Проект "Подвижные игры с блоками Дьенеша"
проект по математике (средняя группа)
Цель проекта:
формирование элементарных математических представлений о геометрических фигурах, о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине с помощью подвижных игр с блоками Дьенеша.
Задачи проекта:
1. Закрепление знаний о геометрических фигурах, о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
2. Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
3. Развитие логического мышления. памяти, внимания, восприятия;
4. Развитие двигательной активности с помощью подвижных игр с блоками Дьенеша.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podvizhnye_igry_s_blokami_denesha.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Участники проекта: обучающиеся, их родители и педагоги.
Вид проекта: исследовательский
Срок реализации: долгосрочный сентябрь 2018года –май 2019 года.
Актуальность проекта:
В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным поиск и внедрение таких форм и методов работы с детьми, которые будут соответствовать современным требованиям развивающего обучения в период дошкольного детства, помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой деятельности, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной. Ведь еще в середине XVII века Я.А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно….». В связи с этим особое значение приобретают новые игровые педагогические технологии.
Основной вид деятельности дошкольников - это игра. Именно в игре можно с помощью данных технологий развивать у дошкольников не только интеллектуальные способности, но и творческие, физические, коммуникативные (умение работать в паре, подгруппой, коллективно), речевые.
Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры исследования логические блоки Дьенеша.
Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому развитию.Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные, творческие и физические способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.
Реализация проекта должна помочь дошкольникам закрепить знания о геометрических фигурах, о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине с помощью подвижных игр с блоками Дьенеша.
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений о геометрических фигурах, о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине с помощью подвижных игр с блоками Дьенеша.
Задачи проекта:
1. Закрепление знаний о геометрических фигурах, о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
2. Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
3. Развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия;
4. Развитие двигательной активности с помощью подвижных игр с блоками Дьенеша.
5.Развитие коммуникативных навыков.
Перспективный план
Срок | Содержание работы педагога Подвижные игры математического содержания с блоками Дьенеша |
Сентябрь | 1. «Соберем грибочки». «Кошки – мышки». 2. « Помоги друзьям». 3. « Лошадки». |
Октябрь | 1. «Найди себе пару». 2. «Два из трёх». 3. «Выполняем действие по наглядному сигналу». 4. «Собери в ведёрко». |
Ноябрь | 1.«Бег по кочкам». 2. «Посадим красивую клумбу». 3. «Найди свой гараж». 4. «Собирай, не зевай!». 5. Развлечение: «Мама – солнышко моё» с использованием блоков Дьенеша. |
Декабрь | 1.«Устойчивые блоки». 2. «Разложи фигуры». 3. «Найди себе пару». 4. «День – ночь». |
Январь | 1.«Далеко – близко». 2. «Играем с матрешками». 3. «Найди свой гараж». 4. «Аквариум». 5. Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки». |
Февраль | 1.«Спускаемся – поднимаемся по ступенькам». 2. «Собирай, не зевай!» 3. « Найди свой домик». 4. «Поможем Степашке». |
Март | 1. «Правильно пойдешь – секрет найдешь». 2. «Устойчивые блоки». 3. Эстафета « Перевозка грузов». 4. «Посадим красивую клумбу». |
Апрель | 1. « Кошки - мышки». 2. « Найди себе пару». 3. «Кто окажется проворней». 4. « Лети в своё гнёздышко». |
Май | 1.Игры по закреплению программного материала. 2.Изготовление стенгазеты на тему: «Спортивная математика». 3.Родительское собрание на тему: «Использование подвижных игр математического содержания с блоками Дьенеша». |
Планируемые результаты:
В результате реализации проекта дети средней группы смогут закрепить свои знания о геометрических фигурах, о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине, а также сформируется интерес к подвижным играм; развитие математических и физических способностей.
Описание подвижных игр математического содержания с блоками Дьенеша (приложение).
Месяц. Название игры. | Описание. | Цель: |
Сентябрь. «Соберем грибочки» «Помоги друзьям» «Лошадки» | На ковре – 3обруча, в одном обруче размещаются все блоки (грибочки), нужно собрать в один обруч все маленькие (грибочки), в другой все большие. Эстафета: дети делятся на 3 команды, на ковре 4 обруча, в одном размещаются все блоки, на другом конце зала 3 обруча красного, синего и желтого цвета, нужно взять один блок и поместить в обруч соответствующего цвета. Дети выбирают себе блок, затем воспитатель предлагает встать парами так, чтобы в паре были одинаковые фигуры по цвету и форме, но разные по величине(например большой и маленькие красные квадраты), тот у кого большая фигура становится лошадкой, у кого маленькая – наездником, наездники запрягают лошадок. По сигналу воспитателя лошадки начинают передвигаться в разных направлениях, но так чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время дети меняются фигурами и ролями. | закреплять умение сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой,маленький. развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении. сравнение фигур по величине, закрепить знание цвета, формы. |
Октябрь. «Найди себе пару» «Два из трёх» «Выполняем действие по наглядному сигналу». «Собери в ведёрко». | Дети выбирают блоки по желанию, по сигналу воспитателя бегают по всему залу. По команде « Найди себе пару» ищут товарища с такой же фигурой, как у него и встают парами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, при необходимости, помогает детям найти свою пару, дети называют признаки своих фигур. Через некоторое время воспитатель предлагает детям выбрать новые фигуры и снова найти свою пару. На полу лежат три блока. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бедрах или за спиной. По команде «Стоп!» каждый старается схватить два блока. Тот, кому достанется один ,проигрывает. Воспитатель объясняет детям правила «Если я показываю красную фигуру, то все дети стоят, если жёлтую- прыгают, если синюю – бегают», повторяют условия вместе с детьми. Воспитатель в разном порядке показывает разные блоки, дети выполняют движения в соответствии с цветом блока. В ряд стоят ведёрки: на столе, на стуле, на полу. Блоки разложены в обруче в центре зала, дети должны собрать только те, которые соответствуют обозначения на ведре. | закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. развивать умение сравнивать предметы по цвету. развивать умение сравнивать предметы по цвету. закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать умение сравнивать предметы по цвету |
Ноябрь «Бег по кочкам» « Посадим красивую клумбу». «Найди свой гараж». «Собирай, не зевай!» | Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне с пустой корзиной. В середине зала 3 обруча. По сигналу капитана первый ребенок, перепрыгивая из обруча в обруч, добегает до корзины с блоками, после чего возвращается обратно, наполняя пустую корзину блоками. Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча, карточки с обозначениями признаков фигур. Карточки с обозначением 1 признака (цвет, форма, величина), все блоки лежат в одном обруче (рассада), 3 – пустые, нужно взять один блок и посадить в ту «клумбу», на карточка на которой соответствует признаку этого блока. Воспитатель на ковре из блоков Дьенеша составляет геометрические фигуры (гаражи), выясняя у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами- геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его. На ковре лежат 5 обручей, в каждый обруч ставят блок Дьенеша. Играющиедолжны впрыгнуть в первый обруч, взять блок в руки и впрыгнуть во второй обруч, потом уже с двумя блоками впрыгнуть в третий и т. д. | закреплять умение считать в пределах3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении. упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос « Сколько». |
Месяц. Название игры. | Описание. | Цель: |
Декабрь. «Устойчивые блоки» «Разложи фигуры» «Найди себе пару» «День – ночь» | Две - три команды выстраиваются в колонны по одному, первый игрок получает по 5 блоков Дьенеша. Надо поставить блоки один на другой столбиками, взявшись за нижний блок, пронести их по всему маршруту вперёд и назад, передать блоки следующему участнику. Побеждает тот, кто сумел сделать это быстрее. Уронивший блоки должен остановиться, сам его поднять, водворить на место и продолжать путь дальше. На полу стоят четыре корзины, рядом лежат блоки Дьенеша. Каждая из команд отбирает фигуры из своих наборов и раскладывает в 2 корзины: в одну- большие круги, в другую – маленькие. Дети выбирают блоки по желанию, по сигналу воспитателя бегают по всему залу. По команде « Найди себе пару» ищут товарища с такой же фигурой, как у него и встают парами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, при необходимости, помогает детям найти свою пару, дети называют признаки своих фигур. Через некоторое время воспитатель предлагает детям выбрать новые фигуры и снова найти свою пару. Воспитатель спрашивает у детей, что они делают днём, а что ночью. (Ответы детей). Когда воспитатель говорит: «День», дети выполняют задание. На полу лежат 5 обручей, в одном находятся все блоки Дьенеша, остальные пустые, нужно разложить фигуры по форме в оставшиеся обручи. А когда произносит: «Ночь», они приседают и закрывают глаза ладошками. Игра повторяется 3-4 раза. | продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?». Совершенствовать умение определять пространственное направление: вверху, внизу. продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине и цвету. закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. закреплять умение считать в пределах 5. Закреплять представление о последовательности частей суток: утор, день, вечер, ночь. |
Январь «Далеко – близко» «Играем с матрёшками» «Найди свой гараж». «Рыбка в ложке» | На полу – 2 корзины. Воспитатель уточняет расположение корзин относительно детей: далеко или близко они стоят. Затем дети берут по одному блоку, бросают их в корзину и говорят, далеко или близко упала фигура. Упражнение повторяется 3-4 раза. Две - три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки (зала) лежат 4 обруча, рядом с каждым обручем стоит матрёшка с карточкой, обозначающая признак фигуры. Первым игрокам вручают по мешочку с блоками Дьенеша. По сигналу дети бегут, раскладывают все блоки в свои обручи и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают блоки и мешочек с фигурами передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру. Воспитатель на ковре из блоков Дьенеша составляет геометрические фигуры (гаражи), выясняя у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами- геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его. Две команды выстраиваются в колонны по одному возле стула. Перед командами на противоположном конце площадки (зала) стоит второй стул, где лежат блоки Дьенеша «рыбки». Первые игроки получают по столовой ложке. По сигналу начинается соревнование. Каждый должен подойти ко второму стулу, взять ложкой одну «рыбку» (не помогая второй рукой), Отнести её на первый стул, ложка передается следующему игроку и т. д. | познакомить со значением слов далеко – близко. закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать умение определять пространственное направление: слева, справа. |
Февраль «Спускаемся – поднимаемся» «Собирай, не зевай!» «Найди свой домик» «Поможем Степашке» | Две команды выстраиваются в колонны по одному первые игроки получают по столовой ложке, в которых лежат блоки Дьенеша (воспитатель показывает детям квадраты, выясняет, чем они похожи (одинаковые по цвету) и чем отличаются (разные по толщине). Их задача состоит в том, чтобы пройти всю дистанцию, держа в руке ложку. По дороге надо подняться с ложкой в руке на стул и сойти с него, на обратном пути пролезть под дугой, не уронив блок, ложка передается следующему игроку и т.д. На ковре лежат 5 обручей, в каждый обруч ставят блок Дьенеша. Играющие должны впрыгнуть в первый обруч, взять блок в руки и впрыгнуть во второй обруч, потом уже с двумя блоками впрыгнуть в третий и т. д Воспитатель вместе с детьми рассматривает скворечники с окошками разной формы и предлагает разложить их на ковре. Затем дети делятся на 4 команды (у членов каждой команды свои геометрические фигуры (блоки Дьенеша): круги, квадраты, треугольники, прямоугольники соответствующие формам окошек скворечников). По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе под музыку, по второму сигналу находят свои «домики»: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат, - к квадрату и т.д. Затем дети обосновывают свой выбор. Игра повторяется 3 – 4 раза. Каждый раз воспитатель меняет местами «домики», а команды обмениваются блоками. На ковре разложены блоки Дьенеша и расставлены 4 корзины с условными обозначениями фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Воспитатель вместе с детьми встаёт в центр группы, определяет местоположение корзин (впереди, сзади, слева, справа) и просит детей помочь Степашке разложить фигуры в соответствующие корзины. Собирая блоки, дети уточняют направление своего движения (вперёд или назад, направо или налево) и называют фигуру. | продолжать развивать умение сравнивать предметы по толщине и цвету. упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос « Сколько». упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, направо, налево). Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. |
Март «Правильно пойдешь – секрет найдешь» «Устойчивые блоки» «Перевозка грузов» « Посадим красивую клумбу». | Воспитатель приносит конверт с планом, в котором указано, как найти дорогу к домику. В соответствии с рисунком в группе расставлены блоки Дьенеша: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок, выясняет, от какой фигуры надо начать движение и в каком направлении двигаться (до какой фигуры нужно дойти), например: (от прямоугольника надо идти вперёд до круга). По окончании пути правильность движения проверяется по рисунку. Две - три команды выстраиваются в колонны по одному, первый игрок получает по 3 блоков Дьенеша. Надо поставить блоки один на другой столбиками, взявшись за нижний блок, пронести их по всему маршруту вперёд и назад, передать блоки следующему участнику. Побеждает тот, кто сумел сделать это быстрее. Уронивший блоки должен остановиться, сам его поднять, водворить на место и продолжать путь дальше. Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку. Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча, карточки с обозначениями признаков фигур. Карточки с обозначением 1 признака (цвет, форма, величина), все блоки лежат в одном обруче (рассада), 3 – пустые, нужно взять один блок и посадить в ту «клумбу», на карточка на которой соответствует признаку этого блока. | закреплять умение двигаться в заданном направлении. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. учить сравнивать три предмета по высоте: выше, ниже. закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать умение сравнивать предметы по цвету закреплять умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении. |
Апрель «Кошки – мышки» «Найди себе пару» «Кто окажется проворней» «Лети в своё гнёздышко» | Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами: Мыши водят хоровод, В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей. Дети выбирают блоки по желанию, по сигналу воспитателя бегают по всему залу. По команде « Найди себе пару» ищут товарища с такой же фигурой, как у него и встают парами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, при необходимости, помогает детям найти свою пару, дети называют признаки своих фигур. Через некоторое время воспитатель предлагает детям выбрать новые фигуры и снова найти свою пару. Две - три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки (зала) лежат 4 обруча, с условными обозначениями фигур. Первым игрокам вручают по мешочку с блоками Дьенеша. По сигналу дети бегут, раскладывают все блоки в свои обручи и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают блоки и мешочек с фигурами передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру. Воспитатель раскладывает 3 больших обруча (красный, синий, желтый) на определенном расстоянии друг от друга. Детям (птичкам) предлагает выбрать себе блок Дьенеша (красный, синий, жёлтый). По сигналу воспитателя дети бегают по группе врассыпную «Птички летают», затем воспитатель даёт команду: «Птички полетели в гнёздышки», дети бегут и становятся в обруч того же цвета, что и его птичка | закреплять умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении. закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. закрепить знание цвета. |
Май Закрепление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе. “Полет в космос”.
Конспект занятия по РЭМП с использованием блоков Дьенеша....
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".
Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....
Логические игры с блоками Дьенеша.
Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....
Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.
Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...
Игры с блоками "Дьенеша"
Пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщ...
Играем вместе с детьми. Дидактические игры с блоками Дьенеша.
Дидактические игры с блоками Дьенеша....
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....