Игры с блоками Дьенеша
материал по математике
Предварительный просмотр:
Игра «Замочки»
Цель:Развивать умение находить блоки определенного цвета, размера и формы по схеме. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Материал:Набор блоков Дьенеша, силуэты замков из бумаги.
Ход игры: Мы должны открыть эти замки. Замок откроется лишь тогда, когда мы подберем ключи. Можно усложнить задание:Замок откроется лишь тогда, когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находятлишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один красный).
Дидактическая игра «Засели домик»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 -этажный дом с изображением двух признаков –цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 –этажный дом. Необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам(цвет и форма). Во время работы детей, воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает). Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие тонкие блоки...
Игра «Приготовим компот»
Цель: развивать умение находить блоки определенного цвета и формы. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Материал: набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат, треугольник, прямоугольник).
Ход игры: Поможем бабушке приготовить компот. В банку с красной крышкой, нужно положить только красные «ягодки» и обратить внимание на значок, если треугольник, то в банку нужно положить только красные треугольные «ягодки» и т.д.
Игра "Цепочка"
Цель: освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку
Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеруи форме, по толщине и т.д.);в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). Игра
"Раздели фигуры"
Цель: освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли распределили игрушки. Предложите ответить на вопросы:-Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).-А у зайки? (Все не красные). -Попробуйте разделить фигуры по-другому: чтобы у мишки оказались все круглые; чтобы зайцу достались все большие; чтобы зайцу достались всежелтые и т.д.
Более сложный вариант этой игры: Разделите фигуры так: чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные). Предлагаются другие варианты заданий. Разделите фигуры так:чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие; мишке достались все маленькие, а зайке -все прямоугольные; у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые.
Игры и занятия с цветными палочками Кюизенера с детьми 3–4лет
Игра «Сушим полотенца»
Цель:Развивать умение сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее –короче, равные по длине).
Материал:Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
Описание:На подносе лежат палочки двух цветов.Задания–Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?–Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)–Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколько –столько, поровну.)–Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это –веревочка. Палочки желтого и красного цвета –«полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое...Вопросы–Сколько желтых «полотенец»? (Много.)–Сколько красных «полотенец»? (Много.)
–Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)–Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых –столько красных.)Игра «Числа 1 и 2»Цель:Развивать умениесравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.Материал:Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки –3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.Описание:Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.Дети ставят цифру 1 под белым кубиком: «Один кубик –цифра один!»Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик –это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает числодва. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
Игра «Строительство домов»
Цель:Развивать умениедетей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал:Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание:Предложитьдетям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделатькрышу.
Вопросы и задания–Что получилось? (Дом.)–С одной стороны дома постройте большой дом, с другой –маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?–Сколько всего домов?–Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?–Между какими домами расположен голубой дом?–Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?–Сколько всего окон?–Какие окна по величине?
Игра «Число 3»
Цель:Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал:Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки –4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание: Задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочкеи положите их столбиком рядом с розовой палочкой». Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске.–Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)–Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
–Что больше –один или два?–Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.–Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее.Какого она цвета? (Голубого.)–Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.) Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розоваяи белая или три белые).Воспитатель говорит:–Розовая палочка обозначает число два, а голубая –число три. Положите столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три.–А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.–Назовите цифры по порядку.–Какое число больше –один или два? На сколько два больше одного? На сколько один меньше двух?–Какое число больше –два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три больше двух.–Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.
Игра «Треугольники»
Цель: Развивать умение детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Материал: Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.
Описание: Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой –красный». Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны. Вопросы–Сколько получилось треугольников?–Расскажите, как расположены треугольники.–Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.–Который по счету красный треугольник? Голубой?–Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе. “Полет в космос”.
Конспект занятия по РЭМП с использованием блоков Дьенеша....
Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".
Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....
Логические игры с блоками Дьенеша.
Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....
Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.
Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...
Игры с блоками "Дьенеша"
Пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщ...
Играем вместе с детьми. Дидактические игры с блоками Дьенеша.
Дидактические игры с блоками Дьенеша....
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....