Проект " Маленькие логики" на 2019-2020г
проект по математике (подготовительная группа)
Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса. При работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой –дети не умеют устанавливать логические связи между предметами и явлениями, не умеют
правильно ставить приоритеты, выделять основное и принимать нестандартные решения, точно мыслить и излагать свои мысли. Причина этому – неразвитое логическое мышление. Вне всякого сомнения, что ребенка необходимо готовить к логическому типу мышления. На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.
Одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является использование занимательного математического материала. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
В связи с этим, мной была разработан проект «Маленькие логики», основанный на применении занимательного математического материала в формировании и развитии логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»
Проект
по развитию логико-математических знаний и навыков через игровую деятельность для детей подготовительной группы №1 «Дружная семейка»
на 2019-2020г
«Маленькие логики»
Подготовила: Алтунина Наталья Юрьевна
воспитатель 1 квалификационной категори
г. Балабаново
I. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
1. Условия возникновения
Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса. При работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой –дети не умеют устанавливать логические связи между предметами и явлениями, не умеют
правильно ставить приоритеты, выделять основное и принимать нестандартные решения, точно мыслить и излагать свои мысли. Причина этому – неразвитое логическое мышление. Вне всякого сомнения, что ребенка необходимо готовить к логическому типу мышления. На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.
Одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является использование занимательного математического материала. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
В связи с этим, мной была разработан проект «Маленькие логики», основанный на применении занимательного математического материала в формировании и развитии логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Проект направлен на целенаправленное развитие познавательных процессов, включающих в себя умение наблюдать и оценивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификации объектов, понятий по заданному принципу.
2. Актуальность
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний заканчивается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой.
В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.), поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является совершенствование содержания занятий математического цикла путем использования занимательного математического материала. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий для развития логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного математического материала
Цели и задачи
Цель: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование занимательного математического материала.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).
3. Разработать систему по использованию занимательного математического материала для развития логического мышления у старших дошкольников.
4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр. (логических блоков Дьенеша , счетных палочек Кюизенера, Сложи узор, Уникуб и т.д).
5. Повышение интереса педагогов к использованию занимательного математического материала для развития логического мышления старших дошкольников.
6. Провести анализ эффективности проделанной работы.
Объектом исследования является логическое мышление старших дошкольников.
Предмет исследования – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр с занимательным математическим материалом.
Перспективность
Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
Теоретическая база
В основе проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов по проблемам развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П. Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д. Б.Эльконина, А. В.Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др).
В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления.
Новизна заключается в разработке системы занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.
Гипотеза проекта: я предполагаю, что если использовать логическое мышление, как средство развития умственных способностей дошкольников, то можно повысить познавательный интерес.
Участники проекта
Проект групповой, рассчитан для детей подготовительной группы (6-7 лет), педагогов и родителей.
Продолжительность проекта
Проект является информационным, среднесрочным. Длительность работы над проектом охватывает учебный год и включает этапы:
Первый этап – подготовительный (сентябрь 2019г.).
Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, собрать необходимую информацию, подготовить оборудование.
Второй этап – основной (с 1октябряпо 30 апреля 2020г).
Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, Сложи узор, Уникуб, Математических планшетов и т.д.
Третий этап – итоговый (май 2020г.).
Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.
Диапазон проекта
Проект представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников в их основной деятельности – игре с использованием занимательного математического материала. Диапазон проекта охватывает организацию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, систему работы с родителями и педагогами ДОУ.
II. ТЕХНОЛОГИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
1.Повышение собственной профессиональной компетентности: изучение, анализ и подбор научно-методической
литературы;
Определение путей улучшения развивающей среды
Разработка перспективного плана работ с детьми, родителями, педагогами.
2.Создание предметно развивающей среды
Оформление учебного центра, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагается занимательный математический материал
3. Работа с родителями
Анкетирование
4. Выявление уровня развития детей.
Проведение мониторинга - выявление исходного уровня развития логического мышления старших дошкольников
Основной этап
1. Внедрение системы работы по использованию
Организация работы с детьми согласно перспективному плану
Сентябрь 2019 - апрель 2020
Разработка занимательного математического материала в развитии логического мышления дошкольников
Организация индивидуальной работы. Индивидуальные беседы и рекомендации по каждому отдельному ребенку
2.Информированиеродителей по проблемме
Мастер-класс по работе с занимательным математическим материалом, консультации, родительские собрания, беседы, практические задания
Совместные игры-занятия с детьми и родителями (во второй половине дня)
Тематический праздник, выставка детского творчества
Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления, оформление папок - передвижек и родительского уголка
Итоговый этап
1.Оценка эффективности работы
Итоговая диагностика
2.Обобщение опыта
Определение перспективы в дальнейшей работе
Презентация проекта
III. Предполагаемые результаты реализации проекта
Результаты работы свидетельствуют о том, что дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями. У них появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Подбор предметов с учетом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. С помощью занимательного математического материала дети овладели знанием о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках.
Перспективное планирование по проекту «Маленькие логики»
Месяц | Тема | Работа с детьми | Работа с родителями | Материал |
Сентябрь | Логические игры для дошкольников Изучение, анализ литературы | Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей. | Анкетирование родителей | Разработка проекта «Веселая математика» Анкеты родителей Мониторинг Оформление уголка «Любознайка» |
Октябрь | Разработка комплекса дидактических игр, пособий, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников, развитию логического мышления. | Д/и «Игра с кругами» Д/и «Только одно свойство» Д/и «Правильный счет» Заучивание считалки «Жили -были сто ребят» Математическая сказка «Математика в лесу» Пословицы про число 1. | Консультация «Математика в развитии вашего ребенка» | Картотека дидактических игр Консультация Математические сказки о цифрах |
Ноябрь | Игры-головоломки | Д/и «Сбор фруктов» Д/и «Счетная мозаика» Математическая сказка «На кого похожа цифра 2» Пословицы про число 2. Загадки. Игры со счетными палочками. | Индивидуальные беседы | Игры Считалки |
Декабрь | Ребусы, головоломки Моделирование из геометрических фигур. «Соедини точки по образцу» | Д/и «Подбери по форме» Математическая сказка «С кем дружит цифра 3» Пословицы про число 3. | Консультация для родителей «Математика – это интересно». «Веселая математика дома»
| Консультация Выставка самодельных игр |
Январь | Логические карточки и таблицы, цепочки | Д/и «Найди предмет такой же формы» Д/и «Найди пару» Д/и «Волшебные узоры» Математическая сказка «Четыре желания цифры 4» Пословицы про число 4 | Рекомендации для родителей | Логические карточки, таблицы |
Февраль | Геометрическая мазаика Логоформочки. «Крестики – нолики». | Математическая сказка «Рассказ о квадрате и круге» | Родительское собрание " Развитие логического мышления у дошкольников" | Геометрические фигуры Конспект родительского собрания |
Март | «Зеркальные игры» Лабиринты | Д/и «Половинка к половинке» Математическая сказка «пять органов чувств» | Раздаточный материал | |
Апрель | «Танграм» | Д/И «Найди кто лишний» Д/И Какой фигурки не хватает» Работа с танграном | Папка-передвижка | Информационный материал |
Май | Математический КВН | Развлечение | Фотоотчет | Сценарий развлечения |
IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006
- Дмитриева В. Г. «350 упражнений для развития памяти и мышления» Издательство АСТ2018г
- Тихонович Т. С. «Развиваем мышление и логику»
- Новикова.В.П. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
- Новикова. В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
- Носова Е.Ф. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
- Новикова.В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
- Узорова О.В. «350 упражнений для развития логики» Издательство: Издательство АСТ 2019
Интернет сайты: https://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Ромашка» 2019-2020г.
Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаВедущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой кул...
План по самообразованию на 2019-2020г.
Перспективный план самообразования в условиях ФГОС...
Рабочая образовательная программа"Солнечные лучики" 2 младшей группы"А" на 2019-2020г. МКДОУ детский сад"Тополек" комбинированного вида.
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы «А» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основны...
Рабочая образовательная программа"Солнечные лучики" 2 младшей группы"А" на 2019-2020г. МКДОУ детский сад"Тополек" комбинированного вида.
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы «А» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основны...
Рабочая программа 2019 - 2020г..Средняя группа.
Рабочая программа .Средняя группа...
Педагогический проект в старшей группе №9 «Непоседы» на 2019-2020г.г. «Юные инспекторы движения».
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждой дошкольной организации. Среди жертв ДТП много детей д...
Экологический проект «Зимующие птицы Алтайского края», 2019 - 2020г
Цель проекта: создание условий для помощи птицам в зимний период....