Программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Орлова Галина Анатольевна

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_2018-19g.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                       УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета                               Директор   Детского сада

 «Светлячок» №_______от_____________                  __________________Е.В. Бушмелева

«___»__________________2018г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Составитель Г.А. Орлова воспитатель                                                                                                                                                          

г. Заводоуковск

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  1. Цель, задачи.

  1. Учебно-методический план.

  1. Содержание программы.

  1. Годовой календарный план.

  1. Организационно- педагогические условия реализации программы.

  1. Планируемые результаты.

  1. Оценочные и методические материалы

- формы контроля

- критерии отслеживания усвоения программы

- условия реализации программы

- воспитательная работа

XI.   Списоклитература.

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 2 раза в неделю, 30 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и сам

                                    Тематический план занятий.

1.       Количество и счет (15 занятий)

•   числа от 0 до 10;

•   порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);

•   прямой и обратный счет в пределах 10;

•   нахождение и сравнение чисел-соседей;

•   решение простейших арифметических задач.

2.       Величина (9 занятий)

•   сравнение предметов по форме;

•   сравнение предметов по цвету;

•   сравнение предметов по размерам;

•   сравнение предметов по длине и высоте;

•   сравнение предметов по ширине и толщине;

•   введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;

•   нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

•   подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;

•   изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);

•   методы наложения и приложения;

•   прием попарного сравнения.

3.       Ориентировка в пространстве (10 занятий)

•        ориентировка на листе в клеточку;

•        ориентировка в клеточке;

•        ориентировка в кабинете по словесной инструкции;

•        понятия: слева, справа, вверху, внизу;

•        направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад;

•        формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;

•        использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.

4.       Ориентировка во времени (6 занятий)

•        название дней недели;

•        название месяцев;

•        времена года, год;

•        формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;

•        формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.

5.      Простейшие геометрические представления (5 занятий)

•        точка, луч, угол, отрезок;

•        прямая, горизонтальная и вертикальная линии;

•        ломаная и кривая линии;

•        разомкнутые и замкнутые линии;

•        ученическая линейка, ее практическое использование;

•        знакомство с мерой длины — сантиметром.

6.       Геометрические фигуры (7 занятий)

•        треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;

•        углы, стороны, вершины фигур;

•        измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;

•        выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;

•        группировка фигур по 1-2 признакам;

•        деление фигур на равные и неравные части;

•        сборка целых фигур из 4-8 частей.

7.       Графические работы (10 занятий)

•        штрихование и раскрашивание;

•        рисование по памяти;

•        рисование узоров по клеточкам на слух;

•        срисовывание предметов по клеткам и по точкам;

•        дорисовывание недостающих частей предметов;

•        копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.

8.       Конструирование и моделирование (10 занятий)

•        собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;

•        собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;

•        собирание кубиков «Уникуб»;

•        работа со строительным материалом (кирпичики);

•        собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;

•        собирание картинок из частей;

•        собирание цифр из счетных палочек;

•        игры с бусинками.

9.       Логические задачи (8 занятий)

•        антонимические игры;

•        продолжение логического ряда;

•        классификация предметов по признакам;

•         нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

•         головоломки различного вида сложения;

•         занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;

•         игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;

•         математические конкурсы

10.Математические развлечения

  • « Волшебное поле»
  • «Космическое путешествие»
  • Интеллектуальный марафон.

  Итого 64 занятия.

. Содержание программы 

В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Программа «Занимательная математика» будет способствовать повышению уровня математического развития детей по сравнению с требованиями программы на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), и в соответствии с действующим ФГОС ДО.

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

18.09.2018 -30.04.2019

Продолжительность образовательного процесса

32 недели

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2019-11.01.2019

Педагогическая диагностика

25.04.2019-30.04.2019

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

2

8

64

Организационно-педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «занимательная математика» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Обще количество 64 часа. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой работы.Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: показ детьми занятий по математике.

 Планируемые результаты

Ребенок должен знать:

•         числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

•         порядковый счет от 1 до 10;

•         числа-соседи;

•         меру длины — сантиметр;

•         простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

•         понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

•    геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник;

•    вершины, стороны, углы фигур;

•    основные цвета и их оттенки;

•    название сторон и углов клетки;

•    строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);

•    предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

•    временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

•    название дней недели;

•    название месяцев и времен года;

уметь:

•     считать от 1 до 10 и от 10 до 1;

•     находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смежные числа;

•     решать простейшие арифметические задачи;

•     находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

•     изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;

•     подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;

•     ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);

•     ориентироваться в пространстве;

• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);

• правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

• сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;

•        использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

•        измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;

•        делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;

•        собирать фигуры из 4—8 частей;

•        рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

•        рисовать по памяти;

•        срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

•        собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;

•        логически формулировать ответы;

•        продолжать логический ряд фигур и предметов;

•        решать математические загадки, ребусы, головоломки.

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых . Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова, Д.Векслера, Н.Вераксы.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.

2. Диагностический инструментарий (диагностические задания)

Задание №1. Развитие внимания

Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

Задание №2. Развитие памяти

Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №3. Развитие восприятия

Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень

1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

Задание №4. Развитие воображения

Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено.

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №5. Развитие мышления

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы, и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6 «Заплатки к коврикам»

7. «Что сначала, что потом?»

Оценивание проходит по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

 

 Список литературы

1.     Шевелев К.В. Конспекты занятий по математике  с детьми 5-6 лет.-М.:2009

2.     ШевелевК.В.  Конспекты занятий по математике  с детьми 6-7 лет.-М.:2010

3.     Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 80 с.

4.     Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.

5.     Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014 – 64с.

6.     Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М.:ТЦ Сфера, 2012.

7.     Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.

Рабочие тетради для детей

1.     Шевелев К.В. Учусь писать цифры. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

2.     Шевелев К.В. Готовимся к школе (в 2х частях).  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

3.     Шевелев К.В. Занимательная геометрия .   Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

4.     Шевелев К.В. Графические диктанты.  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

5.     Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи.  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-7 лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...