тематический контроль "Развитие математических представлений у детей посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП"
материал
План, график тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_kontrol_femp_2017-2018_g.docx | 52.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИКАЗ №
О проведении тематического контроля
В соответствии с «Планом - графиком контроля по МБДОУ на 2017 - 2018 учебный год».
ПРИКАЗЫВАЮ:
Провести тематический контроль на тему: «Развитие математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП»
- Утвердить план контроля.
- Тематический контроль провести по плану в следующие сроки: с 18.04.2018г по 27.04.2018г
- По окончанию проверки результаты оформить в виде справки и представить их на педагогическом совете.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий МБДОУ «Солнышко»
Н.И.Миронова__________________________________
С приказом ознакомлены:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ «Солнышко»
Н.И.Миронова_________________
Дата__________________________
Тематический контроль
«Развитие математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП»
Цель:определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ФЭМП
Нормативно - правовая база:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы
- Санитарно-эпидемиологические правила в части организации образовательного процесса (СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.
Сроки: с 18.04.2018-25.04.2018г.
Объекты инспектирования:
- Первая младшая
- вторая младшая группа
- средняя группа
- старшая группа;
- подготовительная группа;
Направления инспектирования:
- оценка профессионального мастерства педагога;
- календарно- тематическое планирование работы педагога;
- обследование знаний, умений, навыков детей;
- работа с родителями;
- создание условий в группе, в методическом кабинете
Методы инспектирования:
- анализ непосредственно образовательной деятельности;
- собеседование с воспитателями;
- анализ календарно - тематического планирования;
- анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседа с детьми.
- анализ анкетирования родителей;
- анализ наглядной информации для родителей
- анализ предметно – развивающей среды в группах «Уголок занимательной математики»
- анализ предметно-развивающей среды в методическом кабинете
План контроля
Рабочие материалы контроля
- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
- Карта анализа беседы с детьми
- Карта анализа предметно-пространственной среды центров занимательной математики.
- Карта анализа предметно-пространственной среды в методическом кабинете.
- Анкета для родителей «Познавательное развитие ребенка – дошкольника»
- Карта анализа анкетирования родителей.
- Карта организации и проведения НОД.
- Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ.
- Аналитическая справка по результатам контроля.
График проведения тематического контроля
Сроки проведения_______________________________________
Среда 18.04.2018 | 1. Анализ наглядной информации для родителей 2.Анкетирование родителей | |
Четверг 19.04.2018 | 1. Просмотр НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Радуга» 2.Беседа с воспитателями, анализ самообразования (анкетирование) (подготовительная, старшая группы) 3. Беседа с детьми подготовительной группы «Радуга» | Быстролетова В.В Миронова Н.Л. Кузнецова О.А. |
Пятница 20.04.2018 | 1.Просмотр НОД по ФЭМП в средней группе «Солнечные лучики». 2.Беседа с воспитателями, анализ самообразования (анкетирование) (средняя, 2 младшая группы) 3. Беседа с детьми старшей группы «Звездочки»» | Бочкарева Е.Н. Молчанова А.А Михайлова А.И. |
Понедельник 23.04.2018 | 1..Беседа с воспитателями, анализ самообразования (анкетирование) (подменные воспитатели) 3.Создание условий в методическом кабинете. | Быстролетова В.В. Бочкарева Е.Н. |
Вторник 24.04.2018 | 1.Просмотр НОД по ФЭМП во 2 младшей группе «Колокольчики»(открытое занятие) 2.Беседа с детьми средней группы «Солнечные лучики» 3. Создание предметно-развивающей среды в группе «Сенсорный уголок »(младшие группы) | Михайлова А.И. Шелковникова М.В Ларионова Н.В. |
Среда 25.04. 2018 | 1.Просмотр НОД по ФЭМП в средней группе «Солнечные лучики» (открытое занятие) 2. Беседа с детьми 2 младшей группы «Колокольчики» 3.Создание предметно-развивающей среды в группе «Уголок занимательной математики» (2 младшая, средняя группы) | Молчанова А.А. Михайлова А.И Молчанова А.А |
Четверг 26.04. 2018 | 1. Просмотр НОД по ФЭМП в средней группе «Солнечные лучики» (открытое занятие) 2.Создание предметно-развивающей двигательной среды в группе (старшая, подготовительная группы) 3.Планирование воспитательно-образовательной работы | Кузнецова О.А |
Пятница 27.04. 2018 | 1.Анализ предметно-развивающей среды в группах 2.Составление аналитической справки. | Миронова Н.И Евдокимова А.Ю. |
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля
Согласно годовому плану работы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» на 2017-2018 учебный год, во исполнение приказа № 13 от 16.04.2018г «Развитие математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования современных форм организации работы по ФЭМП» проведена проверка данного направления работы в дошкольных группах.
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ФЭМП.
Сроки проведения: с 18.04.2018г. по 25.04.2018г.
Возрастная группа: младшие – подготовительные к школе группы.
Ответственные за проведение контроля: заведующий, старший воспитатель.
Направления контроля
- оценка профессионального мастерства педагога;
- календарно- тематическое планирование работы педагога;
- обследование знаний, умений, навыков детей;
- работа с родителями;
- создание условий в группе, в методическом кабинете
Методы контроля:
- анализ непосредственно образовательной деятельности;
- собеседование с воспитателями;
- анализ календарно - тематического планирования;
- анализ деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседа с детьми.
- анализ анкетирования родителей;
- анализ наглядной информации для родителей
- анализ предметно – развивающей среды в группах «Уголок занимательной математики»
- анализ предметно-развивающей среды в методическом кабинете
Рабочие материалы контроля
- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
- Карта анализа беседы с детьми
- Карта анализа предметно-пространственной среды центров занимательной математики.
- Карта анализа предметно-пространственной среды в методическом кабинете.
- Анкета для родителей «Познавательное развитие ребенка – дошкольника»
- Карта анализа анкетирования родителей.
- Карта организации и проведения НОД.
- Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ.
- Аналитическая справка по результатам контроля.
- Планирование воспитательно-образовательной работы
В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы:
Планирование ведется на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой
Планы печатаются по предъявленным требованиям «Положения о документации педагога» ДОУ «Солнышко», что соответствует эстетическим нормам.
Непосредственно-образовательная деятельность планируется в соответствии с перспективным планом, прописывается цель, задачи, оборудования и материалы, интеграция областей. Количество занятий соответствуют возрастным нормам.
При анализе планов воспитательно-образовательной работы было выявлено, что при богатом приложении (наличием литературы, картотек…) в свободное от занятий время мало планируется игр математического содержания:
2 младшая группа «Колокольчики»
«Выложи круг» (шнуровка)
«Рисуем по очкам» «Машина» (геометрические фигуры)
«Найди пару» «Займи свой цветок» «Какой шарик улетел?» (цвет)
«Много-мало-один»
«Где машина?» «Поезд» «Угадай что загадали?» (ориентировка в пространстве)
«Лего» (длина)
«Разбери по группам» (классификация)
Подготовительная группа «Радуга»
«Посчитай» «Звездочеты» «Математические счеты» «Встань на место» (порядковый счет) «Посчитай и назови одним словом» «Разложи по группам и посчитай» «Весенний букет» (счет);
«Четыре времени года» «Когда это бывает?» «Который час?» (части суток) «Живая неделька» «Времена года»;
«Что где находится?» (ориентировка в пространстве);
«Сделай птицу» «Строим ракеты» «Соедини точки» (геометрические фигуры);
«Что изменилось?» «Найди пару».
Ежедневно планируется работа с родителями. Воспитатели проводят беседы и консультации на темы: беседы о самочувствии детей; о соблюдении режима дня дома; Как и в какие игры играть с детьми, о культуре поведения детей; о культурно-гигиенических. Не достаточно и не всегда отражена работа по ФЭМП.
Не всеми воспитателями планируется индивидуальная работа с детьми в том числе и по ФЭМП.
Рекомендации:
- планировать индивидуальную работу с детьми и родителями каждый день равномерно распределяя в течении месяца все виды детской деятельности и работу по всем образовательным областям.
- Предметно-развивающая познавательная среда.
Так же были исследованы условия по созданию предметно-развивающей среды.
Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах имеются специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами по ФЭМП. В 1 Младших группах – это «Сенсорный уголок»; во 2 младшей, средней, старшей и подготовительной группах «Уголок занимательной математики»»
Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группах по сенсорному развитию.
Сенсорные уголки: 1 младшая группа «Зайчики», 1 младшая группа «Почемучки»
Уголки сенсорного развития, способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развития психических процессов. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников. Анализируя созданные условия для развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию можно сделать вывод, что в группах РППС отвечает всем предложенным критериям.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группах по ФЭМП.
Математические уголки: 2 младшая группа «Колокольчики», средняя группа «Солнечные лучики», старшая группа «Звездочки», подготовительная группа «Радуга»
В каждой возрастной группе создана среда по ФЭМП, в группах организованы центры, где находится весь материал: готовый и изготовленный самими воспитателями.
Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится. Организация среды отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием.
Комиссия отметила почти везде достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми, поэтому было предложено продемонстрировать всю проделанную работу воспитателей в презентации.
Рекомендации:
Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми подобная организация пространства и материала по математике позволяет детям выбирать интересные для себя занятия и игры, поэтому должны быть доступны детям.
-Разместить центры так, что бы каждый ребенок имел доступ к играм и пособиям.
-В группах продолжать обогащать предметно-развивающую среду занимательным материалом по ФЭМП.
- Непосредственно-образовательная деятельность.
По результатам оперативного контроля непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП существенных замечаний не было.
Занятия по математике проводятся начиная со 2 младшей группы проводятся согласно планированию, проходят в дружеской и спокойной обстановке.
Педагоги готовятся к занятиям: составляют конспекты, готовят демонстрационный и раздаточный материал.
Для того, чтобы занятия дали ожидаемый результат педагоги организовывают образовательную деятельность так, что новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Дети получают первоначальное представление о величинах и их свойствах; знакомятся с геометрическими фигурами, учат различать и называть их; учатся сравнивать группы предметов, соотносить с числами и т.д.
Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Воспитатели стараются, чтобы программный материал по математике был усвоен. Для этого используют разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.
Математические навыки у детей развиты. Требования по каждой возрастной группе многими детьми выполняются. Дети с желанием занимаются математикой: знают геометрические фигуры, цвета, счет прямой и обратный, сравнение по величине, пространственные отношения, знают времена года, и т. д. Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю, в подготовительной группе два раза в неделю. Педагоги проводят их на хорошем уровне.
Не всегда воспитатели продумывают размещение демонстрационного материала из-за этого у детей может теряться интерес к занятию, к увеличению времени НОД.
Так же зачастую не точно формулируются вопросы и не продумываются наводящие вопросы из-за чего многие дети не сразу понимают объясняемый материал или задание поэтому у детей могут сформироваться не правильные представления.
Чтобы сохранить интерес в течении всего занятия - речь педагога речь педагога должна быть четкой и эмоциональной, на что воспитателям нужно обратить больше внимания.
Воспитателем старшей группы «Звездочки» было подготовлено и проведено занятие на тему «Путешествие в страну математики». Занятие построено методически правильно. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Работа педагога с детьми видна, дети знают дни недели, свободно считают, называют предыдущие и последующие числа, геометрические фигуры, ориентируются на листе и т. д.
Занятие прошло в игровой форме: Королева математики в письме просит помочь детей навести порядок в ее королевстве, для этого отправляет ковры самолеты. Дети отгадывают загадки про геометрические фигуры украшают ими ковры по словесной инструкции и отправляются в путешествие. Во время путешествия дети решают задания: исправляют последствия урагана – расставляют перепутанные цифры - находят соседей числа; расселяют животных по квартирам – уточняют состав чисел 3, 4, 5; собирают ключ, отгадывая загадку-шутку.
Речь воспитателя чёткая, правильная, но не достаточно эмоциональная. В задании по ориентировке на листе дала не правильную инструкцию, поэтому дети запутались в выполнении задания.
Не достаточно продуман демонстрационный материал (соразмерность частей) и его размещение (при выполнении задания , на доске оставался демонстрационный материал предыдущего задания, который мешал ребенку располагать фигуры для решения текущего задания и находился ниже для зрительного восприятия детей состава числа)
В средней группе прошло открытое занятие по ФЭМП на тему «Поможем гному»
Воспитатель Александра Александровна Молчанова к занятию подготовилась: был конспект занятия, подобран интересный демонстрационный материал:
-цветок с лепестками 2-х цветов для закрепления понятий «завтра» «сегодня»
-схема – для выкладывания цветовой дорожки
-зайчики – для закрепления счета до пяти
-грядки с контурными изображениями овощей
-«печенье» - для закрепления формы и цвета.
Занятие прошло в игровой форме путешествия в сказку к гномикам. Была задана цель, которая с мотивировала детей помочь гномикам открыть дверь. Использовались игровые приемы, менялись виды деятельности, поэтому дети на занятии были активны, старались помочь гному попасть в домик. Занятие интегрированное: математика, развитие речи, рисование
Дети с заданиями справились:
-различают понятия «сегодня», «завтра».
-называют дни недели
-считают в пределах пяти и соотносят число предметов с цифрой
-знают основные цвета и геометрические фигуры.
IV.Работа с родителями.
Воспитателями планируется и ведется работа с родителями:
В течении года стенды для родителей периодически меняется. Вся информация эстетически оформляется и доступна для восприятия и чтения. На момент проверки в приемных оформлена информация для родителей
2 младшая группа «Колокольчики»:
«Возрастные особенности детей», «Режим дня» «Как вырастить маленького патриота» «Профилактика гриппа» «Развиваемся играя» «1оо тысяч почему» «Как бороться с драчунами»
Средняя группа «Солнечные лучики»
«Учимся наблюдать» «Развиваемся играя» «Игры-загадки» «Вредные полезные продукты» «Правила дорожного движения» «Закаливание» «Математические игры по дороге домой» «Что такое математика?» «Играем вместе с детьми»
Старшая группа «Звёздочки»
«Взрослый и кроха берегись палочки Коха» «Правила для родителей» «Сетка занятий, режим дня»
Подготовительная группа «Радуга»
«Адаптация к школе» «Ориентировка во времени»
Игры по математике:
«Геометрические формы», «Знакомимся с формой», «Дорису й фигуру» «Нарисуй недостающую фигуру» «Считаем предметы» «Знакомимся с цифрами.
Таким образом, анализ наглядной информации для родителей в некоторых проверяемых группах позволяет сделать вывод, что воспитатели уделяют недостаточно внимания взаимодействию ДОУ и семьи по формированию у детей элементарных математических представлений:
С целью выявления представлений родителей о формировании у детей элементарных математических представлений в ДОУ было проведено анкетирование родителей.
56 родителей приняли участие в анкетировании.
Результаты показали:
- с требованиями программы детского сада по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста знакомы только 12 родителей -23%.
- основной целью ФЭМП у детей в детском саду считают:
а) научить считать, решать задачи, выучить цифры – 12% опрошенных родителей;
б) научить ориентироваться в пространстве и во времени - 0% опрошенных родителей;
в) подготовить к обучению в школе -14% опрошенных родителей;
г) развивать психические функции мышления, внимания, памяти.
- О наглядной информации в группе по ФЭМП ответы распределились следующим образом:
а) не ответили – 30% опрошенных родителей;
б) информация есть, но очень много – 5% опрошенных родителей;
в) я не обращаю на нее внимание – 10% опрошенных родителей;
г) наглядная информация интересна и полезна для меня – 55 % опрошенных родителей.
- О знании развивающих играх и познавательном развитии детей:
50 % опрошенных считают, что их дети часто задают вопросы почему? Зачем? Как? т.е. являются любознательными.
- % родителей отвечают, что их дети дома иногда задают вопросы.
15% - не задают вопросы
-Среди развивающих игр родителям наиболее знакомы такие игры:
домино (78%),
лото (60 %),
шашки (56 %),
100% родителей не слышали о блоках Дьеныша, палочках Кюизенера,
играх Никитиных.
- Дома у наших воспитанников есть такие развивающие игры:
домино и лото (76 %),
шашки (56 %),
шахматы, пазлы (18 %).
блоки Дьеныша, кубики Никитиных, палочки Кюизенера - нет ни у кого.
-Как часто дети занимаются дети познавательными играми:
15 % - часто
45% - иногда
40% - редко
V.Профессиональное мастерство педагога
Для выяснения уровня знаний по данной теме контроля, воспитателям был предложена карта самооценки проф.мастерства по ФЭМП,
Анализ ответов показал:
Все педагоги знают программу по развитию элементарных математических представлений у детей, цели и задачи своей возрастной группы. Воспитатели знают индивидуальные особенности развития каждого ребенка своей группы, ориентируются в методике по ФЭМП, развивающих технологиях, особенностях организации познавательной деятельности.
VI.Оценка деятельности детей.
Анализ уровня развития детей.
Для обследования уровня формирования элементарных математических представлений детей, использовались следующие методы контроля:
∙обследование уровня формирования элементарных математических представлений детей по
специально разработанным заданиям (тестирование);
общее количество обследованных детей – 81 ребенок
22ребенка | 24 ребенка | 20 детей | 15 детей | |
2 младшая «Колоколь чики» | Средняя «Солнечные Лучики» | Старшая «Звёздочки» | Подготов-я «Радуга» | |
Высокий уровень | 36% | 54% | 7% | |
Уровень выше среднего | 23% | 40% | 7% | |
Средний уровень | 9% | 33% | 35% | 54% |
Уровень ниже среднего | 5% | 10% | ||
Низкий уровень | 27% | 13% | 15% | 33% |
Общий результат: (81 ребенок) Высокий уровень - 22 ребенка – 27%
Уровень выше среднего - 14 детей - 17%
Средний уровень - 25 детей - 31%
Уровень ниже среднего - 3 ребенка - 4%
Низкий уровень - 17 детей - 21%
∙анализ познавательных интересов по наблюдениям воспитателей;
Общее количество обследованных детей - 82 ребенка
20 детей | 23 ребенка | 24 ребенка | 15 детей | |
2 младшая «Колоколь чики» | Средняя «Солнечные Лучики» | Старшая «Звёздочки» | Подготов-я «Радуга» | |
Высокий уровень Познавательные интересы выражены сильно |
31% | 61% | 42% | 46% |
Средний уровень Познавательные интересы выражены умеренно | 1% | 17% | 25% | 27% |
Низкий уровень Познавательные интересы выражены слабо | 13% | 22% | 33% |
27% |
Общий результат (82 ребенка) Высокий уровень – 37 детей
Средний уровень - 15 детей
Низкий уровень - 30 детей
Вывод по тематическому контролю
Эффективность работы педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей в ДОУ можно считать удовлетворительной, при выполнении следующих рекомендаций:
- Создать доступную насыщенную предметно-пространственную среду для формирования элементарных математических представлений у детей. Организовать центры занимательной математики, периодически пополнять их развивающими играми.
- Обратить внимание на систему планирования работы с детьми по формированию элементарных математических представлений в различных видах деятельности, в непосредственно образовательной деятельности других направлений.
- Продумать и разнообразить формы ознакомления родителей с работой в группе по формированию у детей элементарных математических представлений. Познакомить родителей на родительских собраниях, семинарах, мастер-классах и т.д. с новыми развивающими играми.
- Внести в планирование работу по математике в режимные моменты на закрепление и повторение материала в соответствии с возрастом.
Старший воспитатель А.Ю.Евдокимова_____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП.
Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП" в подготовительной группе...
Сообщение из опыта работы "Современные формы организации работы с детьми по краеведению"
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для фо...
Аналитический отчет старшей группы ОНР по годовой задачи: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования современных форм организации работы с учетом ФГОС ДО
Аналитический отчет по ФЭМП в старшей группе ОНР...
Опыт работы по теме:«Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий"
Опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников...
Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область...
«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...