Конспект НОД: «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Счёт до 4»
методическая разработка по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Счёт до 4».
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать количественный счет в пределах четырёх и умения различать геометрические фигуры.
Задачи:
Образовательные:
- учить порядковому счету до 4;
- упражнять в счете до 4.
Развивающие:
- развивать умение показывать геометрические фигуры;
- развивать ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности.
Методы и приемы:
- практические: игра;
- наглядные: показ картинок для счета, карточек с цифрами;
- словесные: беседа, ответы детей.
Материалы и оборудование: кукла (девочка Аннушка), Волшебный клубок, игрушки: лиса, волк, заяц, Бельчонок, круги (красные, желтые, зеленые), коврики из картона и заплатки к ним, карты-схемы для каждого ребёнка, наборы геометрических фигур, картинки с изображением белок (4 картинки), карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 (для педагога и каждого ребёнка), магнитные цифры (1, 2, 3, 4), картинки с изображением лисы, волка, зайца, Бельчонка.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «В лесу» Цель: активно изменить деятельность детей и взрослых и ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение ООД. |
Игровая | Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: учить собирать целое изображение из нескольких частей. |
Коммуникативная | Счёт до 4. Цель: учить порядковому счету до 4. |
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты |
Предлагает посмотреть и послушать девочку Аннушку. | Смотрят и слушают девочку Аннушку, отправляются искать волшебный клубок. | Сформирован интерес к предстоящей деятельности. | |
Предлагает выполнить упражнение с геометрическими фигурами. | Выполняют упражнение с геометрическими фигурами: располагают геометрические фигуры (заплатки) на коврике лисы, волка, зайца. | Созданы условия для развития умения сопоставлять геометрические фигуры. | |
Предлагает детям встать выполнить действия, повторяя за воспитателем. | Выполняют действия, повторяя за воспитателем, в соответствии с текстом. | Созданы условия для снятия утомления детей, активизации внимания. | |
Предлагает детям карты-схемы, которые помогут добраться до домика Бельчонка. | Заполняют карты-схемы геометрическими фигурами: синими и красным треугольниками, желтым кругом, синими квадратами. | Созданы условия для развития умения ориентироваться в пространстве. | |
Предлагает выполнить задания около домика Бельчонка | Выполняют задания около домика Бельчонка: счёт белок, называние цифр на карточках; расположение их по порядку. | Созданы условия для развития умения отвечать на вопросы полным предложением. | |
Задаёт вопросы, подводя итог непосредственной образовательной деятельности. | Отвечают на вопросы. | Созданы условия для развития умения анализировать, подводить итог. |
Логика образовательной деятельности
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
НАЯ ЧАСТЬ Организацион- ный момент | - К нам сегодня пришел еще один гость. Сначала я загадаю вам загадку, а вы отгадайте. И узнайте кто к нам пришел в гости. - К нам сегодня пришел еще один гость. Сначала я загадаю вам загадку, а вы отгадайте. И узнайте кто к нам пришел в гости. - К нам сегодня пришла девушка Аннушка. Аннушка: Дорогие дети - я девочка Аннушка потеряла в лесу волшебный клубочек, который мне подарил старичок - лесовичок. Помогите мне преодолеть все препятствия и найти оранжевый клубочек. - Поможем Аннушке отыскать Волшебный клубочек, чтобы найти дорогу к домику старичка-лесовичка. Отправляемся в путь по тропинке вместе с девочкой Аннушкой. | Слушают девочку Аннушку. |
НАЯ ЧАСТЬ Начало выполнения действий по задачам | Педагог подводит детей к столу. Детей встречают животные: лиса, волк, заяц. Около каждого животного лежат коврики с их изображением. - Аннушка потеряла Волшебный клубок, чтобы найти дорогу к домику старичка-лесовичка. Помогите нам его найти. Упражнение с геометрическими фигурами Животные: у каждого из нас есть три коврика с животными (лисой, волком, зайцем), но их прогрызли мыши и на них появились дырки. Помогите нам поставить заплатки на коврики. Педагог делит детей на 3 группы с помощью кругов трёх цветов: красных, желтых, зеленых. Дидактическая игра «Собери часть рисунка» - Я раздаю вам геометрические фигуры – это заплатки для ковриков. Выберете геометрические фигуры – заплатки для коврика с лисой и положите их на коврик, делая заплатки. - Какой геометрической формы были заплатки на коврике с лисой? - Выберете геометрические фигуры – заплатки для коврика с волком и положите их на коврик, делая заплатки. - Какой геометрической формы были заплатки на коврике с волком? - Выберете геометрические фигуры – заплатки для коврика с зайцем и положите их на коврик, делая заплатки. - Какой геометрической формы были заплатки на коврике с зайцем? - Сколько дырочек прогрызли мышки на каждом коврике? Животные: Спасибо, вы справились с заданием. Но Волшебного клубка у нас нет. - А мы двигаемся дальше, чтобы найти Волшебный клубок девочки. - А нам пора отправляться вместе с Аннушкой на лесную опушку, где мы с вами немного отдохнём. Физминутка «В лесу» Весь засыпан снегом лес.
- Теперь нам необходимо отправиться в дом Бельчонка. Но сначала выполним задания на лесной опушке. - Садитесь за столы. Задания на развитие умения ориентироваться в пространстве - Перед вами лежат карты, на которых изображены деревья: ель и дуб. Под деревьями расположим горы. Возьмите синий треугольник и положите его под дубом. Возьмите еще один синий треугольник и расположите его под елью. - В правом нижнем углу построим домик старичка-лесовичка. Найдите правый нижний угол и положите в этом углу желтый квадрат. На квадрат положите красный треугольник – крышу домика. - В правом верхнем углу (над домиком) кладём желтый круг - солнце. - Над дубом положите квадрат – домик Бельчонка. - Теперь мы можем отправиться к домику Бельчонка. Счёт до 4 - Вот и мы пришли к домику Бельчонка. - Садитесь на стулья. - И здесь нас встречают друзья Бельчонка - белки, которые скачут направо и налево. Бельчонок: выполнив мои задания, вы сможете найти Волшебный клубок. Педагог показывает картинки с изображением белок на доске и задаёт вопросы: - Посчитайте, сколько белок скачут направо? - Посчитайте, сколько белок скачут налево? - Каких белок больше? Педагог убирает белок с доски и вывешивает карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. - Число 1 обозначает цифру 1. - Число 2 обозначает цифру 2. - Число 3 обозначает цифру 3. - Число 4 обозначает цифру 4. - Я буду показывать карточки с цифрами, а вы называть цифры: Педагог показывает цифру 1. Педагог показывает цифру 2. Педагог показывает цифру 3. Педагог показывает цифру 4. Педагог раздаёт карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. - Теперь я буду называть цифры, вы показывать карточки с этими цифрами: - Один. - Два. - Три. - Четыре. Педагог собирает карточки и вывешивает на доску магнитные цифры 1, 2, 3, 4. - ИМЯ РЕБЁНКА, расположи цифры по порядку и назови их. Педагог прикрепляет на доску четыре картинки с изображением белки. - Посчитайте, сколько белок на доске? - Покажите первую белку? - Покажите вторую белку? - Третью? - Четвертую? Белка: Вы верно выполнили все задания. Ребята, а вот и Аннушкин Волшебный клубок. | Дети двигаются по группе вместе с Аннушкой и подходят к столу. Дети выбирают круг одного цвета и встают по группам. - Выбирают геометрические фигуры – заплатки и раскладывают их на коврик с лисой. - Заплатки на коврики с лисой в форме треугольника. - Выбирают геометрические фигуры – заплатки и раскладывают их на коврик с волком. - Заплатки на коврике с волком в форме прямоугольника. - Выбирают геометрические фигуры – заплатки и раскладывают их на коврик с зайцем. - Заплатки на коврике с зайцем в форме круга. - Дети считают, сколько дырок прогрызли мышки на каждом коврике. Мышки прогрызли 4 дырки на каждом коврике. - Поворачиваются вправо, правую руку отводят назад, поворачиваются влево, левую руку отводят назад) - Прыгают. - Машут руками, как крыльями. - Приседают, смотрят направо. - Встают, поднимают руки вверх. - Дети садятся за столы. - Под деревьями располагают горы. Берут синий треугольник и кладут его под дубом. Берут еще один синий треугольник и располагают его под елью. - В правом нижнем углу строят домик старичка-лесовичка. Находят правый нижний угол и кладут в этом углу желтый квадрат. На квадрат кладут красный треугольник – крышу домика. - В правом верхнем углу (над домиком) кладут желтый круг - солнце. - Над дубом кладут квадрат – домик Бельчонка. - Дети садятся на стулья. - Дети считают. 4 зайца скачут направо. - Дети считают. 3 зайца скачут налево. - Зайцев, скачущих направо, больше. - Дети называют цифры: Один. Два. Три. Четыре. - Дети показывают карточки. - Располагает цифры по порядку и называет их. - Считают количество белок. Четыре белки. - Показывают первую белку. - Показывают вторую белку. - Показывают третью белку. - Показывают четвертую белку. |
ЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематиза- ция знаний. | - Кто к нам сегодня к нам приходил в гости? - Что потеряла Аннушка в лесу? - Чтобы помочь девочке мы прошли несколько препятствий.
- Верно. Мы ставили заплатки на коврики, на лесной опушке составляли карты из геометрических фигур (треугольников, круга, квадратов) и отправлялись к домику Бельчонка. - Какие животные нам встретились? Педагог вывешивает на доску картинки с изображением животных (лисы, зайца, волка, Бельчонка). - Посмотрим на доску и скажем, сколько животных на доске. - Какая по счёту лиса? - Какой по счёту волк? - Какой по счёту заяц? - Какой по счёту Бельчонок? - Где оказался Волшебный клубок Аннушки? - Молодцы, вы помогли девочке Аннушке найти Волшебный клубок. Аннушка: Спасибо за то, что помогли найти мне Волшебный клубок, который мне поможет найти домик старичка-лесовичка. До свидания. | - К нам приходила девочка Аннушка. - Аннушка потеряла Волшебный клубок. - Мы починили коврики для животных, побывали на лесной опушке, приходили к домику Бельчонка. - Нам встретились лиса, заяц, волк, Бельчонок. - На доске 4 животных. - Лиса - первая. - Волк - второй. - Заяц - третий. - Бельчонок - четвертый. - Волшебный клубок Аннушки был в домике Белки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образование числа 9. Счёт до 9. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве»-НОД по ФЭМП в старшей группе
НОД по ФЭМП в старшей группе...
«Счет в пределах 10. Сравнение предметов. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве»-конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе...
Конспект по математике в старшей группе. Тема: "Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве".
Занятие направлено на формирование математических знаний о геометрических фигурах и ориентировка в пространстве и на листе бумаги....
Конспект ООД по ФЭМП «Образование числа 9. Счёт до 9. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».
Формирование умения считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закрепление представления о геометрических фи...
Конспект НОД по ФЭМП Старшая группа «Счет в пределах 10. Сравнение предметов. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».
Задачи: Образовательные:Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.Закреплять умение сравнивать 4 предмета по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовате...
Конспект ОД по ФЭМП. Старшая группа. «Образование числа 9. Счёт до 9. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».
Цель: формирование математических представлений детей об образовании числа 9; геометрических фигурах; ориентировании в пространстве....