синего и зеленого цвета. Рули для игры.
Фонотека: Музыка из мультфильма «Маша и медведь»
Предварительная работа: Разучивание физминутки «Зарядка для зверят», д/и «Закрой окошки», п/и «Воробышки и автомобили»
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Присаживайтесь на стульчики, спинки ровно, глазки смотрят на меня. Сегодня у нас не простое занятие по математике, мы с вами будем играть….Ой, ребята, кажется, к нам кто-то идет…
Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь», на ширме появляется Маша.
Маша: Здравствуйте!
Дети: Здравствуй, Маша!
Воспитатель: Маша, что случилось у тебя, почему ты такая растрепанная?
Маша: Ой, ребята, когда я маленькой гостила у Мишки, со мной играли птички, веселили меня, а теперь я подросла, птички прилетели, играть захотели, а я не знаю, как с ними играть, забыла уже… Помогите мне, покажите, как можно с птичками играть.
Воспитатель: Ну, что, ребятки, поможем Маше, покажем, как можно играть с птичками?
Дети: Да
2. Игра «Один — много».
— Посмотрите, что я приготовила сегодня для нашей игры (воспитатель показывает фигурки птичек). Кто это? Сколько птичек? Хотите с ними поиграть?(раздает по одной птичке каждому ребенку). Сколько у тебя, Самир, птичек? А у тебя, Софа? А у меня? Возьму и себе птичку (воспитатель берет большую фигурку птички). Что птички умеют делать? (ответы детей)
Покажите, как они летают (движение фигуркой в воздухе). Полетели за мной!
Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь»
3. Игра «Больше, меньше, поровну»
Дети за воспитателем подходят к фланелеграфу, на котором изображена ветка дерева.
— Птички полетели и на ветку сели. Вот так! (воспитатель сажает свою птичку первой на ветку. Сажайте и вы своих птичек на ветку (дети по очереди ставят птичек в один ряд). Сколько птичек на ветке? Все птички по размеру одинаковые? Сколько больших птичек? Сколько маленьких птичек? Настя, повтори, сколько маленьких птичек?
Птички полетели, на ветку сели,
На ветку сели, кушать захотели!
— Чем мы можем покормить птичек? (высказывания детей). А у меня на тарелочке лежат зернышки, давайте покормим птичек. Я дам зернышко первой птичке (воспитатель выкладывает «зернышко» под первой птичкой). Теперь девочки покормят своих птичек, а потом мальчики.
Дети по очереди прикрепляют «зернышки» под птичками, кроме последней.
Ой, этой птичке зернышка не хватило! Сколько у нас птичек? Сколько зернышек? Их поровну? Чего больше: птичек или зернышек? Как нам сделать поровну?
Обыгрывание с детьми 2-х способов уравнивания: добавить еще одно зернышко или убрать одну птичку.
Всех мы птичек накормили? (да!)
Может мы кого забыли? (нет!)
А теперь скорей сюда!
Ждет нас новая игра!
Маша: Ребята, а я вспомнила очень интересную разминку, хотите ее вместе со мной сделать?
Дети: Да
Музыкальная разминка с Машей (музыка из мультфильма «Маша и медведь»
Маша: Ой, здорово размялись, а еще у вас есть игры в запасе?
Воспитатель: Конечно, есть, но для этого ребятки должны пройти за столы
4. Игра «Закроем окошки в домиках»
Дети садятся за столы, на которых разложены цветные домики, а в тарелочках лежат разноцветные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. и кратко напоминает правила игры, уточняя цвет и форму окон.
Воспитатель: Птички в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Дунул ветер!(дети дуют) Помогите! (элементы дыхательной гимнастики: подуть сильно – слабо)
Все окошки затворите!
Дети закрывают все окна нужными цветными геометрическими фигурами.
Маша: Ух, как здорово у вас получилось закрыть все окошки! Какие же вы молодцы!
5. Подвижная игра.
Воспитатель: Ребята, а хотите сами стать птичками? А кого или чего птички боятся, когда прыгают по дорожке?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Воробышки и автомобили» под музыку из мультфильма «Маша и Медведь»
Маша: Вы очень хорошо находите гнездышки, улетая от автомобилей. Вы мне столько игр показали….пора мне уже и к Мишке в лес, с птичками играть. Ой, совсем забыла, я ведь вам гостинцы захватила, от меня и Мишки, спасибо вам за помощь.
Маша передает гостинцы воспитателю, прощается с детьми и под музыку уходит
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня играть? Какая игра понравилась тебе, Арина? А тебе, Арсений? А тебе, Настя? Мне тоже понравилось играть с вами. Вы очень порадовали меня своими ответами и тем, как помогали Маше. Будем с вами еще придумывать новые игры?
Предварительный просмотр:
Конспект по математике для детей 3-4 лет
«Королевство геометрических фигур»
Выполнила: Воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 Артюшина.Н.В
Цели:Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Развивать внимание, мышление, память, воображение.
Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах; совершенствовать умение называть их ; упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «впереди - сзади(позади)», «вверху-внизу», «справа-слева»;
отвечать на разнообразные вопросы воспитателя; расширение и активизация словарного запаса детей;
формирование у детей потребности в двигательной активности;
развитие игровой деятельности детей; формирование уважительного отношения к окружающим.
Дидактический наглядный материал:
Демонстративный материал. Карточки: домики геометрической формы, сказочные и обычные геометрические фигуры, река , предметы различной геометрической формы , Принц Геометрикус (персонаж нарисованный с помощью геометрических фигур).
Раздаточный материал. Коробочки квадратной и треугольной формы, карточки с изображением предметов квадратной и треугольной формы.
Ход занятия.
Педагог:
Мы сначала будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп!
А затем мы будем топать:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
А сейчас мы повернемся
И друг - другу улыбнемся.
Педагог: Посмотрите к нам в гости пришел принц Геометрикус. Он приглашает нас в гости в свое королевство геометрических фигур. Пойдем в гости? (Дети отвечают: «Да!») Впереди - речка. Как пройти через нее?
Дети: Нужно сделать мостик.
Педагог: Да тут у речки лежат мостики. Какие необычные! На что они похожи?
Дети: На круг, квадрат, треугольник.
Педагог: Какой из этих мостиков мы возьмем?
Дети: Квадратный.
Педагог: Скажите, где находится квадратный мостик? Покажите правую руку, левую руку. ( Квадратный мостик находится слева).
Педагог: А вот и домики. Где они находятся? (вверху.) Кто в этих домиках живет?
Отгадайте загадку:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. Что же это? (круг)
Каждый угол мой прямой,
Все четыре стороны Одинаковой длины.
Вам себя представить рад! А зовут меня? (квадрат)
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины. Если стукнешь по углам, То скорей подскочишь сам (треугольник)
Педагог:
Мы встречаем их везде –
На земле и на воде,
В небесах и под землей
Нам они нужны с тобой!
Будем их мы называть,
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
Различить их с вами сможем.
Мы без них никак не можем!
Игра «Наполни корзинки». (На столах находятся картинки предметов квадратной и треугольной формы, коробочки квадратные и треугольные). Ребята, Геометрикус просит помочь друзьям. Вчера был сильный уроган и все, что лежало у его друзей в домиках – рассыпалось и перепуталось.
На столике корзинки Квадратная и Треугольная. Положите в квадратную корзинку карточки с предметами квадратной формы, а в треугольную – треугольной формы.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте).
Мы во двор идем гулять. (Ходьба на месте).
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения пальцами).
С горки мы катались, (Взмах руками сверху вниз).
А еще в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки).
Все в снегу домой пришли (Руки к щекам – покачиваем головой ).
Съели суп, и спать легли. (Движения «ложкой»,руки под щеки).
Педагог: Отдохнули? Сил набрались? Продолжаем.
Дети: Да!
.Игра «Поможем кругу». (На магнитной доске рисунки различной геометрической формы.)
Педагог: Ребята, уроган не только раздул вещи друзей Геометрикуса, но и унес корзинку Круга, давайте сделаем ему подарок : соберем все, что ему принадлежит (Дети выбирают предметы круглой формы и складывают в корзинку.)
Игра «Прятки».
Педагог :
Геометрикус принес наборное полотно с геометрическими фигурами и предложил поиграть. Посмотрите внимательно на фигуры. Где находится красный квадрат? А синий круг? Закройте глаза (убирается одна фигура). Какая фигура спряталась? Снова закройте глаза (убирается еще одна фигура.) Какой фигуры не стало?
Педагог Молодцы! Вы сегодня славно потрудились, помогали фигурам, выполняли сложные задания. Давайте попрощаемся с Геометрикусом , его друзьями – геометрическими фигурами . До свидания !
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике для детей 3-4 лет
(2 младшая группа)
Подготовил: воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 Артюшина.Н.В
Тема: «Кто пришел к ребятам в гости»
Цель: знакомство с понятиями: помногу, поровну.
Задачи:
- Учить сравнивать 2 группы предметов приемом наложения;
- Закрепить знание геометрических фигур круга, квадрата, умение называть их;
- Упражнять в употреблен названий детенышей домашних животных в косвенных падежах;
- Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Оборудование:
демонстрационное: плоскостные изображения кошки, котят, бантов;
раздаточное: плоскостные изображения нескольких щенков и мячей, карточки, круги, квадраты по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель говорит, что к ним в гости пришла кошка с котятами, выставляет их изображение на доску. Спрашивает, сколько кошек и сколько котят, побуждая использовать в ответе: одна кошка, много котят
Педагог говорит, что котятам нужно повязать бантики на шею, вызывает к доске ребенка, побуждая наложить на изображение каждого котенка бант. Воспитатель обращает внимание на то, что у каждого котенка есть бантик, значит, котят и бантиков поровну, котят много и бантиков много, значит, котят и бантиков помногу, поровну, и побуждает детей повторить эти понятия.
Затем воспитатель просит на карточках выложить много щенят, уточняя, что откладывать надо слева направо. Затем предлагает дать каждому щенку мячик. Напоминает, что нужно брать по одному мячику и накладывать на щенка, побуждает отвечать на вопросы, как в первом задании.
Физминутка
Есть у кошки глазки
Есть у кошки ушки,
Есть у кошки лапки –
Мягкие подушки.
Кошка, кошка, не сердись,
Не царапай деток –
Брысь! (хлопки в ладоши)
Воспитатель раздает геометрические фигуры, уточняет их названия и предлагает поиграть в игру «Найди себе пару». Каждый ребенок находит себе пару с такой же геометрической фигурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по ФЗМП
Завершающее занятие....
Картотека игр для ФЗМП детей с ЗПР
Картотека дидактических игр по математике предназначена для воспитателей детских садов, для занятий с детьми среднего и старшего возраста....
Дидактическая игра по ФЗМП "Расскажи историю"
Цель:Формировать умение детей замещать условные обозначения (цифры) соответствующими словами, соблюдая определённую последовательность....
Конспект занятия в старшей группе по фзмп «Вычитание. Знак минус»
Конспект занятия в старшей группе по фзмп «Вычитание. Знак минус»Задачи: Научить детей действию вычитания, составлять и записывать истории, в которых происходит уменьшение.Развивать л...