Программа по познавательному развитию для одаренных детей 2-3 лет на 2018 – 2019 уч.г.
рабочая программа по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivayka_2018-2019_chirkova_korehova.docx | 41.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МАДОУ
МАДОУ «Верхнекетский детский сад» «Верхнекетский детский сад»
Протокол № М.Л. Березкина
от « »__________ 2018г. Приказ №
от « »__________2018г.
Программа по познавательному развитию
для одаренных детей 2-3 лет
на 2018 – 2019 уч.г.
Руководители: Корехова Н.А.
Чиркова Е.Ю.
р.п. Белый Яр – 2018г.
Пояснительная записка
Начиная с раннего возраста, ребёнок учится обращению с формами, количеством, а так же пространством и временем. Основываясь на практическом опыте повседневной жизни, он приобретает математические знания и умения, способность формулировать словами математические задачи и решения, постигает математические закономерности, овладевает схемами действий при решении математических задач. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну.
Актуальность программы «Развивайка» заключается в развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения, учитывая возрастные возможности детей данного возраста.
Нестандартные задания – это мощное средство активизации умственной деятельности. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. В игре детей привлекает не заложенная в ней обучающая задача, а возможность выполнить игровые действия, проявить активность, добиться результата. Для успешного и непринужденного обучения математическим основам детям необходимы игры особого рода, в которых содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей. При этом для выполнения и решения поставленных обучающих задач возникала бы объективная необходимость практического применения математических знаний, умений и навыков. Для реализации данной программы нами были выбраны учебно-методические пособия, такие как: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина и Математический планшет. К каждому такому пособию прикреплены альбомы с заданиями для игр.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-
правовыми документами:
- Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Санитарно-эпидемиологическими требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.
Цель программы «Развивайка»: развитие познавательных и творческих способностей детей, а также логико-математической компетенции.
Задачи:
- Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше).
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Пространственные представления и познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), мелкую моторику рук, умение моделировать на плоскости, умение создавать изображение по образцу, схеме.
- Формировать способность расставлять предметы по порядку, представления о цвете предметов, умение делить целое на части и составлять целое из частей, умение следовать устным инструкциям.
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, любознательность.
- Повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию логического развития детей.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе основным результатом должно стать развитие у детей познавательных процессов (внимание, память, речь, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация), деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры), в общении и коммуникации:
- Развитие представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них. Проявление интереса в заданиях на развитие логического мышления.
- Развитие мелкой моторики пальцев.
- Повышение уровня знаний родителей по логико-математическому развитию. Создание родителями дома условий для дидактических игр и правильная их подборка.
Основные методы и приемы совместной деятельности.
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:
- словесные (рассказы педагога, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);
- наглядные (работа с иллюстрациями, схемами, логическими цепочками, заучивание стихотворений);
- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на развитие логического мышления, на развитие речи и пр.);
Формы: групповая - основная форма работы на занятиях; индивидуальная форма.
Структура программы для одарённых детей «Развивайка».
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3 года. Срок реализации программы 1 год. Игра - занятие проводится в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность 10-15 минут.
1.Введение в игровую ситуацию | 1мин. |
2.Актуализация и затруднения в игровой ситуации | 3мин. |
3.Открытия детьми нового знания | 9мин. |
4.Эмоциональная устойчивость на успех | 2мин. |
Взаимодействие с родителями:
- Семинар-практикум по развивающим играм для детей 2-3 лет;
- Индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
- Разъяснительная и образовательная работа.
Развивающая среда в группе.
Интеллектуальный цент с учебно-методическими пособиями, такими как: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина и Математический планшет.
Календарный учебный график.
№ | Наименование оказываемой услуги | Группа | Форма органи зации | Учебный год | Учеб- ных недель | Количе- ство часов | |
в неделю | всего | ||||||
1. | «Развивайка» | вторая группа раннего возраста | подгрупповая | Начало учебного года окончание учебного года | 27 | 1 | 27 |
Учебно-тематический план
(вторая группа раннего возраста)
Месяц | Тема | Количество часов | Время | ||
Октябрь | Знакомство с учебно-игровым пособием «Математический планшет» | 1 | |||
«Зонтик» | 1 | ||||
«Коляска» | 1 | ||||
«Самокат» | 1 | ||||
Ноябрь | Знакомство с учебно-игровым пособием кубики Никитина | 1 | |||
«Роботы» | 1 | ||||
«Рыбки» | 1 | ||||
«Загадка» | 1 | ||||
Декабрь | «Звёздочки» | 1 | |||
«Ёлочные игрушки» | 1 | ||||
«Конфеты» | 1 | ||||
«Горка» | 1 | ||||
Январь | Знакомство с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера | 1 | |||
«По красной дорожке друзья идут к Антошке» | 1 | ||||
«На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки» | 1 | ||||
Февраль | «Сказка Колобок» | 2 | |||
«Сказка Заюшкина избушка» | 1 | ||||
«Закрывай скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки» | 1 | ||||
Март | Знакомство с учебно-игровым пособием Блоки Дьенеша | 1 | |||
«Бусы для мамы» | 1 | ||||
«Пряничный домик» | 1 | ||||
«Собачка» | 1 | ||||
Апрель | «Человек» | 1 | |||
«Клоун» | 1 | ||||
«Сказочное солнышко» | 1 | ||||
«Пароход» | 1 |
Методическое обеспечение
(вторая группа раннего возраста)
№ | Тема | Цель | Форма проведения | Методы приемы | Материалы |
1 | Знакомство с учебно-игровым пособием «Математический планшет». | Познакомить с | Занятие-творчество (фантазия) | Сказка, показ. | Дидактическое пособие «Математичес кий планшет» и игровой альбом. |
2 | «Зонтик» | Закреплять | Игра –занятие | Д/и Словесное объяснение показ, наблюде- ние | Дидактическое пособие «Математичес кий планшет» и игровой альбом. |
3 | «Коляска» | Закреплять Развивать знания о геометрических фигурах, мелкую моторику рук, внимание. | Игра –занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Дидактическое пособие «Математичес кий планшет» и игровой альбом. |
4 | «Самокат» | Закреплять Развивать знания о геометрических фигурах, мелкую моторику рук, внимание. | Игра –занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Дидактическое пособие «Математичес кий планшет» и игровой альбом. |
5 | Знакомство с учебно-игровым пособием кубики Никитина | Познакомить с учебно-игровым Формировать умение выкладывать кубики определенного цвета путем наложения на картинку. | Познаватель- ная игра | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
6 | «Роботы» | Развивать познавательный процесс, знания о геометрических фигурах, мелкую моторику, умение ориентироваться на плоскости. Продолжать знакомство с цветом. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
7 | «Рыбки» | Развивать знания о рыбах, геометрических фигурах, мелкую моторику. Формировать умение ориентироваться на плоскости. Продолжать знакомство с цветом. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
8 | «Загадка» | Закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете и форме. Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику, внимание. | Занятие-творчество (сказка) | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
9 | «Звёздочки» | Формировать представление о времени суток, понятие «один-много». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику, внимание. | Познаватель-ная игра | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
10 | «Ёлочные игрушки» | Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих елочных игрушек с использованием кубиков других цветов). | Занятие-творчество (фантазия) | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
11 | «Конфеты» | Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
12 | «Горка» | Формировать представление о времени года «Зима», о играх в зимнее время. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Кубики Никитина» и альбом заданий «Сложи узор» |
13 | Знакомство с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера | Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними. Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений. Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук. | Занятие-творчество (фантазия) | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
14 | «По красной дорожке друзья идут к Антошке» | Закреплять названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
15 | «На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки» | Закреплять эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
16 | «Сказка Колобок» | Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей. Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию. | Занятие-творчество (сказка) | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
17 | «Сказка Заюшкина избушка» | Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей. Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию. | Занятие-творчество (сказка) | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
18 | «Закрывай скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки» | Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей, умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки». |
19 | Знакомство с учебно-игровым пособием Блоки Дьенеша | Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом. Развивать мыслительные умения: (сравнивать, анализировать, классифицировать информацию). Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
20 | «Бусы для мамы» | Мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
21 | «Пряничный домик» | Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. | Занятие-творчество (сказка) | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
22 | «Собачка» | Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
23 | «Человек» | Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
24 | «Клоун» | Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
25 | «Сказочное солнышко» | Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. | Занятие-творчество (сказка) | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
26 | «Пароход» | Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. | Игра-занятие | Д/и Словесное объяснение показ. | Учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики». |
Список литературы:
- А. Бостельман «Математика в любое время!» под ред. Н.А. Воробьёва изд. Национальное образование / Москва 2016 г.
- Л. В. Михайлова-Свирская «Математика повсюду» изд. Национальное образование / Москва 2015 г.
- А.В. Белошистая « Развитие логического мышления у дошкольников» Москва 2013 г.
- А.В. Белошистая «Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций» Москва 2004 г.
- Математический планшет для малышей. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
- Блоки Дьеныша для самых маленьких. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
- Блоки Дьеныша для малышей. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
- Волшебные дорожки. Палочки Кюизенера для самых маленьких 2-3 лет. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа первой - второй младшей общеразвивающей группы для детей 2-4 лет на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Полянка» на 2018-2019 уч.год
Рабочая образовательная программа для воспитанников подготовительной группы Полянка муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...
Конспект итоговой оод по познавательному развитию (ФЭМП) подготовительной к школе группы №8 за 2018-2019 учебный год.
Закрепить умения определять временные отношения (дни недели, месяцы), умение ориентироваться на листе бумаги в клетку:;Совершенствовать навык прямого и обратного счёта , умение составлять и реша...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...
Рабочая образовательная программа в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет на 2018-2019 учебный год (группа №1 "Сказка")
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&r...
Рабочая программа музыкально-ритмического кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа музыкально-ритмического кружка «Задоринки» поможет воспитателям и музыкальным руководителям организовать кружковую работу с детьми....
Мониторинг программы дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год
Мониторинг программы дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год...