Методическая разработка "Математические ступеньки". Старший дошкольный возраст.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Как правило, подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Основополагающими в программе являются:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии;
- теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфических детских видов деятельности»;
- возрастная теория периодизации Д.Б. Эльконина.
К программе дано наглядно – методическое обеспечение, рабочие тетради для детей по каждому возрасту и демонстрационный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_stupenki.docx | 61.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»
144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская ул., д.6а,
Тел.: 8(496)576-14- 41
Методическая разработка
«Математические ступеньки»
(познавательное развитие)
Возраст детей: 6-7лет
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Ткач Ирина Алексеевна
г. Электросталь
Пояснительная записка.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Познавательные математические игры развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Программа «Математические ступеньки» ориентирована на развитие математических способностей детей 6-7 лет.
Актуальность программы
Как правило, подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Основополагающими в программе являются:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии;
- теория А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфических детских видов деятельности»;
- возрастная теория периодизации Д.Б. Эльконина.
К программе дано наглядно – методическое обеспечение, рабочие тетради для детей по каждому возрасту и демонстрационный материал.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической деятельности:
Данная программа реализуется с детьми подготовительной группы, по развитию у детей математических представлений.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают, много нового и учатся обобщать.
Материал на занятиях по математике рассчитан на возможности 6-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.
Рабочая программа по виду деятельности – познавательное развитие.
Объём и срок освоения программы:
Срок реализации рабочей программы рассчитан на 1 год, по 1 игровому познавательному часу в неделю. Форма игрового познавательного часа – фронтальная. Продолжительность его – 30 минут. Общее количество игровых познавательных часов в год – 36.
Расписание программы «Математические ступеньки»
Название кружка | Направление | Дни недели | Время |
«Математические ступеньки» | Познавательное развитие | Четверг | 16.00 – 16.30 |
Цель: Развитие математических способностей, усвоение изложенного материала посредством личностно-ориентированного подхода во взаимодействии ребенка и взрослого, с учетом преемственности в работе со школой.
Задачи:
-Сформировать стремление увеличить запас знаний, умений и навыков.
-Формировать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
-Формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно.
-Формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
-Вырабатывать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.
-Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Принципы, положенные в основу рабочей программы
-Развитие активно мыслить.
-Развитие зрительного и слухового восприятия ребенка
-Формировать простейшие графические умения и навыки.
-Развивать конструктивные умения (плоскостное моделирование)
Схема познавательного математического часа включает:
-На каждом познавательном часе ведется работа над овладением математической терминологией.
-Игровые упражнения на обогащение словаря словами, обозначающими математические понятия и представления (больше, меньше, плюс, минус), математические обобщения (число, цифра, математические знаки).
-Физкультминутки, которые способствуют развитию мелкой моторики, основных движений.
-Рабочая тетрадь с математическими и логическими задачами.
Комплексно – игровой метод организации фронтальных познавательных часов дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми.
Прогнозируемые результаты
-считать по образцу и названному числу в пределах 10;
-понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов;
-писать цифры от 1 до 10;
-пользоваться математическими знаками: +, – , =, < , > ;
-записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выгладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2 – 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-Мониторинг усвоения детьми разделов «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве», «Логические задачи».
-Открытые показы родителям, педагогам на уровне ДОУ и муниципальном уровне.
-Математический КВН, участие в тематических конкурсах, викторинах.
-Показ презентаций на официальном сайте МДОУ № 32
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во занятий | Кол-во минут |
1. | Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математические знаки; работа со счетными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. | 1 | 30 |
2. | Количество и счет: знаки =,≠, +, -; математические задачи Величина: сравнение предметов. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | 1 | 30 |
3. | Количество и счет: счет по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами. Ориентировка в пространстве: части суток. | 1 | 30 |
4. | Количество и счет: математические знаки; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. | 1 | 30 |
5. | Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами. | 1 | 30 |
6. | Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Ориентировка во времени: дни недели. Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу. | 1 | 30 |
7. | Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: овал. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 1 | 30 |
8. | Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | 1 | 30 |
9. | Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11. Ориентировка во времени: часы; определение времени. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | 1 | 30 |
10. | Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки; отношения между числами; состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: рисование символического изображения животных. | 1 | 30 |
11. | Количество и счет: число 12. Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов. Ориентировка во времени: определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | 1 | 30 |
12. | Количество и счет: отношения между числами; состав числа из двух меньших. Величина: измерение длины отрезка. Ориентировка во времени: осенние месяцы. | 1 | 30 |
13 | Количество и счет: число 13; математическая задача, решение примеров. Логическая задача: разделение предмета на части. Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку. | 1 | 30 |
14. | Количество и счет: решение примеров; знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов; Величина: выше, глубже. Геометрические фигуры: элементы треугольника ( вершины, стороны, углы). Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий. | 1 | 30 |
15. | Количество и счет: число 14. Ориентировка во времени: дни недели. Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий. | 1 | 30 |
16. | Количество и счет: счет по образцу и названному числу; арифметическая задача, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов | 1 | 30 |
17. | Количество и счет: число 15; соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: рисование символической фигуры кошки. | 1 | 30 |
18. | Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров. Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 1 | 30 |
19. | Количество и счет: число 16. Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени по часам. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 1 | 30 |
20. | Количество и счет: математическая загадка, знаки +, -, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов. | 1 | 30 |
21. | Количество и счет: число 17;решение примеров; счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | 1 | 30 |
22. | Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | 1 | 30 |
23. | Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу. Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | 1 | 30 |
24. | Количество и счет: число 18; решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | 1 | 30 |
25. | Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших. Величина: сравнение предметов по величине. Логическая задача: установление последовательности событий. | 1 | 30 |
26. | Количество и счет: число 19. Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов. | 1 | 30 |
27. | Количество и счет: число 20; решение примеров, задачи. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 1 | 30 |
28. | Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. Логическая задача: установление связей и зависимостей | 1 | 30 |
29. | Количество и счет: математические загадки; знаки +, -; соотнесение количества предметов с цифрой. Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени на часах. | 1 | 30 |
30. | Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели. | 1 | 30 |
31. | Количество и счет: соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | 1 | 30 |
32. | Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки. Ориентировка во времени: весенние месяцы. | 1 | 30 |
33-36 | Повторение пройденного. Мониторинг освоения программы. | 4 | 120 |
Итого: 36 часов | 1080 мин= | 18ч. |
Перспективное планирование дополнительного образования
СЕНТЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математические знаки; работа со счетными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. | Закреплять: знания о числах от 1 до 10, умение их писать; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Рисовать квадрат и прямоугольник в тетради; формулировать учебную задачу |
2-я неделя | Количество и счет: знаки =,≠, +, -; математические задачи Величина: сравнение предметов. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | Закреплять: знание математических знаков, умение их писать; сравнивать величину предметов, записывать результат сравнения. Составлять арифметические задачи и записывать их решение, пользоваться знаками, ориентироваться на листе бумаги. |
3-я неделя | Количество и счет: счет по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами. Ориентировка в пространстве: части суток. | Закреплять: знания о последовательности частей суток; умение считать по образцу и названному числу; преобразовывать неравенство в равенство; видеть в форме предметов геометрические фигуры. Формировать: умение самостоятельно формулировать учебную задачу. Понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
4-я неделя | Количество и счет: математические знаки; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. | Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать их с помощью знаков; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради; знания о составе числа шесть из двух меньших чисел. Решать логические задачи на установление закономерностей |
ОКТЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами. | Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; записывать цифрой результат счета. Отгадывать математическую загадку и записывать ее решение с помощью знаков и цифр. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением. |
2-я неделя | Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Ориентировка во времени: дни недели. Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу. | Понимать отношения между числами; выполнять учебную задачу самостоятельно. Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой; определять словом положение предмета по отношению к себе и другому лицу; знания о днях недели. |
3-я неделя | Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: овал. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | Различать количественный и порядковый счет в пределах 10; правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету; воспроизводить количество предметов по названному числу. Закреплять: умение понимать соотношение между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; рисовать овалы в тетради в клетку; решать логическую задачу. Знакомить: с составом числа из двух меньших. |
4-я неделя | Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | Решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; измерять линейкой, записывать результаты измерения. Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры. |
НОЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11. Ориентировка во времени: часы; определение времени. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | Закреплять: знание о цифрах от 1 до 9 и числе 10; умение устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой. Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей – десятком; условным обозначением десятка; часами. Решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
2-я неделя | Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки; отношения между числами; состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: рисование символического изображения животных. | Отгадывать математическую задачу, записывать решение; понимать независимость числа от величины предметов. Закреплять умение: понимать отношение между числами; правильно пользоваться математическими знаками; составлять число семь из двух меньших; рисовать символические изображения животных в тетради в клетку, используя образец. |
3-я неделя | Количество и счет: число 12. Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов. Ориентировка во времени: определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета. | Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десятком. Записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей. Закреплять: знание о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов. |
4-я неделя | Количество и счет: отношения между числами; состав числа из двух меньших. Величина: измерение длины отрезка. Ориентировка во времени: осенние месяцы. | Как из неравенства сделать равенство; понимать отношения между числами 11 и 12; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение; измерять и рисовать отрезки заданной длины. Закреплять: умение составлять число 8 из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись; знания об осени – осенних месяцах. |
ДЕКАБРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: число 13; математическая задача, решение примеров. Логическая задача: разделение предмета на части. Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку. | Записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. |
2-я неделя | Количество и счет: решение примеров; знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов; Величина: выше, глубже. Геометрические фигуры: элементы треугольника ( вершины, стороны, углы). Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий | Составлять примеры, читать запись; решать логическую задачу. Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; различать понятия выше, глубже. Знакомить: с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). |
3-я неделя | Количество и счет: число 14. Ориентировка во времени: дни недели. Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий. | Знакомить: с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Писать число 14; решать логические задачи; объяснять, что в двух неделях 14 дней. Развивать: зрительное внимание. |
4-я неделя | Количество и счет: счет по образцу и названному числу; арифметическая задача, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов | Считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу; записывать и читать решение задачи; составлять число 9 из двух меньших. Закреплять: умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. |
ЯНВАРЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: число 15; соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: рисование символической фигуры кошки. | Знакомить: с образованием числа 15 и новой счетной единицей – десятком. Записывать образование числа 15, читать запись; ориентироваться в тетради в клетку; устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой; рисовать символическое изображение кошки, называть геометрические фигуры. |
2-я неделя | Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров. Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | Понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка. Закреплять: умение решать логическую задачу; дорисовывать овалы до знакомых предметов. |
3-я неделя | Количество и счет: число 16. Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени по часам. Логическая задача: : установление связей и зависимостей. | Знакомить: с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Писать число 16; измерять линейкой, записывать результат измерения, сравнивать предметы по результатам; определять время по часам; решать логическую задачу. |
4-я неделя | Количество и счет: математическая загадка, знаки +, -, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов | Отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших, записывать результаты составления; дорисовывать треугольники до знакомых предметов. |
ФЕВРАЛЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: число 17;решение примеров; счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | Знакомить: с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; считать по названному числу и образцу. Закреплять: умение понимать отношения между числами; знать, как из неравенства сделать равенство. Знакомить: с часами (стрелки, циферблат). |
2-я неделя | Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | Знакомить: с образованием числа 17. Закреплять: умение записывать число 17; рисовать символическое изображение собачки. Анализировать узор и продолжать его по образцу; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; решать логическую задачу. |
3-я неделя | Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу. Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры. | Знакомить: с образованием числа 18. Писать число 18; правильно пользоваться знаками; понимать отношения между числами в числовом ряду. Закреплять: умение составлять число 18 из двух меньших; воспроизводить количество предметов по названному числу; знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. |
4-я неделя | Количество и счет: число 18; решение примеров. Ориентировка во времени: времена года. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги. | Закреплять: знания об образовании числа 18; последовательности времен года; умение записывать способ образования числа 18; ориентироваться на листе бумаги. Решать примеры с числами второго десятка. |
МАРТ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших. Величина: сравнение предметов по величине. Логическая задача: установление последовательности событий. | Знакомить: с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком. Писать число 19; составлять число 10 из двух меньших чисел; сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения. |
2-я неделя | Количество и счет: число 19. Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов. | Знакомить: с образованием числа 19. Дорисовывать квадраты до знакомых предметов; измерять линейкой, записывать результаты измерения; рисовать символическое изображение лошади в тетради в клетку; решать логическую задачу на анализ и синтез. |
3-я неделя | Количество и счет: число 20; решение примеров, задачи. Логическая задача: установление связей и зависимостей. | Знакомить: с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком. Писать число 20; решать примеры в пределах второго десятка. |
4-я неделя | Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. Логическая задача: установление связей и зависимостей | Решать арифметическую задачу; примеры в пределах второго десятка; измерять линейкой; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры. |
АПРЕЛЬ
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: математические загадки; знаки +, -; соотнесение количества предметов с цифрой. Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени на часах. | Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; определять время на часах; понимать соответствие между количеством предметов и цифрой; измерять с помощью линейки, записывать результаты измерения. |
2-я неделя | Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели. | Закреплять: умение соотносить количество предметов с числом; решать примеры в пределах второго десятка; рисовать в тетради в клетку; знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах. |
3-я неделя | Количество и счет: соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача: установление связей и зависимостей | Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, к другому человеку; понимать отношения между числами; решать логическую задачу на анализ и синтез. |
4-я неделя | Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки. Ориентировка во времени: весенние месяцы. | Решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки. Закреплять: знания о весенних месяцах. |
Май
ДАТА | ТЕМА НЕДЕЛИ | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
1-я неделя | Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров. | Решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков |
2-я неделя | Количество и счет: математические загадки; знаки +, -; соотнесение количества предметов с цифрой. Величина: измерение линейкой. | Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; измерять с помощью линейки, записывать результаты измерения. |
3-я неделя | Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели. | Закреплять: знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах. |
4-я неделя | Повторение пройденного материала |
Содержание рабочей программы
Количество и счет.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.
Писать цифры от 1до 9 и число 10.
Порядковой счёт в пределах 10 различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счёту?».
Правильно использовать и писать математические знаки +,-, > , <;
Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
Величина.
-Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, высоте, толщине , употреблять сравнения( большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, самый низкий).
-Делить предмет на 2, 4, 6,8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.
-Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины. Способствовать развитию глазомера.
Геометрические фигуры.
-Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.
-Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
-Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
-Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
-Называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол).
-Рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
-Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
-Преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Ориентировка во времени.
-Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
-Пользоваться в речи понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
-Определять время по часам с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве.
-Ориентироваться на листе бумаги.
-Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади). Пользоваться тетрадью в клетку.
-Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана.
Логические задачи.
-Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
Методическое обеспечение программы :
-Рабочая тетрадь: «Я считаю до 20».
-Индивидуальный демонстрационный материал.
-Математический набор.
-Счетные палочки.
-Линейка.
-Презентации.
Мониторинг освоения программы
№ п/п | ФИ ребенка | Количество и счет | Величи на | Геометричес кие фигуры | Ориентиров ка во времени | Ориентиров ка в пр-ве | Умение решать логические задачи | итого |
Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 балла Низкий уровень: 1 балл
Табель учета посещаемости детей
№ п/п | Фамилия, Имя ребенка | Сентябрь | |||
1 нед. | 2 нед. | 3 нед. | 4 нед. | ||
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Литература:
1. Е. В. Колесникова Программа «Математические ступеньки» 2008 г. Москва.
2. Е. В. Колесникова «Методическое пособие: Математика для детей 6 – 7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для старшего дошкольного возраста«Поучительные сказки о здоровом образе жизни»
Материалы в форме сказки для популяризации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»
Данный материал может использоваться педагогом дошкольного учреждения или учителем начальных классов....
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка для старшего дошкольного возраста«Поучительные сказки о здоровом образе жизни»
популяризация здорового образа жизни в дошкольной среде....
Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни".
Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни"....
Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Крестьянские праздники"
Как лето сменяло зиму, день — ночь, так же неотвратимо в крестьянской жизни будни сменялись праздниками. Праздники были разновеликие, и отмечали их по-разному. Воскресенье после рабочей недели ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...