РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по математике (старшая группа)

Валентина Мурашова

 

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитиe матeматических способностей. В связи с этим нас заинтересовала актуальная проблема: какие условия нужно создать для эффективного развития представлений о форме предметов.

Вопросами развития представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста занимались многие методисты, педагоги, психологи, в частности А. М. Леушина, Л. А. Венгер, А. М. Пышкало, Д. Альтгауз и многие другие[1]. Игры с геометрическими фигурами и их моделями являются основными методами ознакомления детей с формой предметов.

Таким образом, развитие математических представлений дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.

Литература:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.- 2002.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Мурашова В.С.

Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игра является ведущим видом деятельности, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов, в исследованиях которых доказано, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры. Ребенок с первых лет жизни познает окружающий мир, детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П. Усова). В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). [6]

По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую. А.С.Макаренко отмечал, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. К.Д. Ушинский один из первых связал развитие игры с особенностями детского воображения. Особое внимание он уделил на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Л.С.Выготский отмечал, что признаком игры является наличие мнимой или воображаемой ситуации. В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает». Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.[5]

Игра имеет огромное значение для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка дошкольного возраста. Она помогает развить коммуникативные качества, координацию движений, способность к нестандартному мышлению, творчеству дошкольников. В отдельных случаях с помощью игры можно привить интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Среди многообразия игр, используемых для обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, можно выделить спортивные, ролевые, сюжетные, дидактические и многие другие. Для формирования и развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста важную роль занимают дидактические игры, которые способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального мышления дошкольников.  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, которые создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи, которой руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Активное участие и выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).[8]

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (по классификации Бондаренко А. К.) В играх с предметами используют игрушки и реальные предметы. Настольно — печатные игры — интересное занятие для детей, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решают при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих, в них дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. [14]

Дидактические игры составляются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действия, игровое правило; в других- некоторые составляющие. По этому дидактические игры (по классификации Канышевой Н. М.) можно разделить на сюжетно — ролевые и игры — упражнения, которые включают отдельные элементы игры. В сюжетно — ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом, в таких играх внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. В играх- упражнениях она выражена явно.[6]

Ход многих дидактических игр позволяет дополнять их содержание, расширять первоначально поставленные задачи. Большое значение имеют коллективные настольные игры – различные тематические лото, конструкторы, складывание картинок, мозаик. В таких играх может присутствовать элемент соревнования. Например, кто быстрее и правильнее соберет машину, человека и дом из геометрических фигур, вырезанных из бумаги. Существует множество настольных дидактических игр с прилагаемыми правилами (эти правила составляются самими разработчиками игр с учетом возрастных особенностей дошкольников). Детям предлагаются разнообразные головоломки, пирамиды, вкладыши. Все большее распространение приобретают деловые игры в их упрощенном для детей дошкольного возраста варианте. [4]

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Ф.Фребель является автором одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания, он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.[17]

Таким образом, умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач. В своей работе по развитию представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста мы использовали дидактические игры: «Найди предмет такой же формы», «Составь картинку», «Дорисуй», «Дострой», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Кто назовет больше» и др.

Литература

  1.  Бабанский К.Ю. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.:Просвещение, 1982-с.38
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. фак-тов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2003.- 399 с.
  3. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина.- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
  4. Дошкольное образование: словарь терминов/(сост. Н.А.Виноградов и др.).- М.: Айрис - пресс, 2005.-399 с.
  5. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.

  6. Козлова А.М., Никифорова И.К. Дошкольное образование: Уч.-метод. пособ.- М.: ЦГЛ, 2004.-80 с.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.- 2002.
  8. Леушина А.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение. - 1988.
  9. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова.: Николаев, 2005. — 76 с.
  10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.:Просвещение - 1985.
  11. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
  12. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 128 с.

  13. Пичугина Н.О., Ассаулова С.В, Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика Ростов н/Д: Феникс, 2004. 

  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с
  15. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М-П.-1988.
  16. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Р. Л. Березина, З. А.Михайлов, Р. Л. Непомнящая и др.; Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с
  17. Чумичева Р.М.Ребенок в мире культуры. –Ставрополь:1998
  18. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
  19. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. - Л-П – 1986.

Интернет источники

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольниковhttp://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st018.shtml 
  2. Статья «Формирование у детей представлений о форме предметов»http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26368-formirovanie-u-detey-predstavleniy-o-forme-predmetov.html 
  3. Учебно-образовательный портал «Лекции онлайн» Лекции по педагогикеhttp://www.mylect.ru/pedagog/common-pedagogik/510-lect-pedagog7.html

  4. Статья: «Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников»http://www.steppedagogy.ru/stads-146-2.html

  5. Статья «Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур» http://studopedia.org/9-133054.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством модульного оборудования.

Актуальность данной темы заключается в том, что в общей системе обучения модульное оборудование приобретает само­стоятельность и сосуществует с об­учением в играх и на ООД.Его место опре­деляется...

Статья "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр"

      Данная статья знакомит с значением дидактической игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников....

Роль дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недо...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...

Доклад на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего нача...