Волшебное путешествие
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Тема: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Выполнила: Ардынцова Ю.В.
2018 г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»
Программное содержание:
- совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь;
- упражнять в счете в пределах 5. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и от формы расположения предметов;
- совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, обозначать результаты сравнения словами: широкий, узкий. Упражнять в умении сравнивать 5 предметов по высоте, раскладывая и в возрастающем последовательности, обозначать результаты сравнения словами: Самый высокий, пониже, еще ниже, еще ниже, самый низкий;
- упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, справа, слева;
- упражнять в счете на ощупь в пределах 5;
- продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, шаром, цилиндром, кубом. Закреплять знания о геометрических фигурах;
- закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопрос «Который по счету?». Учить действовать по словесной инструкции. Развивать графические умения. Воспитывать аккуратность.
- развивать логическое мышление, внимание, речь детей
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: круги красного, желтого, синего, черного цвета; карточки с изображением геометрических фигур от 1 до 5; «тропинки»- узкая и широкая; «лес» - деревья: ели, березы; геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, цилиндр, шар, куб, предметы: тарелки, дудочка, ширма; игрушка Незнайка, медведь, волк. Лиса, белка. Мышка. Су-Джок тренажеры, корзинка
Раздаточный материал: домики разной высоты по 5 на каждого ребенка; мешочки с разным количеством ( от 1 до 5) еловых шишек, карточки с изображением от 1 до 5 кругов на каждого ребенка; карточки с двумя полосками на каждого ребенка, тарелочки с белочками и шишками, карточки (желтого, красного, синего, черного цвета, на каждого ребенка; карточки малые с геометрическими фигурами, пустые карточки для игры по ТРИЗ;
Ход проведения:
I часть (вводная)
(Воспитатель настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику.)
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте!
(Дети ложатся на ковер и закрывают глаза (спят).
Сюрпризный момент.
(Воспитатель в руках держит Незнайку.)
Воспитатель: Пойдём, Незнайка, в детский сад к ребятам, ты посмотришь, что и в детском саду дети заняты делом, никто не бездельничает. Потому, что без труда не вынешь и рыбки из пруда.
- Ой, Незнайка, что же случилось? Почему дети спят, когда надо заниматься? Давай-ка разбудим их.
(воспитатель трогает детей, они не просыпаются)
Воспитатель: Я догадалась, что случилось, это Баба Яга заколдовала наших детей. Она узнала, что я сегодня хочу пригласить их в путешествие.
- Сейчас мы будем ласково называть их по имени и они обязательно проснутся.
(воспитатель касается рукой каждого ребенка и ласково зовет его по имени, дети просыпаются, встают)
Воспитатель: Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!
-Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: да.
Воспитатель: А трудностей не боитесь?
Дети: нет.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочную страну на поиски сокровищ, хотите?
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В сказке очутитесь.
- Ребята, я хочу загадать Вам загадку, послушайте внимательно.
Воспитатель:
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (утром)
-Правильно, конечно, утром
-Ребята, а какие части суток еще бывают? (ответы детей)
-Скажите мне, пожалуйста, какими цветами мы можем обозначить части суток? (показывает карточку) Карточка «Утро» какого она цвета? (желтого)
-Красным (день), синим (вечер), черным (ночь).
-Предлагаю поиграть в игру « Покажи время суток». Я буду читать стихотворение, а вы будете показывать карточку нужного цвета. Будьте внимательны!
1) Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
Ну-ка, детки, просыпайтесь,
Подымайтесь, умывайтесь (желтый - утро)
Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет ответы
2) А за утром день бежит,
Нам пословица гласит:
Долог день до вечера,
когда делать нечего (красный-день)
Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет ответы
3) Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам - вкусный ужин (синий - вечер)
Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет ответы
4) Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели? (черный - ночь)
Дети показывают карточки. Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет ответы
-Ребята, сколько частей суток мы знаем? (четыре) Правильно!
Детям предлагается убрать пособие в сторону.
2 часть (основная)
Ребята, Незнайка мне подсказывает, что нам нужно идти в лес. Может быть там мы найдем волшебника (пошли в лес)
- Вот мы и в лесу, дети посмотрите тропинки в лесу. Одинаковые они? Чем отличаются? (одна узкая, другая широкая)
-По какой тропинке пойдем: по узкой или широкой? Почему?
Ну а мы пройдем немного
Поднимаем выше ногу!
- Дети смотрите корзинка, возьмите по одной геометрической фигуре. Теперь у детей которых в руках куб, подойдут к столу, на котором лежит куб, у кого - шар к столу, где лежит шар, и у кого цилиндр - к столу, где лежит цилиндр.
(дети разделились на 3 подгруппы)
Воспитатель:
- Ребята, перед вами улица, на которой живут сказочные герои – медведь, волк, лиса, белка и мышка. Дома наших сказочных героев нужно расставить в правильном порядке – начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.
(работа в подгруппах – дети на столах раскладывают домики по величине)
Воспитатель напоминает правила выкладывания: слева направо.
Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет расположение домиков у детей
-Расскажите о том, как расположили домики? (Самый высокий, пониже, еще ниже, еще ниже, самый низкий)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто живет в первом домике? Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом?
Дети: В первом домике живет медведь. Во втором домике живет волк. В третьем домике живет лиса. В четвертом домике живет белка. В пятом – мышка.
-Что можно сказать о высоте домиков?
Молодцы.
Пальчиковая игра с Су-Джок тренажером (Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /звука Ш/)
- Дети смотрите, Баба-яга наверно рассыпала каштанчики, давайте мы их подберем и поиграем с ними.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
- Возьмите шар в левую руку. В правую. Положите шар впереди себя. С правой стороны от себя. С левой стороны. Положите шар позади себя.
(Инструкции повторяются 2-3 раза в разном порядке)
Молодцы.
- Ребята послушайте загадку.
Что растет на елке? (шишки и иголки)
Игра «Покажи столько же»
У каждого ребенка набор карточек с разным количеством кругов и мешочек, в котором лежат шишки. Воспитатель предлагает посчитать шишки на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов
-Сколько кругов на карточке?
-Почему ты показал карточку с тремя кругами? Проверьте правильность своих ответов.
Молодцы.
- Ребята, у нас есть с вами шишки, а кто же любит шишки, как вы думаете? (ответы детей) Правильно, белочка! Давайте мы ее позовем и подарим шишки которые мы нашли, а позовем мы ее с помощью музыкального инструмента, а какого вам нужно угадать.
Игра с белочкой.
-Угадайте инструмент по услышанным звукам. Посчитайте звуки. Воспитатель играет на дудочке за ширмой 4 раза.
-На каком инструменте я сыграла?
- На верхнюю полоску карточки выложите столько белочек, сколько услышали звуков.
Воспитатель вместе с Незнайкой проверяет правильность ответов
-Сколько положили белочек? Почему положили 4 белочки?
Воспитатель вызывает ребенка и шепотом, чтоб не слышали дети, предлагает сделать 5 прыжков
-На нижнюю полоску карточки выложите столько шишек, сколько раз Ксюша подпрыгнула
Воспитатель напоминает правила выкладывания: слева направо, располагать под белочкой шишку.
-Сколько выложили шишек?
-Почему выложил 5 шишек?
-Чего меньше белочек или шишек?
-Чего больше шишек или белочек?
-Какое число больше: 5 или 4?
-Какое число меньше : 4 или 5?
-Как сделать, чтобы белочек и шишек стало поровну?
Воспитатель обговаривает с детьми способы уравнивания предметов. Дети уравнивают количество предметов
-Сколько стало белочек и шишек?
Воспитатель:
- Молодцы, все справились с таким трудным заданием. Белочка вас благодарит за шишки и прощается с вами.
3 часть (заключительная)
- Дети, мы столько с вами трудились, что пришла пора немного отдохнуть и поиграть, а поиграть с вами хочет один из наших волшебников (волшебник уменьшения и увеличения), если мы сейчас сможем выполнить его задание, то он обещал нам подсказать волшебные слова, чтоб вернуться в группу и отдать то, зачем мы с вами отправились в путешествие сокровища, ну что поиграем?
Игра ТРИЗ.
- Дети, волшебник мне дал волшебные карточки, они маленькие, волшебник решил увеличить их, но забыл расположить правильно в каждой ячейке геометрические фигуры. Вам нужно расположить на большой карточке фигуры в точности как на маленькой. Если вы все сделаете без ошибок, то волшебник поможет нам вернуться в группу и отдаст нам сокровища.
Воспитатель раздает карточки, дети рассаживаются на ковре. Выполняют задание.
Воспитатель проверяет задание вместе с Незнайкой.
Молодцы, волшебник шепнул мне волшебные слова и вручил угощения. Нам пора возвращаться в группу.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Снова в группе очутитесь.
Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом.
Анализ.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие, с какими героями мы встречались в путешествии? Какие части суток мы с вами знаем? На каком музыкальном инструменте я вам играла? Кого мы выкладывали с вами на полянках? Какие геометрические фигуры забыл выложить волшебник на карточках? Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, эти знания обязательно пригодятся вам не только на занятиях, но и в жизни.
Ребята, Незнайке очень понравилось, что он повстречал таких добрых, умных, сообразительных ребят как вы, и он с вами прощается. Ну и нам пора прощаться с нашими гостями. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетного физкультурного занятия "Волшебное путешествие в сказку Снежная Королева"
Занятие в подготовительной группе....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Развитие представлений детей о добре и зле....
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с ЗПР "Волшебное путешествие"
Конспект итогового интегрированного занятия разработан совместно воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Включает в себя блоки всех специалистов. Занятие н...
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной...
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме: «Волшебное путешествие в лес»
Цель: Развитие познавательных интересов у детей.Задачи: 1. Обобщить знания детей о животных (звери, птицы, рыбы). Закрепить умение ...
"Волшебное путешествие"
Мини КВН для детей старшего дошкольного возраста по ПДД...