конспекты занятий по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Тарасова Татьяна Юрьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нод №1.

Цель : - Совершенствовать умение сравнивать  две равные группы предметов ,обозначать результаты сравнивания словами: поровну, столько- сколько.

-Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнивания словами: большой, маленький, больше, меньше.

- Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Ход НОД.

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес».(занятие можно провести на прогулке).

I часть .Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: « Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет :» Сколько грибов взяли вы?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: « Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? ( Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько- сколько) Как можно еще расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» ( можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.)

II часть. Игровое упражнение « Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: « Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает : « Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару- маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую ( маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой?» ( Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится»

Воспитатель предлагает детям рассказать о том , какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Нод № 2.

Цель:- Упражнять в сравнивании двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнивания словами: больше, меньше, поровну, столько –сколько.

- Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь.) Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и сини кубы ( по количеству детей), сюжетные картинки с изображением  разных частей суток. Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы ( по 5 шт. для каждого ребенка).

Ход НОД.

Игровая ситуация « В гостях у Кролика».

I Часть. Игровое упражнение « Положим кубы в коробку».

На столе расположены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям : «Винни пух и пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (ответы детей). Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все сини кубы.

II Часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: « Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?»(предлагает расставить все кубы в ряд) Что нужно положить на кубы, чтоб получился домик?

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыши?»  - спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов  и достраивают один домик.

III Часть. Игровое упражнение «Поможем Винни пуху расположить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки  с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке?  Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь.)

НОД №3.

Цель: - упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

- совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнивания словами: длинный- короткий, длиннее- короче, широкий- узкий, шире- уже.

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Демонстрационный материал: Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5-7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал: Двух полосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Ход НОД.

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I Часть. Игровое упражнение « Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны», у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II Часть. Клоуны «играют» с воздушными шарами.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше? (меньше)? Как сделать так, чтоб синих и красных шариков стало поровну? (дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов). Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III Часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цветы ленты у клоунов? Одинаковой,  ли они длинны? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагают ленты на фланелеграфе друг под другом ,предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV Часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям  дощечки и выясняет,  одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

НОД №4.

Цель: -продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сравнивания пар.

-закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

-упражнять в сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

Демонстрационный материал. Игрушки: енот, обезьяна, жираф; палочки одинакового цвета круглой, квадратной и треугольной формы ( по 5 шт.).

Раздаточный материал. Круги и квадраты, разделенные на две части ( по 2 фигуры на каждого ребенка), карточки с контурными изображениями фигур, кирпичики (по 10 шт. для каждого ребенка).

Ход НОД.

Игровая ситуация «Необыкновенный зоопарк».

I Часть. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправятся в зоопарк. Он обращает их внимание на енота, который сушит на веревке платочки , и спрашивает: «Сколько платочков сушится на веревке?(много) Какого они цвета? Одинаковые ли платочки по форме? (круглые, квадратные,треугольные.) Что можно сказать о количестве круглых и квадратных платочков: поровну ли их? Как можно узнать?

Один ребенок выкладывает в ряд платочки круглой формы, а другой под каждый платочек круглой формы кладет платочек квадратной формы.

Воспитатель интересуется: « Каких платочков больше: круглой или квадратной формы? Каких платочков меньше: квадратной или круглой формы? Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну».

Вместе с детьми воспитатель обговаривает способы уравнивания предметов и предлагает воспользоваться одним из них.

II Часть. Игровое упражнение «Неразбериха».

На столах у детей круги и квадраты ,разделенные на 2 части. Воспитатель предлагает детям помочь обезьянке собрать фигуры, используя для этого карточки с контурными изображениями кругов и квадратов. Затем проверят правильность выполнения задания и выясняет названия фигур.

Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение, а дети загибают пальчики в соответствии с текстом.

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

 С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

От того и потолстел.

III Часть. Воспитатель предлагает построить заборчики для животных: для жирафа- высокий забор, для енота- низкий заборчик.

Сначала дети сравнивают животных( кто выше: жираф или енот? Кто ниже: енот или жираф?), а затем располагают кирпичики  соответствующим образом: горизонтально для низкого заборчика и вертикально- для высокого.

НОД № 5.

Цель:- Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько»?.

-Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

-Закреплять умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Демонстрационный материал. Двух ступенчатая лесенка, 3 зайчика, 3 белочки, «волшебный»  мешочек, шар, куб, квадрат, круг, треугольник.

Ход НОД.

I Часть. Игровая ситуация «Гости из леса».

Воспитатель сообщает детям , что к ним из леса пришли гости(ставит на лесенку 2 зайчиков). Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков. В случае затруднения напоминает, что зайчиков нужно посчитать.

Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяет итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько зайчиков прибежало?»

Затем предлагает поставить на нижнюю ступеньку лесенки столько белочек, сколько зайчиков.

Воспитатель считает белочек, потом спрашивает у ребят: «Сколько прибежало белочек? Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?»

Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки».

Воспитатель ставит на лесенку еще одну белочку («к двум белочкам прибежала еще одна») и выясняет: «Как узнать, сколько стало белочек? (посчитать) Сколько белочек? Сколько зайчиков? Три белочки и два зайчика- сравните, кого больше. (три белочки больше ,чем два зайчика). Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?»

Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает белочек и зайчиков и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.

II Часть. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.

Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ.

Игра повторяется 2-3 раза.

Аналогичные действия дети выполняют с кругом, квадратом и треугольником.

III Часть. Игровое упражнение «Поручение».

Воспитатель предлагает детям поочередно спрятать за спину правую и левую руку.

Уточняет ,какую руку они спрятали, какую показали.

Воспитатель просит ребят посмотреть направо(налево) и сказать, что они видят справа(слева).

 

НОД № 6.

Цель:- учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

-упражнять в сравнении двух предметов по величине ( длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами длинный- короткий, длиннее- короче, широкий- узкий, шире- уже, высокий- низкий, выше- ниже.

-расширять представление о частях суток и их последовательности ( утро, день, вечер, ночь).

Демонстрационный материал. Фланелеграф, картинки с изображением трех поросят, 3 желудя, 3 домика, 3 двери, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток.

Раздаточный материал. Дорожки из бумаги разной длины ( по 2шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты ( по 2 шт. для каждого ребенка).

Ход НОД.

Игровая ситуация « Три поросенка».

I Часть. Воспитатель поет песенку поросят:

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк!

Уточняет, кто пел эту песенку, из какой сказки.

На фланелеграф  воспитатель прикрепляет картинки с изображением трех поросят и вместе с детьми вспоминает их имена.

Воспитатель выясняет у ребят, что нужно сделать , чтобы узнать, сколько поросят. Напоминает детям, как посчитать поросят, как  сделать обобщающий жест и сказать «всего три поросенка».

Воспитатель по очереди вызывает детей и просит посчитать поросят. Потом предлагает угостить поросят желудями. Каждому поросенку дети дают по одному желудю. Воспитатель вместе с детьми считает желуди. На основе счета ребята убеждаются в равенстве поросят и желудей.

II Часть. Воспитатель показывает детям домики поросят и предлагает сделать двери нужной ширины, чтобы закрыть вход в домики.

Ребята решают, какой ширины должны быть двери, сравнивают их по ширине и подбирают дверь к каждому домику.

III Часть. На столах у детей- дорожки из бумаги.

Воспитатель дает задание: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (по короткой). Покажите короткую дорожку.»

Аналогичным способом дети из из двух елочек выбирают высокую елочку, чтобы спрятать за ней домик поросенка.

Физкультминутка

Дети встают в круг и показывают сначала высокую елочку (поднимаются на носочки и тянут руки вверх), потом- низкую елочку(приседают на корточки).

Упражнения повторяется 2-3 раза.

IV Часть.

Вместе с детьми воспитатель рассматривает сюжетные картинки  с изображением поросят в разное время суток. Уточняет, какое время суток изображено на картинке, просит детей обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку ( утро, день, вечер, ночь.)

 

НОД № 32.

Цель: -упражнять в счете и отсчете предметов на слух в пределах 5.

-закреплять название изученных геометрических фигур.

- сравнивание предметов по ширине и высоте.

Демонстрационный материал. Музыкальные инструменты (деревянные ложки,барабан,дудочка.), плакат с изображением геометрических фигур.

Раздаточный материал. Круги (по 6-7 шт. для каждого ребенка), изготовленные из картона полоски разной ширины и высоты(по 2шт. на каждого ребенка) и бумажные кружочки разного размера ( по 2 шт. на каждого ребенка),плоские геометрические фигуры по 1шт. на каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Ход НОД.

I Часть. Игровое упражнение « Матрешки слушают музыку».

Воспитатель предлагает детям вместе с матрешками послушать музыку и сосчитать звуки. Он ударяет 3 раза ложками и спрашивает: «Сколько звуков вы услышали?» Затем просит детей отсчитать столько кругов, сколько звуков они услышали.

Аналогичное задание дети выполняют, слушая барабан (4 звука) и дудочку(5 звуков). Каждый раз воспитатель уточняет: «Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько кругов?»

II Часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть плакат  с геометрическими фигурами и вспомнить их название.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить игровое упражнение «узнай по описанию».

Воспитатель описывает геометрическую фигуру, а дети выбирают из фигурок нужную и показывают ее.

III Часть. У каждого ребенка на столе по 2 полоски и по 2 кружочка.

Воспитатель предлагает детям сравнить полоски знакомым способами по высоте и ширине: « Что можно сказать о высоте полосок? Покажите высокую полоску. Покажите низкую полоску. Что можно сказать о ширине полосок?  Покажите широкую полоску. Покажите узкую полоску. Как можно назвать одним словом высокую и широкую полоску? (большая полоска). А как низкую и узкую? (маленькая полоска).

Воспитатель предлагает мальчикам найти большую полоску и прокатить по ней большой кружок, а девочкам показать маленькую полоску и прокатить по ней маленький кружочек.

НОД № 33.

Цель: - Закрепить умения счета предметов на слух в пределах 5.

- Упражнять в умении определять предметы цилиндрической формы.

-Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Демонстрационный материал. Игрушки ( 3-4шт.), цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме цилиндра ( стакан, банка, коробка в форме цилиндра, мяч, кубик и т.д), музыкальный инструмент (бубен)

Ход НОД.

I Часть. Игровое упражнение «Определи на слух».

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и на слух определить сколько ударов в бубен было совершено.

II Часть .Игровое упражнение «Разложи предметы по форме».

На столе расставлены предметы: стакан, банка, мяч, кубик, конус, коробка в форме цилиндра. Воспитатель уточняет название предметов и предлагает разделить предметы на группы( по форме).

После выполнение задания воспитатель просит ребят назвать все группы  предметов.

Воспитатель обращает внимание детей на цилиндр и предметы цилиндрической формы. Предлагает детям осмотреть группу и найти предметы цилиндрической формы.

III Часть. Игровое поручение « Поручение».

Перед началом занятия воспитатель прячет в группе игрушки.

По указанию воспитателя вызванный ребенок двигается в заданном направлении и отсчитывает определенное количество шагов. При правильном выполнение задания ребенок находит игрушку.

Упражнение повторяется 2-3 раза с участие других детей.

НОД № 34.

Цель: -Повторение счета независимо от величин.

-Закрепление в пространстве и обозначении пространственных направлений относительно себя.

Раздаточный материал. Картинка, карандаш, набор игрушек ( матрешка, машина, мяч, пирамидка).

Ход НОД.

I Часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку  и выполнить задания.

II Часть. Игра «Поручение».

Дети сидят по на ковре лицом к воспитателю. Воспитатель предлагает расставить игрушки следующим образом: матрешку вперед, машину сзади, мяч слева, пирамидку справа от себя.

После выполнения задания воспитатель проверяет правильность расположения предметов: «Куда поставили пирамидку? Какую игрушку поставили сзади?» И так далее.

Игра повторяется 3-4 раза.

НОД № 35.

  Цель: -Упражнять в  счете не зависимо от качественных признаков предмета.

-Последовательность частей суток, дней недели.

Демонстрационный материал. Панно составленное из цветов ( 5 красных и 5 синих), круги ( желтый- утро, красный- день, голубой –вечер, черный – ночь)

Раздаточный материал. Двух полосные карточки, цветы одинаковой формы и размера( по 5шт. одного цвета и 5 шт. другого цвета)

Ход НОД.

I Часть. Воспитатель обращает внимание детей на цветы на подносах: « Чем похожи эти цветы? Чем отличаются? Расположите их на карточках так, чтобы в верхнем ряду были цветы одного цвета, а в нижнем ряду- другого цвета. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов на верхней (нижней) полосках карточки? Что можно сказать о количестве красных и синих цветов?»

II Часть. Воспитатель обращает внимание детей на круги , обозначающие время суток, и предлагает назвать их по порядку в соответствии с тем временем суток, которое они обозначают.

«Какое время суток сменяет день?» - спрашивает воспитатель. Он прикрепляет на фланеграф голубой круг и уточняет, какое время суток он обозначает.

Воспитатель уточняет у детей: « В какое время суток люди ложатся спать?» Прикрепляет круг соответствующего цвета на фланелеграф. Таким образом дети совместно с воспитателем повторяют название частей суток.

Затем воспитатель предлагает детям заучить стихотворение про дни недели.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 
Назначаем днем веселья.

НОД № 31.

Цель: - Результат счета не зависит от качественных признаков предмета.

- Сравнивание предметов по величине.

- Ориентировка в пространстве.

Демонстрационный материал. Коробка с кольцами от пирамидок разного цвета и размера, стержни для пирамидок.

Раздаточный материал.

Ход НОД.

 I Часть. Воспитатель обращает внимание детей на цветы на подносах: « Чем похожи эти цветы? Чем отличаются? Расположите их на карточках так, чтобы в верхнем ряду были цветы одного цвета, а в нижнем ряду- другого цвета. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько цветов на верхней (нижней) полосках карточки? Что можно сказать о количестве красных и синих цветов?»

II Часть. Игровое упражнение « Домик с секретом».

Воспитатель с детьми отправляется в путешествие к « Домику с секретом».

В домике дети находят коробку с кольцами от пирамидок и уточняют их цвет и величину. Каждый ребенок отбирает кольца одного цвета и собирает пирамидку.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как они собирали пирамидку ( закрепить в ответе детей использование слов самое большое, меньше, еще меньше, самое маленькое.)

III Часть. Игровое поручение « Поручение».

Перед началом занятия воспитатель прячет в группе игрушки.

По указанию воспитателя вызванный ребенок двигается в заданном направлении и отсчитывает определенное количество шагов. При правильном выполнение задания ребенок находит игрушку.

Упражнение повторяется 2-3 раза с участие других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....