Статья: Удивительные блоки
статья по математике

Хлопотнёва Виктория

Описание опыта работы ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга по использованию в образовательной деятельности учебно-игрового пособия "Логические блоки Дьенеша".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель Хлопотнева В. В.

"Удивительные блоки".

Способность четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли необходимы каждому человеку. Поэтому развитие мышления у детей является одной из основных задач для педагогов.

Образовательная деятельность педагогов нашего ДОО направлена, прежде всего, на развитие познавательных способностей детей, освоение  формирование предпосылок учебной деятельности, что тесно связано с уровнем освоения мыслительных операций.

Работая в этом направлении, мы решили подобрать игры, с помощью которых можно решать как можно большее количество развивающих и образовательных задач.

Наблюдение за разнообразной деятельностью детей стало основой выбора критериев по которым мы будем осуществлять отбор материала и решили, что  таким универсальным пособием является учебно-игровое пособие "Логические блоки Дьенеша". Предлагаемый материал не отвергается ребенком, нравится ему в не зависимости  от уровня его подготовки и возраста. Логические блоки помогают развивать мышление детей посредством включения их в развивающие, игровые и образовательные ситуации, при этом  развитие ребенка осуществляется в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности - игре. Основной, используемый метод развития, –проблемно- поисковый.

В играх с "Логическими блоками Дьенеша" дети в легкой игровой форме учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, у них развиваются важные психологические процессы, такие как память, воображение, креативное мышление. С помощью карточек-символов дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов, учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать логические модели, ряды и цепочки. Играя с логическими блоками Дьенеша дети выполняют разнообразные действия: разбиение, выкладывание рядов по определенным правилам, перестроение, строят высказывания применяя союзы «и», «или», употребляя в речи отрицание «не», учатся рассуждать, доказывать правильность своих действий (решений). Развивают свой познавательный интерес и творческое воображение.

Использовать учебно-игровое пособие "Логические блоки Дьенеша" мы начинаем с раннего возраста. Ознакомление детей со свойствами блоков ведётся поэтапно, путем постепенного усложнения заданий. Вначале детям предоставляется возможность познакомиться с блоками Дьенеша самостоятельно, достать их из коробки, рассмотреть, поиграть по своему усмотрению.  Воспитатели наблюдают за деятельностью детей. В процессе перекладывания блоков по собственному желанию дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер.  Например, красные к красным, квадратные к квадратным и т.д. Дети  практически воспринимают свойства блоков, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д.

В дальнейшем детям предлагаются игры. При выборе игр учитываются не только возрастные, но и индивидуальные возможности каждого ребенка.  Играть и раскладывать блоки интереснее адресно, по этому воспитатели вовлекают детей в игровые сюжеты и ситуации. Например, угощают зверей, расселяют жильцов и т.д. Восприятие ребенка при этом приобретает более целенаправленную и организованную направленность. Детям задаются вопросы: «Чем похожи блоки?» и «Чем отличаются ?».

Затем в игру включаются элементы поиска. Дети находят блоки по словесному описанию сначала по одному, затем по двум, трем и четырем признакам (свойствам). Например, предлагалось найти и отобрать блок квадратной формы. Среди 48 блоков дети находили только квадратные, осуществляя поиск  по одному заданному свойству.

Далее предлагалось найти блок по двум признакам, например, синий квадратный. В данном случае необходимо абстрагирование от несущественных в данных условиях признаков и вести поиск только среди блоков квадратной формы, синего цвета.

После этого предлагалось найти блок по трем заданным свойствам: например, синий большой квадратный; два блока по цвету, форме, размеру..

И, наконец, из двух фигур выбирается один блок по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В таких играх у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование.  

Следующий шаг в освоении блоков: это знакомство детей с карточками-символами.

Детям загадывались загадки без слов (кодирование). Воспитатель предлагает детям найти нужный блок по карточкам-символам. Например, детям показывали 4 карточки-символа, обозначающие форму (круглый, квадратный, прямоугольный или треугольный блок). Воспитатель, пользуясь карточками-символами загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок и показывают его.

Затем, как усложнение, 3 карточки-символы цвета, рассматривали карточки-символы размера и толщины.

С помощью карточек-символов дети самостоятельно вели поиск, с удовольствием загадывали друг другу признаки блока, который необходимо отыскать, кодировали блоки. Использовались игры «Рассели жильцов», «Этажи» и др. В игру с блоками включился соревновательный элемент.  Предлагали детям такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданный блок. Выигрывал тот, кто ни разу не ошибется, как при шифровке, так и при поиске закодированного блока.

Игры с блоками значительно усложнялись за счет введения  отрицания «не». Например, найти «не квадратный», «не красный», «не большой» и т.д. Вначале использовался один знак отрицания – по одному признаку, например, «не большой». Затем вводилось  отрицание по 2 признакам «не большой и не прямоугольный» и др. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

С развивающим пособием "Логические  блоки Дьенеша" мы ознакомили родителей воспитанников. Отзывы у родителей были положительные. Они признали это учебно-игровое пособие полезным и увлекательным для детей разного возраста.

Игры с логическими блоками Дьенеша многообразны. Педагоги включают их в разнообразную образовательную деятельность, самостоятельно создают авторские оригинальные игры и упражнения. Игры с блоками становятся  «школой мышления» радостной и сосем не трудной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности по математики с детьми дошкольного возраста"

В дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности ма...

Статья "Логические блоки Дьеныша как средство развития мыслительных процессов"

Блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития , и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения....

Статья "Удивительные улитки"

Организация экологической среды в дошкольном учреждении....

Родительское собрание в средней группе «Удивительные блоки»

Уважаемые родители, сегодня я хочу вас познакомить с моим опытом работы в области развития познавательных процессов у детей с помощью блоков Дьенеша.        По мнени...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

Эти удивительные блоки Дьенеша

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ.В дошкольной педагогике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт пе...

Мастер-класс для родителей "Удивительные блоки Дьенеша"

ссылка на подтверждающий документ:https://vk.com/photo-186038566_457244791...