Дидактические игры и упражнения в обучении детей 3-4 лет основам математики
проект по математике
Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_matematike.docx | 322.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов.
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности, качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Ее изучение - это длительный и трудоёмкий процесс для дошкольников. Важно не перегрузить ребёнка информацией, не отбить интереса к занятиям математикой. И здесь на помощь педагогу приходят дидактические игры. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Какое же значение имеют игры? Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи: развивать мыслительную активность, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, фантазию, память, речь. Способствуют усвоению новых знаний, умений и навыков подчас обучаемый не догадывается об этом, углублять математические представления. Играя, ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, одновременно впитывает неоценимый опыт общения и незаметно для себя легко обучается всем азам математической науки.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.
Идея проекта: Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников.
Цель проекта: Способствовать формированию элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Задачи проекта:
1.Развивающие:
-расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
-развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
-развитие инициативности и активности детей
2.Образовательные:
-обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
-учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;
-формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;
-учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;
-учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;
-учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;
-обучать счёту в пределах пяти
3.Воспитательные:
-формировать интерес к точным наукам.
Вид проекта: монопроект, практико – ориентированный, индивидуальный, долгосрочный.
Руководитель проекта: Шипицына И.В.
Участники проекта: дети 3-4 года, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. - май 2020г.
Принципы реализации проекта:
1.От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми математических заданий к более сложный по содержанию.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
4. Принцип взаимодействия и сотрудничеств выражается во взаимодействии педагога с семьей.
5. Принцип системности- работа с детьми по математическому развитию ведется по определенной системе.
Этапы работы над проектом
1.Организационно - подготовительный
1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации на сайте maam.ru по теме проекта, посещение других сайтов.
2. Проанализировать многообразие форм и методов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Выяснить уровень развития математических представлений детей;
4. Разработать перспективный план.
5. Подбор наглядно-дидактического материала и оборудования для совместной деятельности с детьми.
Практический
1.Создание предметно- пространственной среды;
2. Создание картотеки дидактических игр по математическому развитию детей.
3. Изготовление, внедрение в деятельность детей математические игры и упражнения разной направленности.
4. Проведение индивидуальных занятий и упражнений.
5. Разработка бесед, консультаций, памяток, буклетов для родителей с использованием занимательного материала по математике.
Презентационный
1.Презентация опыта перед педагогами ДОУ, оформление методических рекомендации по формированию математических представлений у детей 3-4 лет.
2.Оформить выставку математических настольно печатных игр, сделанных руками педагога и родителей.
3.Оценка результатов работы всех участников проекта.
Контрольный
Выяснить, повысился ли уровень развития детей по ФЭМП за время проведения проекта.
Формы работы с детьми
- Использование дидактических игр и упражнений математической направленности во всех видах деятельности детей.
- Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения знаний, умений и навыков в области математики.
Формы работы с родителями
- Оформление информационного стенда «Забавная математика».
- Привлечение родителей к созданию математических игр своими руками.
- Семинар - практикум для родителей: «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста».
- Подбор и ознакомление родителей с дидактическим материалом и литературой для использования в домашних условиях.
- Консультации для родителей на темы: «Математические игры в домашних условиях», «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников».
- Наглядная агитация «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок?»
- Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат (дети):
1.Расширятся математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах.
2. Сформируется умение использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
3.Повысится уровень математического развития детей.
4.Повысится мотивация к исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат (родители)
1.Повышение педагогической компетенции математического развития детей.
2. Сформируется понимание необходимости использования дидактических игр и упражнений в развитии математических способностей детей.
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Выявить уровень развития математических представлений. | Оформление информационного стенда «Забавная математика». Анкетирование «Математика в жизни вашего ребенка». |
Октябрь | Дидактические игры на классификацию предметов. | Оказание помощи педагогу в оформлении математического центра группы, дидактических игр. |
Ноябрь | Дидактические игры на формирование формы предметов. | Консультация «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников». |
Декабрь | Дидактические игры на развитие логического мышления. | Консультация «Математические игры в домашних условиях» Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических загадок, считалок. |
Январь | Дидактические игры с цифрами и числами. | Семинар - практикум «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста». Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических сказок о цифрах и числах. |
Февраль | Дидактические игры на ориентировку в пространстве. | Наглядная агитация «Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?» |
Март | Дидактические игры на развитие памяти, внимания. | |
Апрель | Открытый показ нод по математике «Дружная семейка». | Участие родителей в открытом показе нод «Дружная семейка». |
Май | Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс. | Оценка результатов работы участников проекта. |
Заключение:
1. Выставки дидактических игр на итоговом педсовете.
2. Участие в конкурсах
3. Обобщение опыта работы перед педагогами ДОУ.
4. Презентация на сайте и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики».
Актуальность выбранной темы: работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе ...
План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»
План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...
Опыт работы: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представлены дидактические игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ....
Отчёт о работе по самообразованию «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»
Проблема: Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных и значимых задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математик...
Презентация “Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики”
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творче...
Самообразование «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»
Презентация «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»...
Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реали...