Проект " Маленькие логики" на 2019-2020г
проект по математике (подготовительная группа)

Алтунина Наталья Юрьевна

Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса. При работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой –дети не умеют устанавливать логические связи между предметами и явлениями, не умеют

правильно ставить приоритеты, выделять основное и принимать нестандартные решения, точно мыслить и излагать свои мысли. Причина этому – неразвитое логическое мышление. Вне всякого сомнения, что ребенка необходимо готовить к логическому типу мышления. На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.

Одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является использование занимательного математического материала. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

В связи с этим, мной была разработан проект «Маленькие логики», основанный на применении занимательного математического материала в формировании и развитии логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»

Проект

 по развитию логико-математических знаний и навыков через игровую деятельность для детей подготовительной группы №1 «Дружная семейка»

на 2019-2020г            

                       «Маленькие логики»

Подготовила: Алтунина Наталья Юрьевна

воспитатель 1 квалификационной категори

г. Балабаново

I. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ

1. Условия возникновения

Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса. При работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой –дети не умеют устанавливать логические связи между предметами и явлениями, не умеют

правильно ставить приоритеты, выделять основное и принимать нестандартные решения, точно мыслить и излагать свои мысли. Причина этому – неразвитое логическое мышление. Вне всякого сомнения, что ребенка необходимо готовить к логическому типу мышления. На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.

Одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является использование занимательного математического материала. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

В связи с этим, мной была разработан проект «Маленькие логики», основанный на применении занимательного математического материала в формировании и развитии логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Проект направлен на целенаправленное развитие познавательных процессов, включающих в себя умение наблюдать и оценивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификации объектов, понятий по заданному принципу.

2. Актуальность

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний заканчивается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой.

В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.), поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что одним из путей развития логико-математических способностей дошкольников является совершенствование содержания занятий математического цикла путем использования занимательного математического материала. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий для развития логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного математического материала

Цели и задачи

Цель: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование занимательного математического материала.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).

3. Разработать систему по использованию занимательного математического материала для развития логического мышления у старших дошкольников.

4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр. (логических блоков Дьенеша , счетных палочек Кюизенера, Сложи узор, Уникуб и т.д).

5. Повышение интереса педагогов к использованию занимательного математического материала для развития логического мышления старших дошкольников.

6. Провести анализ эффективности проделанной работы.

Объектом исследования является логическое мышление старших дошкольников.

Предмет исследования – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр с занимательным математическим материалом.

Перспективность

Перспективность проекта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

Теоретическая база

В основе проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов по проблемам развития мышления: С. Л.Рубинштейна, Л. С.Выготского, П. П. Блонского, П. Я.Гальперина, В. В.Давыдова, Е. А.Вяхирева, А. И.Мещерякова, Н. А.Менчинской, Д. Б.Эльконина, А. В.Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др).

В основу проекта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления.

Новизна заключается в разработке системы занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.

Гипотеза проекта: я предполагаю, что если использовать логическое мышление, как средство развития умственных способностей дошкольников, то можно повысить познавательный интерес.

Участники проекта

Проект групповой, рассчитан для детей подготовительной группы (6-7 лет), педагогов и родителей.

Продолжительность проекта

Проект является информационным, среднесрочным. Длительность работы над проектом охватывает учебный год и включает этапы:

Первый этап – подготовительный (сентябрь 2019г.).

Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, собрать необходимую информацию, подготовить оборудование.

Второй этап – основной (с 1октябряпо 30 апреля 2020г).

Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, Сложи узор, Уникуб, Математических планшетов и т.д.

Третий этап – итоговый (май 2020г.).

Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.

Диапазон проекта

Проект представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников в их основной деятельности – игре с использованием занимательного математического материала. Диапазон проекта охватывает организацию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, систему работы с родителями и педагогами ДОУ.

II. ТЕХНОЛОГИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

1.Повышение собственной профессиональной компетентности: изучение, анализ и подбор научно-методической

литературы;

Определение путей улучшения развивающей среды

Разработка перспективного плана работ с детьми, родителями, педагогами.

2.Создание предметно развивающей среды

Оформление учебного центра, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагается занимательный математический материал

3. Работа с родителями

Анкетирование 

4. Выявление уровня развития детей.

Проведение мониторинга - выявление исходного уровня развития логического мышления старших дошкольников

Основной этап

1. Внедрение системы работы по использованию

Организация работы с детьми согласно перспективному плану

Сентябрь 2019 - апрель 2020

Разработка занимательного математического материала в развитии логического мышления дошкольников

Организация индивидуальной работы. Индивидуальные беседы и рекомендации по каждому отдельному ребенку

2.Информированиеродителей по проблемме

Мастер-класс по работе с занимательным математическим материалом, консультации, родительские собрания, беседы, практические задания

Совместные игры-занятия с детьми и родителями (во второй половине дня)

Тематический праздник, выставка детского творчества

Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления, оформление папок - передвижек и родительского уголка

Итоговый этап

1.Оценка эффективности работы

Итоговая диагностика

2.Обобщение опыта

Определение перспективы в дальнейшей работе

Презентация проекта

III. Предполагаемые результаты реализации проекта 

Результаты работы свидетельствуют о том, что дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями. У них появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Подбор предметов с учетом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. С помощью занимательного математического материала дети овладели знанием о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках.

                                                          Перспективное планирование по проекту «Маленькие логики»

Месяц

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Материал

Сентябрь

Логические игры для дошкольников

Изучение, анализ литературы

Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей.

Анкетирование родителей

Разработка проекта «Веселая математика»

Анкеты родителей

Мониторинг

Оформление уголка «Любознайка»

Октябрь

Разработка комплекса дидактических игр, пособий, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников, развитию логического мышления.

Д/и «Игра с кругами»

Д/и «Только одно свойство»

Д/и «Правильный счет»

Заучивание считалки «Жили -были сто ребят»

Математическая сказка «Математика в лесу»

Пословицы про число 1.

 Консультация «Математика в развитии вашего ребенка»

Картотека дидактических игр

Консультация

Математические сказки о цифрах

Ноябрь

Игры-головоломки

Д/и «Сбор фруктов»

Д/и «Счетная мозаика»

Математическая сказка «На кого похожа цифра 2»

Пословицы про число 2.

Загадки.

Игры со счетными палочками.

Индивидуальные беседы

Игры

Считалки

Декабрь

Ребусы, головоломки

Моделирование из геометрических фигур.

«Соедини точки по образцу»

Д/и «Подбери по форме»

Математическая сказка «С кем дружит цифра 3»

Пословицы про число 3.

Консультация для родителей «Математика – это интересно».       «Веселая математика дома»  

    

Консультация

Выставка самодельных игр

Январь

Логические карточки и таблицы, цепочки

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Д/и «Найди пару»

Д/и «Волшебные узоры»

Математическая сказка «Четыре желания цифры 4»

Пословицы про число 4

Рекомендации для родителей

Логические карточки, таблицы

Февраль

Геометрическая мазаика

Логоформочки. «Крестики – нолики».

Математическая сказка «Рассказ о квадрате и круге»

Родительское собрание " Развитие логического мышления у дошкольников"

Геометрические фигуры

Конспект родительского собрания

Март

«Зеркальные игры»

Лабиринты

Д/и «Половинка к половинке»

Математическая сказка «пять органов чувств»

Раздаточный материал

Апрель

«Танграм»

Д/И «Найди кто лишний»

Д/И Какой фигурки не хватает»

Работа с танграном

Папка-передвижка

Информационный материал

Май

Математический КВН

Развлечение

Фотоотчет

Сценарий развлечения

IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006
  2. Дмитриева В. Г.  «350 упражнений для развития памяти и мышления» Издательство АСТ2018г
  3. Тихонович Т. С. «Развиваем мышление и логику»

  1. Новикова.В.П. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
  2. Новикова. В.П.  Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
  3. Носова Е.Ф.  Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
  4. Новикова.В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
  5. Узорова О.В. «350 упражнений для развития логики» Издательство: Издательство АСТ 2019

  

Интернет сайты: https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Ромашка» 2019-2020г.

Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаВедущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой кул...

План по самообразованию на 2019-2020г.

Перспективный план самообразования в условиях ФГОС...

Рабочая образовательная программа"Солнечные лучики" 2 младшей группы"А" на 2019-2020г. МКДОУ детский сад"Тополек" комбинированного вида.

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы «А» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основны...

Рабочая образовательная программа"Солнечные лучики" 2 младшей группы"А" на 2019-2020г. МКДОУ детский сад"Тополек" комбинированного вида.

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы «А» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основны...

Рабочая программа 2019 - 2020г..Средняя группа.

Рабочая программа .Средняя группа...

Педагогический проект в старшей группе №9 «Непоседы» на 2019-2020г.г. «Юные инспекторы движения».

    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждой дошкольной организации. Среди жертв ДТП много детей д...

Экологический проект «Зимующие птицы Алтайского края», 2019 - 2020г

Цель проекта: создание условий для помощи птицам в зимний период....