Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.Благодаря игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть и адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности, и его отношения с людьми. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе. Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskiy_material_.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений в обучении детей с ОВЗ (на примере детей с ОНР)

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

В группе, где дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Все мы знаем, что в формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры и упражнения, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня. Дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей игры дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребёнка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Наблюдая за игрой детей с ОВЗ, мы видим следующее: дети, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения; кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека; игры с игрушками животными тоже не вызывают заинтересованного эмоционального отношения, их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками; редко, но встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку, надкусить пирожок-муляж. (Спросите, с чем это вызвано? Да с тем, что дети просто не умеют действовать с игрушками, у них отсутствует опыт использования игрушки в соответствии с функциональным назначением.); довольно часто наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду. Дети с ОВЗ редко используют предметы – заместители; в процессе игры дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действия. Они быстро насыщаются игрушками: длительность действий обычно не превышает 15 минут. Причина: отсутствие подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Важнейшим элементом дидактической игры являются правила, исполнение которых обеспечивает реализацию игрового содержания. Выполнение установленных правил является обязательным условием решения игровой и дидактической задачи. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.  По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

 Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

«Звуковые» игры развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. Для развития навыков звукового анализа и синтеза в своей работе мы используем следующие игры:

«Звуковая мозаика».

Цель: развивать умение детей определять наличие заданного звука в слове.

Ход игры: Перед каждым ребенком квадрат, разделенный на 9 частей и 5 фишек красного, синего или зеленого цвета.

Логопед произносит слова. Если в слове есть заданный звук, дети накрывают клеточку фишкой, если нет – пропускают.

«Выбери картинку».

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Ход игры: Среди множества картинок нужно отобрать только те, в названии которых есть заданный звук.

«Собери слова в цепочку».

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход игры: У детей карточки с изображениями различных предметов. Логопед помещает одну карточку на доске. Дети должны выбрать картинку, название которой начинается на звук, которым заканчивается название картинки, помещенной на доске. Получается цепочка.

«Договори слово».

Цель: развивать умение определять последний звук в слове.

Ход игры: Логопед называет слова, но не договаривает в них последний звук, его должны назвать дети.

«Звуковые вагончики».

Цель: развивать умение определять место звука в слове.

Ход игры: У каждого ребенка карточка, на которой наклеены три вагончика. Логопед называет слово, дети помещают фишку в первый, средний или конечный вагон, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.

«Звуковая линейка».

Цель: Учить определять порядковый номер звука или звук по порядковому номеру.

Ход игры: У каждого ребенка на столе лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат фигурки животных, которые «ходят в гости» либо к какому – то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик.

«Найди предмет».

Цель: развивать умение последовательно выделять звуки в слове.

Ход игры: У каждого ребенка карточка, на которой изображены различные предметы. Нужно выбрать картинку, название которой соответствует предложенной схеме.

«Подбери схему».

Цель: развивать умение последовательно выделять звуки в слове.

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены один предмет и несколько звуковых схем. Нужно выбрать схему, которая соответствует звуковому составу слова-названия предмета.

«Собери пирамиду».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Ход игры: У ребенка рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – четыре квадрата, затем – три.

Необходимо заполнить пирамиду. Среди множества картинок надо найти сначала те, в названии которых пять звуков, затем четыре и три.

При обучении детей в определении количества звуков и слогов в слове можно использовать следующие игры: «Веселый поезд», «Куда сядет насекомое», «Саночки».

В игре «Веселый поезд» дети упражняются в определении количества звуков в слове. Используются вагончики, на крышах которых карточки с определенным количеством кружочков. Педагог поясняет: «Перед нами веселый поезд для животных. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, название которых состоит из трех звуков, во втором – из четырех, в третьем - из пяти звуков».

Играя в игру «Куда сядет насекомое», дети должны посадить божью коровку на тот цветок, количество точек, на спине которого соответствует количеству звуков в названии картинки, закрепленной на цветке.

В занимательной игре «Саночки» дети раскладывают картинки на санки. Педагог объясняет, что санки с картинками катились с горки, перевернулись и все картинки рассыпались. Нужно разложить картинки, соблюдая условие: количество звуков в названии картинок должно соответствовать цифре на саночках.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа можно проводить в играх с мячом. Для этого мы используем сшитые из ткани мячики. В группе есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем – четыре согласные.  Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре «Разноцветные мячики» ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук, - если логопед бросает ему красный мяч, и согласный, - если мяч синего цвета. В игре с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй» дети подбирают слова на заданный звук. Очень любят ребята играть в игру «Звуковая цепочка», которая требует внимания, хорошего уровня развития фонематических процессов, умения выделять звук в начале и конце.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Педагог говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру, и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.

Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Педагог называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон.

Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт

Красное — платье, яблоко, знамя

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Педагог говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

- Какое слово повторилось два раза? (идет).

- Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

- Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

- Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

- Чистый воздух (свежий воздух).

- Чистая вода (прозрачная вода).

- Чистая посуда (вымытая посуда).

- Самолет сел (приземлился).

- Солнце село (зашло).

- Река бежит (течет, струится).

- Мальчик бежит (мчится, несется).

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый, материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый, качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот) : посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Таким образом, в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики».

Актуальность выбранной темы: работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе ...

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...

Опыт работы: «Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представлены дидактические игры и упражнения для обучения детей с ОВЗ....

Дидактические игры и упражнения в обучении детей 3-4 лет основам математики

Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников....

Отчёт о работе по самообразованию «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

Проблема: Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных и значимых задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математик...

Презентация “Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики”

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творче...

Самообразование «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»

Презентация   «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»...