Программа по познавательному развитию для одаренных детей 2-3 лет на 2018 – 2019 уч.г.
рабочая программа по математике

Чиркова Елена Юрьевна
Программа по познавательному развитию
 
 
 
для одаренных детей 2-3 лет
на 2018 – 2019 уч.г.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivayka_2018-2019_chirkova_korehova.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Принято:                                                                                             Утверждаю:

на педагогическом совете                                                         Директор МАДОУ

МАДОУ «Верхнекетский детский сад»               «Верхнекетский детский сад»

Протокол №                                                                                  М.Л. Березкина

от «    »__________ 2018г.                                        Приказ №

                                                                                     от  «   »__________2018г.    

Программа по познавательному развитию

для одаренных детей 2-3 лет

на 2018 – 2019 уч.г.

Руководители: Корехова Н.А.

                                                                                                     Чиркова Е.Ю.

р.п. Белый Яр – 2018г.

Пояснительная записка

Начиная с раннего возраста, ребёнок учится обращению с формами, количеством, а так же пространством и временем. Основываясь на практическом опыте повседневной жизни, он приобретает математические знания и умения, способность формулировать словами математические задачи и решения, постигает математические закономерности, овладевает схемами действий при решении математических задач. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну.

Актуальность программы «Развивайка» заключается в развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения, учитывая возрастные возможности детей данного возраста.

Нестандартные задания – это мощное средство активизации умственной деятельности. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. В игре детей привлекает не заложенная в ней обучающая задача, а возможность выполнить игровые действия, проявить активность, добиться результата. Для успешного и непринужденного обучения математическим основам детям необходимы игры особого рода, в которых содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей. При этом для выполнения и решения поставленных обучающих задач возникала бы объективная необходимость практического применения математических знаний, умений и навыков. Для реализации данной программы нами были выбраны учебно-методические пособия, такие как: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина и Математический планшет. К каждому такому пособию прикреплены альбомы с заданиями для игр.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-

правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

Цель программы «Развивайка»: развитие познавательных и творческих способностей детей, а также логико-математической компетенции.

Задачи: 

  • Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше).
  • Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Пространственные представления и познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), мелкую моторику рук, умение моделировать на плоскости, умение создавать изображение по образцу, схеме.
  • Формировать способность расставлять предметы по порядку,  представления о цвете предметов, умение делить целое на части и составлять целое из частей, умение следовать устным инструкциям.
  • Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, любознательность.
  • Повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию логического развития детей.

Ожидаемые результаты:

 К концу обучения по программе основным результатом должно стать развитие у детей познавательных процессов (внимание, память, речь, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация), деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры), в общении и коммуникации:

  • Развитие представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них. Проявление интереса в заданиях на развитие логического мышления.
  • Развитие мелкой моторики пальцев.
  • Повышение уровня знаний родителей  по логико-математическому развитию. Создание родителями дома условий для дидактических игр и правильная их  подборка.

Основные методы и приемы совместной деятельности.

 Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию  дошкольников используются следующие методы:

- словесные (рассказы педагога, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);

- наглядные (работа с иллюстрациями, схемами, логическими цепочками, заучивание стихотворений);

- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на развитие логического мышления, на развитие речи и пр.);

Формы: групповая - основная форма работы на занятиях; индивидуальная форма.

Структура программы для одарённых детей «Развивайка».

Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3 года. Срок реализации программы 1 год. Игра - занятие проводится в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность 10-15 минут.

1.Введение в игровую ситуацию

1мин.

2.Актуализация и затруднения в игровой ситуации

3мин.

3.Открытия детьми нового знания

9мин.

4.Эмоциональная  устойчивость на успех

2мин.

Взаимодействие с родителями:

  • Семинар-практикум по развивающим играм для детей 2-3 лет;
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  • Разъяснительная и образовательная работа.

Развивающая среда в группе.

Интеллектуальный цент с учебно-методическими пособиями, такими как: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина и Математический планшет.

Календарный учебный график.

Наименование

оказываемой

услуги

Группа

Форма

органи

зации

Учебный год

Учеб-

ных

недель

Количе-

ство часов

в

неделю

всего

1.

«Развивайка»

вторая

группа

раннего

возраста

подгрупповая

Начало

учебного

года

окончание

учебного

года

27

1

27

Учебно-тематический план

(вторая группа раннего возраста)

Месяц

Тема

Количество часов

Время

Октябрь

Знакомство с учебно-игровым пособием «Математический планшет»

1

«Зонтик»

1

«Коляска»

1

«Самокат»

1

Ноябрь

Знакомство с учебно-игровым пособием кубики Никитина

1

«Роботы»

1

«Рыбки»

1

«Загадка»

1

Декабрь

«Звёздочки»

1

«Ёлочные игрушки»

1

«Конфеты»

1

«Горка»

1

Январь

Знакомство с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера

1

«По красной дорожке друзья идут к Антошке»

1

«На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки»

1

Февраль

«Сказка Колобок»

2

«Сказка Заюшкина избушка»

1

«Закрывай скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки»

1

Март

Знакомство с учебно-игровым пособием Блоки Дьенеша

1

«Бусы для мамы»

1

«Пряничный домик»

1

«Собачка»

1

Апрель

«Человек»

1

«Клоун»

1

«Сказочное солнышко»

1

«Пароход»

1

Методическое обеспечение

(вторая группа раннего возраста)

Тема

Цель

Форма проведения

Методы

приемы

Материалы

1

Знакомство с учебно-игровым пособием «Математический планшет».

Познакомить с
математическим планшетом, с помощью резинок изобразить то, что хочет ребёнок.

Занятие-творчество

(фантазия)

Сказка,

показ.

Дидактическое пособие «Математичес

кий планшет» и игровой альбом.

2

«Зонтик»

Закреплять
умение детей
ориентироваться
по карточкам схемам. Формировать знания о геометрических фигурах.
Развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение. 

Игра –занятие

Д/и

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Дидактическое пособие «Математичес

кий планшет» и игровой альбом.

3

«Коляска»

Закреплять
умение детей
ориентироваться
по карточкам схемам.

Развивать знания о геометрических фигурах,

мелкую моторику рук, внимание.

Игра –занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Дидактическое пособие «Математичес

кий планшет» и игровой альбом.

4

«Самокат»

Закреплять
умение детей
ориентироваться
по карточкам схемам, знания о транспорте.

Развивать знания о геометрических фигурах,

мелкую моторику рук, внимание.

Игра –занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Дидактическое пособие «Математичес

кий планшет» и игровой альбом.

5

Знакомство с учебно-игровым пособием кубики Никитина

Познакомить с учебно-игровым
пособием «Кубики Никитина»

Формировать умение выкладывать кубики определенного цвета путем наложения на картинку.

Познаватель-

ная игра

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

6

«Роботы»

Развивать познавательный процесс, знания о геометрических фигурах, мелкую моторику, умение ориентироваться на плоскости. Продолжать знакомство с цветом.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

7

«Рыбки»

Развивать знания о рыбах, геометрических фигурах, мелкую моторику. Формировать умение ориентироваться на плоскости. Продолжать знакомство с цветом.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

8

«Загадка»

Закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете и форме. Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости.

Развивать мелкую моторику, внимание.

Занятие-творчество

(сказка)

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

9

«Звёздочки»

Формировать представление о времени суток, понятие «один-много». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости.

Развивать мелкую моторику, внимание.

Познаватель-ная игра

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

10

«Ёлочные игрушки»

Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих елочных игрушек с использованием кубиков других цветов). 

Занятие-творчество (фантазия)

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

11

«Конфеты»

Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

12

«Горка»

Формировать представление о времени года «Зима», о играх в зимнее время. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор»

13

Знакомство с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера

Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними. Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений. Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Занятие-творчество

(фантазия)

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».

14

«По красной дорожке друзья идут к Антошке»

Закреплять названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».

15

«На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки»

Закреплять эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».

16

«Сказка Колобок»

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей. Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию.

Занятие-творчество

(сказка)

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».

17

«Сказка Заюшкина избушка»

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей. Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию.

Занятие-творчество

(сказка)

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».

18

«Закрывай скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки»

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей, умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету).  Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».

19

Знакомство с учебно-игровым пособием Блоки Дьенеша

Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом. Развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать, классифицировать информацию). Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения.  Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

20

«Бусы для мамы»

Мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

21

«Пряничный домик»

Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Занятие-творчество

(сказка)

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

22

«Собачка»

Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

23

«Человек»

Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

24

«Клоун»

Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

25

«Сказочное солнышко»

Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию.

Занятие-творчество

(сказка)

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

26

«Пароход»

Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Игра-занятие

Д/и

Словесное объяснение показ.

Учебно-игровое пособие

«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».

Список литературы:

  1. А. Бостельман «Математика в любое время!» под ред. Н.А. Воробьёва изд. Национальное образование / Москва 2016 г.
  2. Л. В. Михайлова-Свирская «Математика повсюду» изд. Национальное образование / Москва 2015 г.
  3. А.В. Белошистая « Развитие логического мышления у дошкольников» Москва 2013 г.
  4. А.В. Белошистая «Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций» Москва 2004 г.
  5. Математический планшет для малышей. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
  6. Блоки Дьеныша для самых маленьких. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
  7. Блоки Дьеныша для малышей. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
  8. Волшебные дорожки. Палочки Кюизенера для самых маленьких 2-3 лет. Альбом с заданиями для игры. – Спб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Полянка» на 2018-2019 уч.год

       Рабочая образовательная программа для воспитанников подготовительной группы Полянка муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...

Конспект итоговой оод по познавательному развитию (ФЭМП) подготовительной к школе группы №8 за 2018-2019 учебный год.

Закрепить умения определять временные отношения (дни недели, месяцы), умение ориентироваться на листе бумаги в клетку:;Совершенствовать навык прямого и обратного  счёта , умение составлять и реша...

Рабочая образовательная программа в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет на 2018-2019 учебный год (группа №1 "Сказка")

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&r...

Рабочая программа музыкально-ритмического кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2018-2019 учебный год

Данная рабочая программа музыкально-ритмического  кружка «Задоринки» поможет воспитателям и музыкальным руководителям организовать кружковую работу с детьми....

Мониторинг программы дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год

Мониторинг программы дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год...