Программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_2018-19g.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор Детского сада
«Светлячок» №_______от_____________ __________________Е.В. Бушмелева
«___»__________________2018г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Составитель Г.А. Орлова воспитатель
г. Заводоуковск
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цель, задачи.
- Учебно-методический план.
- Содержание программы.
- Годовой календарный план.
- Организационно- педагогические условия реализации программы.
- Планируемые результаты.
- Оценочные и методические материалы
- формы контроля
- критерии отслеживания усвоения программы
- условия реализации программы
- воспитательная работа
XI. Списоклитература.
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 2 раза в неделю, 30 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
- развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и сам
Тематический план занятий.
1. Количество и счет (15 занятий)
• числа от 0 до 10;
• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
2. Величина (9 занятий)
• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.
3. Ориентировка в пространстве (10 занятий)
• ориентировка на листе в клеточку;
• ориентировка в клеточке;
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад;
• формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
• использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
4. Ориентировка во времени (6 занятий)
• название дней недели;
• название месяцев;
• времена года, год;
• формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
• формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
5. Простейшие геометрические представления (5 занятий)
• точка, луч, угол, отрезок;
• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
• ломаная и кривая линии;
• разомкнутые и замкнутые линии;
• ученическая линейка, ее практическое использование;
• знакомство с мерой длины — сантиметром.
6. Геометрические фигуры (7 занятий)
• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
• углы, стороны, вершины фигур;
• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
• группировка фигур по 1-2 признакам;
• деление фигур на равные и неравные части;
• сборка целых фигур из 4-8 частей.
7. Графические работы (10 занятий)
• штрихование и раскрашивание;
• рисование по памяти;
• рисование узоров по клеточкам на слух;
• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
• дорисовывание недостающих частей предметов;
• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
8. Конструирование и моделирование (10 занятий)
• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
• собирание кубиков «Уникуб»;
• работа со строительным материалом (кирпичики);
• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
• собирание картинок из частей;
• собирание цифр из счетных палочек;
• игры с бусинками.
9. Логические задачи (8 занятий)
• антонимические игры;
• продолжение логического ряда;
• классификация предметов по признакам;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• головоломки различного вида сложения;
• занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;
• игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
• математические конкурсы
10.Математические развлечения
- « Волшебное поле»
- «Космическое путешествие»
- Интеллектуальный марафон.
Итого 64 занятия.
. Содержание программы
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Программа «Занимательная математика» будет способствовать повышению уровня математического развития детей по сравнению с требованиями программы на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), и в соответствии с действующим ФГОС ДО.
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 18.09.2018 -30.04.2019 | ||
Продолжительность образовательного процесса | 32 недели | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня | ||
Выходные | Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации | ||
Каникулы | 01.01.2019-11.01.2019 | ||
Педагогическая диагностика | 25.04.2019-30.04.2019 | ||
Количество занятий | в неделю | в месяц | в год |
2 | 8 | 64 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «занимательная математика» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Обще количество 64 часа. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой работы.Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: показ детьми занятий по математике.
Планируемые результаты
Ребенок должен знать:
• числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
• порядковый счет от 1 до 10;
• числа-соседи;
• меру длины — сантиметр;
• простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
• геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник;
• вершины, стороны, углы фигур;
• основные цвета и их оттенки;
• название сторон и углов клетки;
• строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);
• предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
• временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
• название дней недели;
• название месяцев и времен года;
уметь:
• считать от 1 до 10 и от 10 до 1;
• находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смежные числа;
• решать простейшие арифметические задачи;
• находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;
• изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;
• подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;
• ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);
• ориентироваться в пространстве;
• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);
• правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
• сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;
• использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;
• измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;
• делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;
• собирать фигуры из 4—8 частей;
• рисовать узоры (на слух) в тетрадях;
• рисовать по памяти;
• срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;
• собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;
• логически формулировать ответы;
• продолжать логический ряд фигур и предметов;
• решать математические загадки, ребусы, головоломки.
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых . Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова, Д.Векслера, Н.Вераксы.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.
2. Диагностический инструментарий (диагностические задания)
Задание №1. Развитие внимания
Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
Задание №2. Развитие памяти
Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Задание №3. Развитие восприятия
Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень
1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек
Задание №4. Развитие воображения
Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,
Задание оценивается по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено.
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Задание №5. Развитие мышления
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы, и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6 «Заплатки к коврикам»
7. «Что сначала, что потом?»
Оценивание проходит по трехбалльной системе.
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Список литературы
1. Шевелев К.В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет.-М.:2009
2. ШевелевК.В. Конспекты занятий по математике с детьми 6-7 лет.-М.:2010
3. Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 80 с.
4. Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.
5. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014 – 64с.
6. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М.:ТЦ Сфера, 2012.
7. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.
Рабочие тетради для детей
1. Шевелев К.В. Учусь писать цифры. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
2. Шевелев К.В. Готовимся к школе (в 2х частях). Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
3. Шевелев К.В. Занимательная геометрия . Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
4. Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
5. Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...