Дидактические игры и упражнения в обучении детей 3-4 лет основам математики
проект по математике

Шипицына Ирина Викторовна

Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_matematike.docx322.19 КБ

Предварительный просмотр:

i1339WZ6C.jpg

        

        100220162121.png

Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов.

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности, качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Ее изучение - это длительный и трудоёмкий процесс для дошкольников. Важно не перегрузить ребёнка информацией, не отбить интереса к занятиям математикой. И здесь на помощь педагогу приходят дидактические игры.  Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Какое же значение имеют игры? Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи: развивать мыслительную активность, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, фантазию, память, речь. Способствуют усвоению новых знаний, умений и навыков подчас обучаемый  не догадывается об этом, углублять математические представления. Играя, ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, одновременно впитывает неоценимый опыт общения и незаметно для себя  легко обучается всем азам математической науки.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Идея проекта: Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников.

Цель проекта: Способствовать  формированию элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Задачи проекта: 

1.Развивающие:

-расширять кругозор на базе ближайшего окружения;

-развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод;

- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

 -развитие инициативности и активности детей

2.Образовательные:

-обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);

-учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;

 -формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе  соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;

-учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;

-учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;

-учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;

-обучать счёту в пределах пяти

3.Воспитательные:

-формировать интерес к точным наукам.

Вид проекта: монопроект, практико – ориентированный, индивидуальный, долгосрочный.

Руководитель проекта: Шипицына И.В.

Участники проекта: дети 3-4 года, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. - май 2020г.

Принципы реализации проекта:

1.От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми математических заданий к более сложный по содержанию.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

4. Принцип взаимодействия и сотрудничеств выражается во взаимодействии педагога с семьей.

 5. Принцип системности- работа с детьми по математическому развитию ведется по определенной системе.

Этапы работы над проектом

1.Организационно - подготовительный

1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации на сайте maam.ru  по теме проекта, посещение других сайтов.

2. Проанализировать многообразие форм и методов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

3. Выяснить уровень развития математических представлений детей;

4. Разработать перспективный план.

5. Подбор наглядно-дидактического материала и оборудования для совместной деятельности с детьми.

Практический

1.Создание предметно- пространственной среды;

2. Создание картотеки дидактических игр по математическому развитию детей.

3. Изготовление, внедрение в деятельность детей математические игры и упражнения разной направленности.

4. Проведение  индивидуальных занятий и упражнений.

5. Разработка бесед, консультаций, памяток, буклетов для родителей с использованием занимательного материала по математике.

Презентационный

1.Презентация опыта перед педагогами ДОУ, оформление методических рекомендации по формированию математических представлений у детей 3-4 лет.

2.Оформить выставку  математических настольно печатных игр, сделанных руками педагога и родителей.

3.Оценка результатов работы всех участников проекта.

Контрольный

Выяснить, повысился ли уровень развития  детей по ФЭМП за время проведения проекта.

Формы работы с детьми

  • Использование дидактических игр и упражнений  математической направленности во всех видах деятельности детей.
  • Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения знаний, умений и навыков в области математики.

Формы работы с родителями

  • Оформление информационного стенда «Забавная математика».
  • Привлечение родителей к созданию математических игр своими руками.
  • Семинар - практикум для родителей: «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего  дошкольного возраста».
  • Подбор и ознакомление родителей с дидактическим материалом и литературой для использования в домашних условиях.
  • Консультации для родителей на темы: «Математические игры в домашних условиях», «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников».
  • Наглядная агитация «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок?»
  • Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат (дети):

 1.Расширятся математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах.

2. Сформируется умение использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

 3.Повысится уровень математического развития детей.

4.Повысится мотивация к исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат (родители)

1.Повышение педагогической компетенции  математического развития детей.

2. Сформируется понимание необходимости использования дидактических игр и упражнений в развитии математических способностей  детей.

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

Выявить уровень развития математических представлений.

Оформление информационного стенда «Забавная математика».

Анкетирование «Математика в жизни вашего ребенка».

Октябрь

Дидактические игры на классификацию предметов.

Оказание помощи педагогу в оформлении математического центра группы, дидактических игр.

Ноябрь

Дидактические игры на формирование формы предметов.

Консультация «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников».

Декабрь

Дидактические игры на развитие логического мышления.

Консультация «Математические игры в домашних условиях»

Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических загадок, считалок.

Январь

Дидактические игры с цифрами и числами.

Семинар - практикум  «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего  дошкольного возраста».

Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических сказок о цифрах и числах.

Февраль

Дидактические игры на ориентировку в пространстве.

Наглядная агитация «Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?»

Март

Дидактические игры на развитие памяти, внимания.

Апрель

Открытый показ нод по математике «Дружная семейка».

Участие родителей в открытом показе нод «Дружная семейка».

Май

Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс.

Оценка результатов работы участников проекта.

Заключение:

1. Выставки дидактических игр на итоговом педсовете.

2. Участие в конкурсах

3. Обобщение опыта работы перед педагогами ДОУ.

4. Презентация на сайте  и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики».

Актуальность выбранной темы: работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе ...

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...

Опыт работы: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представлены дидактические игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ....

Отчёт о работе по самообразованию «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

Проблема: Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных и значимых задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математик...

Презентация “Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики”

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творче...

Самообразование «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»

Презентация   «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»...

Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реали...