Веселый счет.Саннар.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на обучение дошкольников темы счета на татарском языке, закрепить умение детей считать до 5, находить и правильно называть заданную цифру; совершенствовать счет по порядку;

- формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета;

Учить различать вопросы сколько?(ничә?)который?(ничәнче?)

- определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, вперед, назад.

- развивать внимание и память, творческое воображение, логическое мышление, мелкую и общую моторику.

- расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое тело; улучшить работы долговременной и кратковременной памяти, концентрации внимания, формирование абстрактного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учим счет до 527.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждние

"Детский сад № 185 комбинированного вида" Советского района г.Казани

Конспект

 по обучению татарскому языку

для среднего дошкольного возраста

по лексической теме

 «Веселый счет»

«Саннар»

Составила: воспитатель по обучению татарскому языку Бедертдинова Г.М.

                                             

                                                    г. Казань-2019г

         Тема:  Веселый счет. Кызыклы саннар.

Интеграция образовательных областей:

”Познание (формирование элементарных математических представлений) позновательно-исследовательская деятельность,”коммуникация”,”физическая культура”,”здоровье”

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно-исследовательская.

Цели и Задачи:

- закрепить умение детей считать до 5 на татарском языке, находить и правильно называть заданную цифру; совершенствовать счет по порядку;

- формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета;

Учить различать вопросы сколько?(ничә?)который?(ничәнче?)

- определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, вперед, назад.

- развивать внимание и память, творческое воображение, логическое мышление, мелкую и общую моторику.

- расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое тело; улучшить работы долговременной и кратковременной памяти, концентрации внимания, формирование абстрактного мышления;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, и интерес к математическим играм.

Наглядный материал: игрушки (5 шт.), наборы камушек(по 5 шт.),клоунские колпачки 5 шт, сказочные домики-многоэтажки, домик для лягушки на интерактивной доске (многоэтажка- состав числа 5).

Предварительная работа: дать лексические значения (доз) цифр 1,2,3,4,5 на татарском языке. Объяснить счет по порядку. Проведение дидактических игр «Веселый счет», «Найди цифру», «Где спряталась цифра», «Кого не стало», развивающие игры «Ориентировка в пространстве», а также самостоятельная деятельность детей с математическими наборами.

Ход занятия

1.Организационная часть.

-Исәнмесез, балалар, хәерле көн! Хәлләрегез ничек? (әйбәт, рәхмәт)  Ребята кто знает,чем мы сегодня с вами  будем заниматься?(Незнаем, и. т .д . (все возможные варианты ответов детей).

-Тогда я вам подсказку,что у меня в руке.(показываю маленький кубик со счетом)(Будем считать)

-Ну конечно, будем считать(Әйе, бик дөрес, без бүген яхшылап санарга өйрәнербез.Алай гына да түгел, ә яхшылап ял да итеп алырбыз.)

2.Работа на интерактивной доске.

-Давайте, ребята учиться считать!

-Запомните все, что без точно счета

-Не сдвинется с места любая работа,

-Без счета не будет на улице света,

-Без счета не сможет подняться ракета,

-И в прятки сыграть не сумеют ребятки

-Беритесь ребята скорей за работу

-Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.(считаем дома на сказочной полянке(многоэтажки),1,2,3,4,5(на пятом доме останавливаемся и видим грустную лягушку

-Балалар карагыз әле монда, безнең дустыбыз - бака өенә керә алмыйча тора икән. (дом на интерактивной доске) Ничек уйлыйсыз, ул ни өчен каушап калган? (ответы детей: потому что дом расположен на высоте, многоэтажка, нет лестницы, и.т.д.)

Әйе, чыннан да өй биек калкулыкта урнашкан, өстәвенә әле ул күп этажлы, менәр идек тә баскычы да юк.(да ребята на самом деле,дом стоит на высоте, а еще и многоэтажная, и лестниц нет.)Әйдәгез баскыч ясыйк әле.(считая до пяти, на татарском языке делаем 5-ти ступенчатую лестниц, потом считая до пяти поднимаемся и применяя обратный счет спускаемся по лестнице.(неск раз).

-Ребята посмотрите, а по соседству кто живет?(открываю окна следующего дома).Да его друг слон (фил) они подружились когда слон пришел к озеру пить воды,если помните. (на предыдущем занятие).

Менә бакабыз иртән торган, дусты фил белән физкультура ясап алырга уйлаган, саф һавага чыккан.(наша Квакуша рано утром проснулась и решила со своим другом слоненком Филей пройтись и сделать гимнастику.(дети все прикидываются слоненком левая рука прижата к левому уху, потом можно будет менять на правую.Стоя становятся в расслабленную позу,колени слегка согнуты.Наклоняем голову к плечу.От этого плеча вытягиваем руку вперед , как хобот.Рука рисует все цифры до 5 и обратно, проговаривая каждую цифру на татарском языке, при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.(Когда дети усвоят эту игру можно усложнить-называть цифр хаотично и уже рисовать на воздухе в зеркальном изображении, или начинать рисовать с конца.) упражнение выполняют медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой).

-Молодцы ребята.А теперь наш Слоненок Филя решил зайти в гости к Квакуше.Но он забыл где же она живет.Давайте подскажем ему.

 Работа на интерактивной доске с многоэтажным домиком лягушки.

Сначала Филя отправилась в правый верхний уголок (ребенок берет рисунка слона и ставит в указанный уголок,)дети говорят а в этом уголке жила цифра -1(БЕР), но не лягушка. Они поздоровались, и слон отправился на второй этаж (ребенок выполняет задание. А остальные дети отвечают: «А там жила цифра ике (два)».Они немного побеседовали и слон отправился дальше на третий этаж. И там не было лягушки, там жила цифра – 3(өч) (ребенок выполняет задание). Погостив у цифры -3, слон решил навестить цифру – 4, которая жила в на 4 этаже. А слон куда отправился теперь как вы думаете? Конечно на 5 этаж. И встретился со своим другом Квакушой (ребенок выполняет задание; дети могут самостоятельно выбрать  на каком домике будет жить лягушка, не только на 5этаже)

Ребята  давайте вместе посчитаем, у кого в гостях побывал сегодня слоненок Филя. А где же она живет в вашей сказке?(дети сами выбирают, и пишут цифры.)

Работа по подгруппам.

-Ребята а теперь я вам дам задание сложнее. Наша лягушка что делает целыми днями (отвечают дети: прыгает, мух ловит, плавает и.т.д.)И не только, оказывается она и камешки собирает. Вот сколько она собрала.(дети считают) 5 камешков. Я буду их делить в своих руках и покажу только одну ладошку. Угадайте, сколько камешков в другой ладошке. (например было 2 дети отвечают 3) Почему?(потому что внутри 5есть 3 и 2.)

А теперь ребята хотите сами побыть волшебниками. Разделитесь на 5 групп по желанию.Я раздам каждой группе по 5 камушек, и конечно же отдам волшебнуб шляпу,у кого шляпа тот волшебник(прячет камушки в руках, а другие дети угадывают и называют числа на татарском языке.1-4,3-2,2-3,4-1)  (Игра повторяется несколько раз, дети сами работают по подгруппам.)

- Ребята, вот и  вы научились на татарском языке составлять число 5 из двух меньших?

А  теперь давайте пусть наша лягушка отдохнет, а мы поиграем и заодно  покажем как наша лягушка прыгает и как ловко приземляется на разные лапки.

Бер бака, ике бака

Су буйлап атлап бара (три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.ладон на плоскости, сжатая в кулак ладон, ладонребром на плоскости стола, распрямленная ладон на плоскостистола. Выполняется сначало правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 8-10раз.)

Бит юа, ул , кул юа.(выполняем круговые движения, имитируя мытье лицо, рук)

Аягын ялап ала.(высовываем язык, и тянем вправо, и влево)

Отдохнули , а теперь можно и позаниматься.Пока мы играли строители понастроили домиков, рядом с домом нашей лягушки.Сколько этажные никто незнает. Ребята давайте поможем, раставим подходящие цифры,

На доске  выставлена пять домов, первая маленькая, вторая – больше, третья еще больше, четвертая больше третьей, а пятая самая большая. Вы должны под каждый дом поставить цифру, и дать каждому дому порядковый номер.Балалар барлыгы ничә өй? ничә –это сколько(считают на татарском)А теперь посчитаем порядковый номер, интересно какие же номера вы дали домам,:беренче  өй (первый дом) икенче (второй дом) өй. который будет ничәнче? Ребята а этажей сколько?(дети самостоятельно пробуют друг-другу задать вопросы и ответить на них)

(Ничә:бер этажлы өй, ике этажлы өй).

 Ребята а давайте мы сами будем теперь домиками.А один из вас будет архитектором. Она скажет нам какой дом построить из скольких этажей.(под музыку дети танцуют, когда музыка останавливается “архитектор” на татарском языке говорит 5, дети должны отсоединиться и построиться по 5. Игра продолжается таким образом.

Заключение:

-Воспитатель: Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось.

Рефлексия:

1. Ребята, понравилось вам наше занятие?

2. А какие задания вам больше всего понравились?

3. Какой необычный друг был у нас в гостях?

4. У Квакуши из сколько этажей состоялся дом?

5. Как называлась тема нашего занятия?

Сау булыгыз, балалар, киләсе очрашуларга кадәр.(До свидания!)

Итог:Воспитанники при освоение нового материала могут столкнуться незнанием некоторых лексических доз на татарском языке, могут возникнуть трудности при разборе состава числа.Могут путать вопросы (ничә,ничәнче.) (сколько, который)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

"Весело, весело встретим новый год!"

Консультация для родителей...