Методическая разработка "Математические ступеньки". Старший дошкольный возраст.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Ткач Ирина Алексеевна

Как правило, подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.    Основополагающими в программе являются:

    - положение Л.С. Выготского  о ведущей роли обучения в развитии;

    - теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфических детских видов деятельности»;

    - возрастная теория периодизации Д.Б. Эльконина.

К программе дано наглядно – методическое обеспечение, рабочие тетради для детей по каждому возрасту и демонстрационный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_stupenki.docx61.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д.6а,

Тел.: 8(496)576-14- 41

                                                                                   

Методическая разработка

 «Математические ступеньки»

 (познавательное развитие)

Возраст детей: 6-7лет

                                                                                     

   Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Ткач Ирина Алексеевна

                                                                                         

г. Электросталь

Пояснительная записка.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства,  отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика  обладает уникальными возможностями для развития детей. Познавательные математические игры развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Исследования  психологов,  многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети,  которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Программа «Математические ступеньки» ориентирована на развитие математических способностей детей 6-7 лет.

Актуальность программы

Как правило, подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.    Основополагающими в программе являются:

    - положение Л.С. Выготского  о ведущей роли обучения в развитии;

    - теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфических детских видов деятельности»;

    - возрастная теория периодизации Д.Б. Эльконина.

К программе дано наглядно – методическое обеспечение, рабочие тетради для детей по каждому возрасту и демонстрационный материал. 

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической деятельности:

Данная программа реализуется с детьми подготовительной группы, по развитию у детей математических представлений.

Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть, физкультминутки,  что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет  снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают,  много  нового и  учатся обобщать.

Материал на занятиях по математике рассчитан на возможности 6-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Рабочая программа по виду деятельности – познавательное развитие.

Объём и срок освоения программы:

Срок реализации  рабочей  программы рассчитан на 1 год, по 1 игровому познавательному часу в неделю. Форма игрового познавательного часа – фронтальная. Продолжительность его – 30 минут. Общее количество игровых познавательных часов в год – 36.

Расписание программы «Математические ступеньки»

Название кружка

Направление

Дни недели

Время

«Математические ступеньки»

Познавательное развитие

Четверг

16.00 – 16.30

Цель: Развитие математических способностей, усвоение изложенного материала посредством личностно-ориентированного подхода во взаимодействии ребенка и взрослого, с учетом преемственности в работе со школой.

Задачи:

-Сформировать стремление увеличить запас знаний, умений и навыков.

-Формировать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

-Формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно.

-Формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.

-Вырабатывать способность к  саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.

-Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Принципы, положенные в основу рабочей программы

-Развитие активно мыслить.

-Развитие зрительного и слухового восприятия ребенка

-Формировать простейшие графические умения и навыки.

-Развивать  конструктивные умения (плоскостное моделирование)

Схема познавательного математического  часа включает:

-На каждом познавательном часе ведется работа над овладением математической терминологией.

-Игровые упражнения на обогащение словаря  словами, обозначающими математические понятия и представления (больше, меньше, плюс, минус), математические обобщения (число, цифра, математические знаки).

-Физкультминутки, которые  способствуют развитию мелкой моторики, основных движений.

-Рабочая тетрадь с математическими и логическими задачами.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных познавательных часов дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми.

Прогнозируемые результаты

-считать по образцу и названному числу в пределах 10;

-понимать независимость числа от  величины, расстояния,    пространственного расположения предметов;

-писать цифры от 1 до 10;

-пользоваться математическими знаками: +,  – , =, < , > ;

-записывать решение математической задачи (загадки) с помощью        математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрические фигуры;

- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

- выгладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, толщине, используя соответствующие определения;

- делить предмет на 2 – 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;  

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к другому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-Мониторинг усвоения детьми разделов «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве», «Логические задачи».

-Открытые показы родителям, педагогам на уровне ДОУ и муниципальном уровне.

-Математический КВН, участие в  тематических конкурсах, викторинах.

-Показ презентаций на официальном сайте МДОУ № 32

Тематический план

п/п

Тема

 Кол-во

занятий

Кол-во минут

1.

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математические знаки; работа со счетными палочками.  Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

1

30

2.

Количество и счет: знаки =,≠, +, -; математические задачи

Величина: сравнение предметов.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

1

    30

3.

Количество и счет: счет по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами.

Ориентировка в пространстве: части суток.

1

30

4.

Количество и счет: математические знаки; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших.

Геометрические фигуры: треугольник, трапеция.

Логическая задача: дорисовка предмета.

1

30

5.

Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка.

Ориентировка во времени: ознакомление с часами.

1

30

6.

Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка во времени: дни недели.

Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

1

30

7.

Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: овал.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

30

8.

Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

1

30

9.

Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11.

Ориентировка во времени: часы; определение времени.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

1

30

10.

Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки; отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: рисование символического изображения животных.

1

30

11.

Количество и счет: число 12.

Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

1

30

12.

Количество и счет: отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Величина: измерение длины отрезка.

Ориентировка во времени: осенние месяцы.

1

30

13

Количество и счет: число 13; математическая задача,  решение примеров.

Логическая задача: разделение предмета на части.

Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку.

1

30

14.

Количество и счет: решение примеров; знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов;

Величина: выше, глубже.

Геометрические фигуры: элементы треугольника ( вершины, стороны, углы).

Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.

1

30

15.

Количество и счет: число 14.

Ориентировка во времени: дни недели.

Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.

1

30

16.

Количество и счет: счет по образцу и названному числу;  арифметическая задача, состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов

1

30

17.

Количество и счет: число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: рисование символической фигуры кошки.

1

30

18.

Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров.

Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

30

19.

Количество и счет: число 16.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени по часам.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

30

20.

Количество и счет: математическая загадка,  знаки +, -, состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов.

1

30

21.

Количество и счет: число 17;решение примеров; счет по образцу и названному числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат).

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

1

30

22.

Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат).

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

1

30

23.

Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу.

Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы.

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

1

30

24.

Количество и счет: число 18; решение примеров.

Ориентировка во времени: времена года.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

1

30

25.

Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших.

Величина: сравнение предметов по величине.

Логическая задача: установление последовательности событий.

1

30

26.

Количество и счет: число 19.

Величина: измерение линейкой.

Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов.

1

30

27.

Количество и счет: число 20; решение примеров, задачи.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

30

28.

Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

Логическая задача: установление связей и зависимостей

1

30

29.

Количество и счет: математические загадки;  знаки +, -; соотнесение количества предметов с цифрой.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

1

30

30.

Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров.

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

1

30

31.

Количество и счет: соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

1

30

32.

Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

1

30

33-36

Повторение пройденного. Мониторинг освоения программы.

4

120

Итого: 36 часов

1080 мин=

18ч.

Перспективное планирование дополнительного образования

СЕНТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математические знаки; работа со счетными палочками.

 Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

Закреплять: знания о числах от 1 до 10, умение их писать; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Рисовать квадрат и прямоугольник в тетради; формулировать учебную задачу

2-я

неделя

Количество и счет: знаки =,≠, +, -; математические задачи

Величина: сравнение предметов.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Закреплять: знание математических знаков, умение их писать; сравнивать величину предметов, записывать результат сравнения.

Составлять арифметические задачи и записывать их решение, пользоваться знаками, ориентироваться на листе бумаги.

3-я

неделя

Количество и счет: счет по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами.

Ориентировка в пространстве: части суток.

Закреплять: знания о последовательности частей суток; умение считать по образцу и названному числу; преобразовывать неравенство в равенство; видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Формировать: умение самостоятельно формулировать учебную задачу.

Понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

4-я неделя

Количество и счет: математические знаки; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших.

Геометрические фигуры: треугольник, трапеция.

Логическая задача: дорисовка предмета.

Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать их с помощью знаков; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради; знания о составе числа шесть из двух меньших чисел.

 Решать логические задачи на установление закономерностей

ОКТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка.

Ориентировка во времени: ознакомление с часами.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; записывать цифрой результат счета.

 Отгадывать математическую загадку и записывать ее решение с помощью знаков и цифр.

Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением.

2-я

неделя

Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка во времени: дни недели.

Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

Понимать отношения между числами; выполнять учебную задачу самостоятельно.

Закреплять: умение устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой; определять словом положение предмета по отношению к себе и другому лицу; знания о днях недели.

3-я

неделя

Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: овал.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

 Различать количественный и порядковый счет в пределах 10; правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету; воспроизводить количество предметов по названному числу.

Закреплять: умение понимать соотношение между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; рисовать овалы в тетради в клетку; решать логическую задачу.

Знакомить: с составом числа из двух меньших.

4-я неделя

Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; измерять линейкой, записывать результаты измерения.

Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры.

НОЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11.

Ориентировка во времени: часы; определение времени.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

Закреплять: знание о цифрах от 1 до 9 и числе 10; умение устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой.

Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей – десятком; условным обозначением десятка; часами.

Решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

2-я

неделя

Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки; отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: рисование символического изображения животных.

Отгадывать математическую задачу, записывать решение; понимать независимость числа от величины предметов.

Закреплять умение: понимать отношение между числами; правильно пользоваться математическими знаками; составлять число семь из двух меньших; рисовать символические изображения животных в тетради в клетку, используя образец.

3-я

неделя

Количество и счет: число 12.

Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десятком.

Записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей.

Закреплять: знание о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов.

4-я неделя

Количество и счет: отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Величина: измерение длины отрезка.

Ориентировка во времени: осенние месяцы.

Как из неравенства сделать равенство; понимать отношения между числами 11 и 12; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение; измерять и рисовать отрезки заданной длины.

Закреплять: умение составлять число 8 из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись; знания об осени – осенних месяцах.

ДЕКАБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: число 13; математическая задача,  решение примеров.

Логическая задача: разделение предмета на части.

Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку.

Записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

2-я

неделя

Количество и счет: решение примеров; знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов;

Величина: выше, глубже.

Геометрические фигуры: элементы треугольника ( вершины, стороны, углы).

Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий

Составлять примеры, читать запись; решать логическую задачу.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; различать понятия выше, глубже.

Знакомить: с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы).

3-я

неделя

Количество и счет: число 14.

Ориентировка во времени: дни недели.

Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.

Знакомить: с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком.

Писать число 14; решать логические задачи; объяснять, что в двух неделях 14 дней.

Развивать: зрительное внимание.

4-я неделя

Количество и счет: счет по образцу и названному числу;  арифметическая задача, состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов

 Считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу; записывать и читать решение задачи; составлять число 9 из двух меньших.

Закреплять: умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов.

        ЯНВАРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: рисование символической фигуры кошки.

Знакомить: с образованием числа 15 и новой счетной единицей – десятком.

Записывать образование числа 15, читать запись; ориентироваться в тетради в клетку; устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой; рисовать символическое изображение кошки, называть геометрические фигуры.

2-я

неделя

Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров.

Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

 Понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка.

Закреплять: умение решать логическую задачу; дорисовывать овалы до знакомых предметов.

3-я

неделя

Количество и счет: число 16.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени по часам.

Логическая задача: : установление связей и зависимостей.

Знакомить: с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком.

 Писать число 16; измерять линейкой, записывать результат измерения, сравнивать предметы по результатам; определять время по часам; решать логическую задачу.

4-я неделя

Количество и счет: математическая загадка,  знаки +, -, состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов

Отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших, записывать результаты составления; дорисовывать треугольники до знакомых предметов.

ФЕВРАЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: число 17;решение примеров; счет по образцу и названному числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат).

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

Знакомить: с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком.

Писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; считать по названному числу и образцу.

Закреплять: умение понимать отношения между числами; знать, как из неравенства сделать равенство.

Знакомить: с часами (стрелки, циферблат).

2-я

неделя

Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат).

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

Знакомить: с образованием числа 17.

Закреплять: умение записывать число 17; рисовать символическое изображение собачки.

Анализировать узор и продолжать его по образцу; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; решать логическую задачу.

3-я

неделя

Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу.

Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы.

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

Знакомить: с образованием числа 18.

Писать число 18; правильно пользоваться знаками; понимать отношения между числами в числовом ряду.

Закреплять: умение составлять число 18 из двух меньших; воспроизводить количество предметов по названному числу; знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы.

4-я неделя

Количество и счет: число 18; решение примеров.

Ориентировка во времени: времена года.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Закреплять: знания об образовании числа 18; последовательности времен года; умение записывать способ образования числа 18; ориентироваться на листе бумаги.

Решать примеры с числами второго десятка.

МАРТ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших.

Величина: сравнение предметов по величине.

Логическая задача: установление последовательности событий.

Знакомить: с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком.

Писать число 19; составлять число 10 из двух меньших чисел; сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения.

2-я

неделя

Количество и счет: число 19.

Величина: измерение линейкой.

Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов.

Знакомить: с образованием числа 19.

Дорисовывать квадраты до знакомых предметов; измерять линейкой, записывать результаты измерения; рисовать символическое изображение лошади в тетради в клетку; решать логическую задачу на анализ и синтез.

3-я

неделя

Количество и счет: число 20; решение примеров, задачи.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

Знакомить: с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком.

Писать число 20; решать примеры в пределах второго десятка.

4-я неделя

Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

Логическая задача: установление связей и зависимостей

Решать арифметическую задачу; примеры в пределах второго десятка; измерять линейкой; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры.

АПРЕЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: математические загадки;  знаки +, -; соотнесение количества предметов с цифрой.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; определять время на часах; понимать соответствие между количеством предметов и цифрой; измерять с помощью линейки, записывать результаты измерения.

2-я

неделя

Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров.

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с числом; решать примеры в пределах второго десятка; рисовать в тетради в клетку; знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах.

3-я

неделя

Количество и счет: соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу.

Логическая задача: установление связей и зависимостей

Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, к другому человеку; понимать отношения между числами; решать логическую задачу на анализ и синтез.

4-я неделя

Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

Решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки.

Закреплять: знания о весенних месяцах.

 Май

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ

      СОДЕРЖАНИЕ

1-я

неделя

Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров.

Решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков

2-я

неделя

Количество и счет: математические загадки;  знаки +, -; соотнесение количества предметов с цифрой.

Величина: измерение линейкой.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; измерять с помощью линейки, записывать результаты измерения.

3-я

неделя

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять: знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах.

4-я неделя

Повторение пройденного материала

Содержание рабочей программы

Количество и счет.

На занятиях по этой теме у детей  следует  развивать  общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Писать цифры от 1до 9 и число 10.

Порядковой счёт в пределах 10 различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счёту?».

Правильно использовать и писать математические знаки +,-, > , <;

Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

Величина.

-Раскладывать  предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине,  высоте, толщине , употреблять сравнения( большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, самый низкий).

-Делить предмет на 2, 4, 6,8  равных  частей  путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

-Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины. Способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

-Закреплять знания о геометрических  фигурах:  круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.

-Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

-Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

-Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

-Называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол).

-Рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

-Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

-Преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Ориентировка во времени.

-Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

-Пользоваться в речи понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

-Определять время  по часам с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве.

-Ориентироваться на листе бумаги.

-Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу  (справа, слева, впереди, сзади). Пользоваться тетрадью в клетку.

-Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана.

Логические задачи.

-Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Методическое обеспечение программы :

-Рабочая тетрадь: «Я считаю до 20».

-Индивидуальный демонстрационный материал.

-Математический набор.

-Счетные палочки.

-Линейка.

-Презентации.

        Мониторинг освоения программы

№ п/п

ФИ ребенка

Количество и счет

Величи

на

Геометричес

кие фигуры

Ориентиров

ка во времени

Ориентиров

ка в пр-ве

Умение решать логические задачи

итого

Высокий уровень:  3 балла Средний уровень:  2 балла Низкий уровень: 1 балл

Табель учета посещаемости детей

№ п/п

Фамилия,

 Имя ребенка

Сентябрь

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

1.

2.

3.

Литература:

1.        Е. В. Колесникова Программа «Математические ступеньки» 2008 г. Москва.

2.        Е. В. Колесникова «Методическое пособие: Математика для детей 6 – 7 лет».         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста«Поучительные сказки о здоровом образе жизни»

Материалы в форме сказки для популяризации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»

Данный материал может использоваться педагогом  дошкольного учреждения или учителем начальных классов....

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни".

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни"....

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Крестьянские праздники"

Как лето сменяло зиму, день — ночь, так же неотвратимо в крестьянской жизни будни сменялись праздниками. Праздники были разновеликие, и отмечали их по-разному. Воскресенье после рабочей недели ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...